Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст и размер.

Что можно сказать о факторах возраста и размера организации? Хотя значительные размеры сами по себе не приводят к дивизионализации, нам представляется, что крупнейшие американские корпорации не случайно так широко используют эту форму. Справедливо также и то, что по мере роста организаций усиливается их склонность к диверсификации, а затем и дивизионализации. Это объясняется, во-первых, действием защитного инстинкта: крупные производственные фирмы склонны f организации по типу
механистической бюрократии, то есть структуры, стремящейся избегать рисков. Диверси­фикация позволяет распределит и тем самым уменьшить риски. К тому же, чем крупнее фирма по сравнению со сво­ими конкурентами, тем больше у нее шансов занять веду­щие позиции на традиционном рынке. В конечном итоге она просто исчерпает все возможности для дальнейшего расширения (так как не останется свободных долей рынка
или ее использование ею доминирующего положения приведет к нарушениям антитрестовского законодательства), что вынудит ее искать другие направления развития. По­ этому она диверсифицирует свою деятельность, а затем и дивизионализируется. Кроме того, при дивизионализации создается сильный кадровый ресурс ге­неральных менеджеров, выступающих за более широкую диверсификацию и дальнейший рост компании. Следовательно, правомерным является утверждение о наличии важной взаимосвязи между размером организации и диви­зионализацией и, в качестве промежуточной переменной, —

диверсификацией. Крупнейшим корпорациям — за небольшим исключением фирм, которые в силу аномально высо­ких постоянных издержек не выходят за рамки одного пред­приятия, — дивизионализация не только необходима, но именно ей, прежде всего, они обязаны своим статусом.

На самом деле многие корпорации выросли до таких размеров и так расширили свою деятельность, что дивизиональная форма перестает отвечать их потребностям. Они выбирают ее вариацию, которую называют мультипли­цированной дивизиональной формой: с дивизиональными надстройками над подразделениями. Например, регио­нальные подразделения надстраиваются на товарные ди­визионы или широкие товарные подразделения («груп­пы») ставятся над более узкими

Помимо размеров с дивизиональной формой связан возраст организации. Если менеджменту крупных орга­низаций не хватает простора традиционных рынков, то на
руководство «зрелых» компаний привычные сферы дея­тельности зачастую просто навевают скуку, а диверсифи­кация для них — возможность «развлечься». Также неред­ки ситуации, когда со временем традиционные рыночные ниши компании заполняются конкурентами, что заставляет се менеджмент искать новые перспективные сферы деятельности.

Однако дивизиональная форма необязательно всегда следует за другими конфигурациями (как более поздняя стадия развития). По сути, жизнь некоторых организаций Начинается именно с этой формы. Они дивизионализируются, так сказать, с нуля, то есть скорее аккумулируются, нежели диверсифицируются. Самостоятельные организа­ции объединяются в новые союзы — возможно, рассчиты­вая выиграть от укрупнения своих финансовых ресурсов или вспомогательных служб, — не собираясь при этом те­рять свою прежнюю автономию, то есть естественным об­разом приходят к одному из вариантов дивизиональной формы. Эти альянсы, получившие название ассоциаций, или федераций, возникают, когда фермеры объединяются в кооперативы, чтобы совместно продавать свою продук­цию, или когда небольшие строительные фирмы пытают­ся вместе противостоять объединениям более крупных конкурентов. Конечно, не все объединения создаются на сугубо добровольных началах. Операторы фондовой бир­жи завладевают корпорациями по результатам голосова­ния с использованием доверенностей и принудительно объединяют их в федерации. То же делает государство, ког­да национализирует фирмы для объединения их ресурсов в целях государственного планирования или увеличения масштабов производства для противостояния иностран­ным конкурентам. Когда «союзные» организации произво­дят обычные продукты или услуги, естественно возникает сильная тенденция к консолидации их деятельности в бо­лее плотную структуру — особенно к концентрации кри­тических функций в административном центре, и дивизи­ональная структура склоняется к структуре комплексной механистической бюрократии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя среда | Власть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.