Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль сферы услуг

Тема 2.1.. Инфраструктура индустрии туризма

 

Краткое содержание темы: Роль сферы услуг.Понятие услуга, сервис, обслуживание. Характеристика и основные особенности услуг, специфические особенности туруслуг. Туризм и путешествия. Определение понятий «турист», типы туристов. Определение понятия «туризм», виды и формы туризма,. Виды организаций в секторе туризма. Понятие «туроператора» и «турагента». Понятие «средство размещения» и их классификация. Классификация предприятий общественного питания. Другие сектора индустрии туризма и гостеприимства и их краткая характеристика

 

 

 

В настоящее время индустрия сервиса становится все более значимой в мировой экономике и в экономике России. Развивается так называемый рынок "сервисного предпринимательства". В последние десятилетия в развитых странах мира сфера услуг развивается быстрее материального производства и к настоящему времени выросла в крупнейший сектор экономики.

За рубежом будущее общество называют сервисным, так как считается, что уже сейчас доля услуг в развитых странах составляет 70 % в ВНП, а в развивающихся странах - превысила 50%. Количество работающих в сфере услуг в США достигло 70 % от общего числа занятых, в Великобритании, Франции, Японии, Германии – 60% и выше. Доля капиталовложений, без расходов на жилищное строительство, в США находится на уровне 30%, в Великобритании – 40%.

В России за последнее десятилетие доля услуг в ВНП увеличилась более чем на 20%, что произошло за счет сокращения производства товаров и сейчас составляет около 53% в ВНП.

Индустрия услуг – очень специфическая и многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается её отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг.

По сравнению с управлением материальным производством управление предприятиями сервиса и туризма имеет очень много специфических черт. И прежде всего это связано с особенностями услуги как товара.

Услуги невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т.е. оказание услуг, и приобретение происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.

Существует также много специфических особенностей и в области экономических аспектов управления индустрией туризма, поскольку её эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т.п.

Индустрия туризма – одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий.

Зарождение туризма в мире было, обусловлено его социально-экономическим значением для человека, ради которого, собственно, он и развивался. Речь идет об удовлетворении важнейших потребностей человека (активный отдых, рекреация, обучение, деловые и профессиональные цели, религия, паломничество и т.д.). Потребности в туристских услугах с развитием общества, ускорением темпа жизни становятся все более ярко выраженными и оказание услуг по их удовлетворению становится все более востребованным.

В настоящее время специализация многих регионов мира по оказанию таких услуг привела к тому, что сфера туризма сегодня - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Развитие сферы туризма в передовых странах мира и в России за последние десятилетия объясняется не только ростом общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса, но и повышением материального благосостояния людей и улучшением качества их жизни, приведшие к возрастанию доли расходов, в том числе на туристско-экскурсионные услуги в семейном бюджете.

В настоящее время сфера туризма является третьей по доходности отраслью мировой экономики. Доля туристских услуг неуклонно возрастает и достигла почти 8% общего объема мирового экспорта. На сферу туризма приходится более 6% мирового ВВП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 5% всех налоговых поступлений.

К началу 90-х годов в Российской экономике в целом и в сфере туризма в частности стали складываться рыночные отношения, приведшие к появлению большого количества небольших туристических фирм различных организационно-правовых форм собственности.

Однако развитие рынка туристских услуг затруднялось такими факторами, как политическая и экономическая нестабильность в стране, неблагоприятная экологическая обстановка в отдельных регионах, ухудшение криминальной обстановки, дезорганизация транспортного обслуживания, более 80% материальной базы туризма нуждалось в капитальном ремонте и реконструкции.

Резко возрос спрос на международный въездной туризм и произошел спад внутреннего туризма. Несмотря на относительный рост въездного туризма, Россия занимает менее 1.5% мирового туристского рынка при огромном потенциале страны. Превышение выездного туризма над въездным в структуре рынка туристских услуг привело к отрицательному сальдо в платежном балансе России по статье "туризм". Однако в последние годы впервые в развитии туризма произошли важные положительные изменения: в 2001г. Российскую Федерацию посетило почти 21,570 тыс. иностранных граждан, тогда как число выехавших за пределы России составило 17,938 тыс. человек и примерно 56 млн. дальних поездок по России, в том числе 22 млн. поездок с проживанием в коллективных средствах размещения гостиничного типа и специализированных коллективных средствах размещения. [6, c.18].

Большое влияние оказывает туризм и на социально-экономическое развитие регионов. Благодаря развитию туризма появляются новые рабочие места, развиваются коммуникационные и другие сопутствующие системы. По некоторым оценкам, на долю туристских поездок внутри страны (внутренний туризм) приходится 80-90 % всех туристских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки. Более того "внутренний туризм " выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых туристских ресурсов и регионов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого туристского пространства. [6, c.18].

Туризм в России к 1999г. практически преодолел последствия кризиса, а с 2000г. отмечается стабилизация и рост его экономических показателей. Постепенно снижается дефицит платежного баланса по туристским поездкам за рубеж и наступают положительные структурные изменения в системе туристской отрасли страны.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) к 1999г доля российского туризма в общем объеме мировых доходов возросла до 1.6 % (к 1996г. она составляла около 1 %), а доля в международных туристских прибытиях поднялась с 18-го места в 1995г. до 8-го места в 2000г. и составила 1.3% (данные ВТО не совпадают с данными Госкомстата России). [36, c.3].

