КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемная область соответствия целей, способов, методов обучения психическим закономерностям развития человека на разных этапах его профессионального и личностного развития
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования Модули изучения психологии профессионального образования как учебного предмета Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина Место психологии профессионального образования в системе психологических наук Предмет и основные категории психологии профессионального образования Психологически обусловленные проблемы профессионального образования Модули изучения психологии профессионального образования как учебного предмета Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина. Место психологии профессионального образования в системе психологических наук Лекция 1 Тема: Методологические основания психологии профессионального образования Вопросы: Основные категории и понятия: Психология, психология профессионального образования, образование, педагогическая психология, андрогогика, акмеология, концепция профессионального становления личности, непрерывное образование, концептуальные категории ППО. Всовременной психологии отчетливо прослеживаются две тенденции: интеграция и дифференциация отраслей психологических наук. К.К.Платонов, анализируя классификации психологических наук, разработанные отечественными и зарубежными учеными, насчитывает около 100 психологических наук и их отраслей. Одной из устоявшихся междисциплинарных отраслей психологии является педагогическая психология. Ее предмет — психологические закономерности и механизмы образовательной деятельности. Из определения сущности педагогической психологии следует, что она призвана решать все психологические проблемы образования человека. Однако исследование общенаучной характеристики педагогической психологии показывает, что она ограничивается изучением воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии свидетельствует, что ее объектом является «ребенок, подросток, юноша» Таким образом, объектом изучения является личность обучаемых, возраст которых не превышает 20—25 лет. Но ведь образование людей продолжается и за пределами этого возраста.
Для обоснования правомерности выделения психологии профессионального образования в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии рассмотрим ее место в классификации психологических наук. К.К.Платонов представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева, корнями которого являются философские проблемы психологии; стволом — общая психология; наиболее мощными ответвлениями ствола - психологические науки, изучающие закономерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений: зоопсихология, дифференциальная психология, социальная психология; другими ветвями — прикладные психологические науки: психология труда, педагогическая психология, психология спорта и др. Особо подчеркнем, что в числе прикладных отраслей психологии на стыке психологии труда и педагогической психологии К.К.Платонов выделил психологию профессионально-технического образования, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание. Основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессионального становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профобразования в самостоятельную отрасль выступает принцип развития психики. Выше уже было показано, что психология профобразования обеспечивает, изучает профессиональное становление личности на разных стадиях ее развития.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании такого разделения психологических наук подразумевается, что каждой психологической дисциплине, каждому учебному курсу соответствует учебный предмет, то есть то главное, на что направлено внимание обучающихся. Как правило, это главное можно охарактеризовать одним словом или словосочетанием (в котором, в свою очередь можно выделить ключевое слово). Учебный предмет (учебный курс) строится на основе и в соответствии с наукой. В целях науки и целях учебного предмета имеется существенное отличие. Целью науки является: - получение объективно нового знания о фактах профессионального становления человека; - раскрытие психологических закономерностей в процессе профессионального становления; - механизмов научных (например, психических) явлений.
Цель учебного предмета: - усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний; - развитие учебно-профессионального интеллекта; - гуманистическое воспитание личности.
Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической науки - новые факты, закономерности и механизмы психики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — это дидактически адаптированная, целеориентированная и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важной отличительной характеристикой науки являются методы исследования учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности.
Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии профессионального образования как науки можно выделить следующие компоненты:
· психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образование, последипломное образование, социально профессиональное воспитание, образовательно ориентированная профессиография;
· психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение. Раскрытие этих подпроблем обусловливает необходимость рассмотрения теоретических основ психологии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция (видение, представление о…) профессионального становления личности. Общая цель психологии профессионального образования определяется ее предметом — изучением и описанием психологических особенностей, закономерностей и механизмов профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Приложение этой цели на учебный предмет позволяет определить задачи учебной дисциплины и осуществляется на основе представленной выше структуры психологии профобразования. Важной частью курса являются методы психодиагностики, а также методы решения проблем профессионального роста специалистов.
