Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мусульманские секты суннитов и шиитов




1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов

2. Становление шиитской традиции

 

В середине VIII в. существовало по крайней мере пять больших религиозно-политических группировок, или партий (сунниты, представляв­шие большинство мусульман, шииты, хариджиты, му'тазилиты, мурджииты), распавшихся, в свою очередь, на множество групп – от крупных общин (исма'илиты, зайдиты, ибадиты и т.д.) до малочисленных групп, на короткое время обособившихся по какому-либо вопросу. Одни прекращали свое существование, появлялись новые, некоторые действуют и поныне.

1. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе: оформление секты суннитов

 

С возникновением догматических споров в исламе перед мусульманами со всей остротой встал вопрос о том, что есть «истинная вера», «правоверие», а что – отклонение от нее, «заблуждение». В исламе не было общепризнанной во всех регионах богословской школы. Разработка и истолкование догматов веры не входили в юрисдикцию халифа, государственных или религиозных учреждений. Формированием общественного мнения занимались частные лица – религиозные деятели, авторитет которых основывался исключительно на их знаниях в области религиозных наук. Мнение «неформального лидера» и его школы, которое принимал халиф, становилось «официальным» лишь на ограниченный отрезок времени, не будучи общепризнанным и обязательным для всего мусульманского мира. Отсюда потенциальная возможность различного толкования религиозных вопросов.

В отличие от христианства, провозгласившего, что правоверие есть повиновение церкви, ислам с самого начала рассматривался как повиновение Аллаху. Иными словами, ислам не признает посредничества между богом и верующими (некоторое исключение составляют шииты).

Отсутствие абсолютных и общепризнанных критериев в определении «правоверия» и «заблуждения» было обусловлено также противоречивостью источников исламского вероучения – Корана и сунны, допускавших значительное разнообразие точек зрения.

Первоначально сунна означала «путь, направление», впоследствии – предания о словах и поступках Мухаммада (пример Мухаммеда).

Неопределенность и противоречивость источников исламского вероучения и отсутствие специального учреждения, постановления которого имели бы силу религиозных предписаний, обусловили в раннем исламе значительное разномыслие.

2. Становление шиитской традиции

Термин «шииты» происходит от арабского шиа – партия, группа. Шиитами в исламе называют мусульман, которые считают потомков пророка Мухаммеда – «людей дома», – источником духовного руководства, в то время как сунниты настаивают на авторитете соратников Мухаммеда.

Это расхождение начало оформляться в первый век хиджры и имело под собой политические основания.

Поскольку ближайшими родственниками Мухаммеда являлись дочь Мухаммеда Фатима и его кузен и муж Фатимы Али ибн Аби Талиб, шииты объявили, что только их потомки – алиды, являются законными духовными (имамы) и политическими (эмиры) правителями халифата.

Оформление шиитского блока началось в период «праведных халифов» (632 – 644 гг.). После убийства Али в 661 г. представителем выделившейся из шиитского лагеря секты хариджитов, к власти пришла династия Омейядов. Провозглашенный большинством мусульман халифом, старший сын Али Хасан вынужден был отречься от титула. На шиитов начались гонения. В 681 г. при Кербеле были жестоко убиты Хусейн – единственный выживший внук Пророка и 18 мужчин рода хашим, которые направлялись из Медины в Куфу – центр шиитского движения.

Смерть Хусейна и бездействие его единственного сына Али Зайна ал-Абидина привели к расколу шиитского лагеря. Шииты Куфы, особенно мавали (мусульмане-неарабы), стремились к активным действиям. В 686 г. вспыхнуло восстание под руководством Мухтара ибн Аби Убейда, который, не добившись поддержки Зайна ал Абидина, выступил от имени Мухаммеда ибн ал-Ханафийа – третьего сына Али ибн Аби Талиба. Объявив Ханафийу Махди, Мухтар добился широкой поддержки своего движения, ставшего известным позже под названием кайсанийа. После смерти Ханафийи в 700 г. его сторонники заявили, что имам не умер, а ушел с сокрытие, и ожидали его возвращения.

После восстания Мухтара первым алидом по линии Хусейна был Зайд, второй сын Зайн ал Абидина. Зайд и его сторонники – зайдиты считали, что имамом должен быть потомок Али и Фатимы, но только тот, кто прилюдно заявит о себе и с оружием в руках докажет право на имамат. При этом они отрицали духовную природу имамата. Поднятое Зайдом в 740 г. восстание потерпело поражение, многие его сторонники, как и он сам, были убиты.

Восстание Зайда было последним серьезным шиитским выступлением в период Омейядов, за исключением инициированного под шиитскими лозунгами Аббасидского движения. Агенты правящей династии призывали людей к восстанию во имя имама, который будет избран из семьи Пророка. Кайсаниты и зайдиты, в надежде возвести на имамат алида, поддержали Аббасидов. Осознавая, что шииты не поддержат их притязаний, после свержения Омейядского режима, Аббасиды приняли суннизм и начали гонения на шиитов.

В Аббасидский период в шиизме формировались разные взгляды на проблему верховной власти – имамата. Самыми умеренными в плане догматики были зайдиты. Они отрицали сакральный характер имамата, признавали, в отличие от остальных шиитов, первых трех «праведных халифов», но при этом методы борьбы использовали силовые. Начавшие оформляться с середины VIII в. исмаилиты отличались радикальностью как своего учения, так и политической деятельности. Однако большинство шиитов – будущих «двенадцатиричников» – занимали умеренную позицию, которую представлял основатель шиитской законоведческой школы Джафар ас-Садик (ум. 765 г.). Он осуждал силовые антиправительственные действия последователей своего старшего сына Исмаила, утверждая, что имамат не зависит от воли людей, но является установлением Аллаха, и допускал разделение духовной и светской власти.

Сегодня шииты составляют около 10% от остальных мусульман. Самая крупная шиитская община исповедует имамитский шиизм, признающий последовательный имамат двенадцати алидов, последний из которых, Мухаммед, названный Махди, в IX в. ушел в сокрытие. Имамитский шиизм является официальной религией Ирана со времен Сефевидов. Его исповедует примерно 60% населения Ирака и Ливана; общины шиитов-имамитов проживают в Авганистане, Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Зайдитская община составляет около 40% населения Йемена. Зайдитов можно также встретить в Ираке и Африке. Исмаилиты же сосредоточены преимущественно в Индии; их присутствие можно обнаружить также в Центральной Азии, Иране, Сирии, Восточной Африке и в некоторых странах Запада.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.