Однако Россия, обладая значительными туристскими ресурсами, не использует в достаточной мере возможности туристской индустрии, которая, по мнению экспертов, могла бы приносить около 30 млрд. американских долларов дохода в год. [36, c.3].

В структуре поездок с целью туризм, как средство рекреации и отдыха, пока еще преобладает выездной поток - 4.485 млн. россиян выехало за рубеж в 2000г. и 2.597 млн. туристов прибыло из-за рубежа. Хотя эта тенденция и структура постепенно улучшается, но она имеет весьма негативные экономические и социальные последствия: превращения России в международного туристского донора, где мы своей нерациональной экономикой способствуем созданию сотен тысяч рабочих мест за рубежом при наличии и росте собственной безработицы.

 

Понятия "сервис", "услуга", "обслуживание" Классификация услуг и особенности услуг

 

В ходе общественного процесса люди вступают между собой в различные отношения, в том числе по поводу предоставления (получения) услуг.

Услуга – конечный продукт труда работников сферы обслуживания – представляет собой полезное действие потребительной стоимости. Она может воплощаться в товарах или выступать просто в качестве труда.

Указанные при этом два способа оказания услуг обуславливают их деление на материальные и нематериальные.

Материальные – услуги, связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделий.

Нематериальные – услуги, направленные непосредственно на человека или окружающие его условия.

Каждому виду услуг присущи свои особенности производства и потребления. Прежде всего, это касается использования материалов, оборудования, технологии, приспособлений, оснастки, инструмента и т.п. Однако, цель оказания всех услуг одна – удовлетворение общественных потребностей. Общность цели и конечного продукта труда приводит к интеграции различных видов услуг в сферу сервиса, успешное функционирование которой проявляется как объективная закономерность развития общества. [78, c.142].

Среди отраслей, обслуживающих сферу материального производства, можно назвать: оптовую торговлю, грузовой транспорт, коммунальное хозяйство, связь, финансово-кредитные органы, туристская и др.

К отраслям, удовлетворяющих духовные потребности людей, можно выделить: образование, здравоохранение, культуру, искусство, физкультуру, спорт, туризм, курорты, социальное обеспечение, финансово-кредитную систему, органы страхования, туристические организации и пр.

Многие из вышеперечисленных предприятий, входящих в сферу сервиса, непосредственно участвуют в оказании необходимых услуг органам государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Предприятия сферы сервиса, в том числе туризма имеют отличные особенности организации предпринимательской деятельности.

Главная из них состоит в том, что предприятия сферы сервиса занимаются обслуживанием потребителей (предпродажным и послепродажным) по заявкам предприятий (организаций) и по индивидуальным заказам населения и пр., а также доведением товаров и услуг до потребителя. Деятельность этих предприятии, как правило, предполагает сочетание взаимосвязанных функций производства и обслуживания и посреднических функции по реализации товаров и услуг. [78, c. 142].

Как и любой другой трудовой деятельности, обслуживанию присущи определенные принципы организации предпринимательской деятельности:

- более полное удовлетворение платежеспособного спроса и потребностей на услуги;

- максимальное приближение услуг к потребителю;

- повышенное внимание к потребителю, к его индивидуальным требованиям, вкусам и запросам;

- создание наибольших удобств и комфортных условий для потребителя при пользовании услугами;

- доведение услуг до потребителя с меньшими затратами денежных средств и времени.

Осуществление мероприятий по развитию и улучшению сферы сервиса, в том числе туризма связано как с привлечением дополнительных ресурсов и инвестиций, так и с изысканием внутрипроизводственных резервов предприятий.

Под резервами понимается

все недоиспользуемые возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности. Ведь определенной системе производственных отношений, данному уровню развития науки, техники и хозяйственного руководства соответствует и вполне определенные возможности использования производственных ресурсов предприятий. А всякое недоиспользование этих ресурсов по сравнению с имеющимся возможностям означает наличие резервов.

Организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса, в том числе туризма в условиях рынка имеет два аспекта – пространственный и временный.

Пространственный или территориальный аспект предполагает выявление типа, структуры, размера, оптимального места размещения предприятия сферы сервиса.

Временный аспект связан с построением рационального процесса обслуживания потребителей при меньших затратах времени и текущих расходов. [78, c. 143].

 

Термин "сервис" происходит от английского service (служба) и в словарях определяется как обслуживание населения или обслуживание вообще, т.е обслуживание означает оказание услуг и слова сервис и обслуживание являются синонимами.

Термин "обслуживание" имеет два значения. С одной стороны "обслуживание" может предполагать действие - обслуживать кого-либо, т.е. удовлетворять чьи -либо потребности, а с другой стороны обслуживание может предполагать обслуживание чего-либо (например, техники). В первом случае речь идет о непосредственном удовлетворении потребностей людей, в том числе обслуживание покупателей. Во втором случае имеется в виду не прямое, а косвенное обслуживание людей с помощью материально-технической базы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Под услугой понимается полезная деятельность, не создающая материальных ценностей, направленная на удовлетворение тех или иных потребностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.