Психология профессионального образования является междисциплинарной отраслью научного знания и тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией и вместе с тем она является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной. Отличие ППО как науки и как учебной дисциплины прослеживается при сравнении целей, объекта, предмета и методов исследования и изучения (табл. 1).
Таблица 1 Особенности психологии профессионального образования
Области профессиональной деятельности педагога профессионального образования: - содействие деятельности психологической службы, - психолого-педагогическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, - социально-психологическое сопровождение профессионального становления обучаемых, - преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей.
Основными видами деятельности педагога (психолога) профессионального образования являются:
· профессиональное консультирование обучаемых; · психологическая профилактика отклоняющегося поведения; · диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств; · разработка профессиограмм специалистов; · мониторинг профессионального развития; · психологическое просвещение.
В соответствии с вышеизложенным, наша цель на предстоящий учебный год заключается в изучении психологии профессионального образования как учебного предмета. Для продуктивного изучения предлагаю структурировать содержание изучаемого предмета. Выделим 4 основных модуля и будем их изучать по семестрам в следующем порядке: 1 семестр – 3 модуля: Модуль 1. Теоретико-методологические основы ППО Модуль 2. Становление личности в онтогенезе Модуль 3. Психология профессии и профессиональной деятельности
2 семестр – 1 модуль Модуль 4. Психологические основы профессионального образования.
Каждый модуль состоит из логически и последовательно связанных тем. По окончании каждого модуля – промежуточный зачет. В конце 1 семестра – зачет, в конце второго – экзамен. Освоение содержания будет учитываться по модулям. Не освоившие предыдущий модуль к зачету по следующему не допускаются. Всовременной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль пока не представлена. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования рассматривались до недавнего времени педагогической психологией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией.
Рассмотрим психологически обусловленные проблемные области профессионального образования.
1. Проблемная область организации обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (как, где учить?) В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Социальный лозунг «Образование на всю жизнь» потерял свою актуальность. Актуален лозунг «Образование через всю жизнь». В этом непрерывном процессе традиционно выделяют системы общего и профессионального образования.
Система профессионального образования включает подсистемы: - допрофессиональной трудовой подготовки школьников, - система начального профессионального образования; -система среднего профессионального образования; - система высшего профессионального образования; - система послевузовского (аспирантура, докторантура) профессионального образования;; - система последипломного (дополнительного) образования специалистов – повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека - период с начала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе выделяют стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса определяются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании, то есть продуктивность определяется непрерывностью.
2. Проблемная область содержания обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (чему учить?)
Непрерывность в свою очередь определяется динамичностью мира профессий — одни профессии отмирают, другие возникают, постоянно меняется содержание профессионального труда. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей.
3. Проблемная область методики обучения на разных ступенях возрастного психологического развития (какими способами, при помощи каких средств учить?) На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации. На стадии выбора профессиональной деятельности происходит формирование профессиональных намерений. Необходимо организовать профессионально ориентированное обучение школьников (предпрофильные, профильные классы, кабинеты профориентации), которое обеспечило бы психологически компетентный выбор профессии, и ее получение в определенной профессионально-образовательной области. На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональной мотивации, профессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральной проблемой на этой стадии является формирование системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей. На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Необходимо обеспечить формирование профессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психологической проблемой на этой стадии является выработка первоначального опыта выполнения профессиональной деятельности. В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образовательной технологии повышения компетентности и квалификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и сопровождении. На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные технологии и весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходимость постоянного, непрерывного профессиональною образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложныe структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлением становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации, сдерживает дальнейший профессиональный рост специалиста. Очевидно, нужны особые, личностно ориентированные технологии профессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование. Достижение вершин профессионального мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессионально-психологического потенциала, достижение вершин профессионализма возможны в процессе особых организационных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).
Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления личности. Таблица 1 Проблемное поле психологии профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |