Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Типология культуры




Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. В чём суть концепции К.Ясперса?

2. Проведите анализ концепций локальных цивилизаций.

3. Определите различия в концепциях З.Фрейда и К.Юнга.

4. Преемственность и различия в концепциях З.Фрейда и Э.Фромма.

5. Преемственность и различия в концепциях Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

6. Проанализируйте сходства и различия концепций О.Шпенглера и А.Тойнби.

7. Проанализируйте те концепции, в которых говорится о причинах гибели культуры.

8. Назовите особенности концепции Л.Н.Гумилёва.

9. Дайте краткую характеристику игровой концепции культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.,1998.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.,2007.

3. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.,2001.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991.

5. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2005.

7. Тойнби А. Постижение истории. - М.,1995.

8. Шпенглер О. Закат Европы. – М.,1994.

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.,1992.

10. Фред З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб.,1997.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,2004.

12. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.

13. Хейзинга Й. Человек играющий. – М.,1992.

14. Чернышёва А.В. Генезис культурологической мысли. – М.. 2008.

15. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М..1991.

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.

 

План лекции:

1) Понятия "тип", "типология".

2) Историческая типология культуры.

3) Локально-типологическое рассмотрение культуры.

4) Современные подходы к типологии культуры.

 

 

1. Понятия "тип", "типология"

Рассмотрение такого сложного и многогранного явления, как культура, с неизбежностью требует систематизации, упорядочения, сравнения материала, его обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание образов конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.

Понятие "тип" (греч. – отпечаток, форма, образец для группы явлений). Этот термин используют для обозначения чего-то однородного, обобщенного. Понятие "типология" означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений культуры, отличающую те или иные культуры от других.

Типология культуры - это классификация проявлений культуры по какому-то принципу, критерию, основанию, признаку, присущему всем культурам. Типология культуры – это знание, понимание, описание, интерпретация сущности культуры. Для построения типологии культуры являются весьма принципиальными следующие положения: во-первых, типология культуры производна от трактовки определения самого понятия культура; во-вторых, типология культуры зависит от осмысления природы культурно-исторического развития в его многообразии; в-третьих, возможно, типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная); в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо четкое представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Критерии типологизации весьма обширны. Например, по способу трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); по специфике социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы); по структуре социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.); по уровню технологии материального производства (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная); по хронологической последовательности (первобытная, военная, религиозная, научная и т.д.); по преобладанию какой-либо социальной подсистемы - экономической (Запад), ценностной (Китай, Индия), политической (Ближний Восток) и т.д. Количество критериев типологизации множество, и на сегодняшний день их точно не определить.

Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Будем исходить из понимания культуры, как образа жизни человека в обществе, представленного технологии, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также результатами этой деятельности, материальными, социальными и духовными ценностями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.