Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрирование задачи (краткая запись)

Иллюстрация задачи — это использование средств наглядности для вычленения величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел и установление связей между ними. Данный прием помогает учащимся под руководством учителя представить связи между условием и вопросом, данными и искомыми в виде схематических и символических иллюстраций (моделей). Иллюстрация помогает детям осознанно выбирать арифметические действия.

Модели - это знаково-символические средства, отражающие структуру задачи и они достаточно просты для восприятия младшими школьниками. Для того, чтобы ученик уже в начальной школе мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничивался нахождением ответа к данной, он должен овладеть некоторыми теоретическими знаниями о задаче, и прежде всего о структуре. Отделить структуру задачи от всего несущественного помогают модели.

Модели делятся на несколько видов. Представим их в виде схемы:

МОДЕЛИ

Схематизированные Знаковые

вещественные графические естественный математический

язык язык

- рисунок краткая запись

- условный рисунок таблица

- чертеж

- схема

 

В учебнике по методике математики М.А. Бантовой и Г.В. Бельтюковой выделяют предметную и схематическую иллюстрацию.

Под предметной иллюстрацией понимаются операции с предметами или рисунками предметов, о которых идет речь в задаче.

Дана задача: у девочки было 5 открыток. Она подарила 3 открытки. Сколько открыток осталось у девочки? (задача на нахождение остатка по М.А. Байтовой). Иллюстрация данной задачи будет выглядеть так: Возьмем 5 открыток, затем уберем в сторону 3. Оставшиеся открытки - ответ задачи (5 без 3). Таким образом будет проиллюстрировано решение задачи.

Дана задача: в вазе 6 яблок, из них одно зеленое, а остальные красные. Сколько яблок в вазе? Для иллюстрации данной задачи можно использовать картинки с яблоками.

 

 

Наряду с предметной иллюстрацией используется и схематическая - чертеж, схема.

 

 

Графическая схематизация может служить разным целям при работе с задачей. Предлагая абстрактную модель, учитель просит учащихся составить по ней простые задачи с разными отношениями между данными и искомым.

Дети составляют задачи;

- на нахождение суммы;

- на разностное сравнение

- на кратное сравнение;

- на увеличение числа на несколько единиц;

- на увеличение числа в несколько раз;

- на деление по содержанию.

 

Табличная форма краткой записи требует выделения и названия величин. Расположение числовых данных в таблице помогает установлению связей между величинами: на одной строке записываются соответствующие значения различных величин, а значение одной величины записывают одно под другим, искомое число обозначают вопросительным знаком.

Задача: купили 3 одинаковых пенала и уплатили за них 60 р. Сколько стоят 7 таких пеналов?

Краткая запись будет выглядеть так:

Цена Количество Стоимость
     
     

 

Краткая запись с помощью опорных слов.

Составьте краткую запись задачи: у девочки было 5 открыток. Она подарила 3 открытки. Сколько открыток осталось у девочки?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные элементы задачи | Поиск плана решения задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.