Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей




Читайте также:
  1. Flow-эффект. Flow-деятельность
  2. II. Поддержание постоянных, но различных по периодам года параметров воздуха в помещении.
  3. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  4. II. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  5. IV. Теория культурных измерений Г. Хофштеде
  6. А. Защита интересов клиента.
  7. Автоматизация. Кто в ней заинтересован, а кто нет?
  8. Административная и законодательная деятельность великих князей
  9. Аккредитация и аттестация как разновидность государственной разрешительной политики в сфере физической культуры и спорта.
  10. Аксеологическая функция культуры.
  11. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
  12. Активизация деятельности учащихся на уроке

Социально-педагогическая деятельность направлена на социализацию ребенка и его социальную защиту.

Преподавательская деятельность заключается в организации процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учащихся.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать с ними доброжелательные отношения.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, в умении прогнозировать.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.

Научно-методическая деятельность заключается в освоении учителем современных теорий и технологий воспитания и обучения, разработке своих собственных подходов и оформлении их в учебно-методической документации и научно-методических работах.

Коррекционно-развивающая деятельность состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ученика, помощи ему в успешном освоении школьной программы и адекватной интеграции в социуме.

Воспитательная деятельность включает в себя организацию воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными видами деятельности школьников.

Оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка.

Организационно-деятельностные - задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности.

Конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений.

Аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений.

Средства педагогической деятельности – методы обучения и воспитания, создание образовательной среды, воспитательной системы.

Прогностическая деятельность – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса.

Проектировочная деятельность – проектирование и планирование педагогического процесса.

Организаторская деятельность – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся.



Рефлексивная деятельность – определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования.

Конструктивная деятельность – определение педагогических условий: материальных, организаторских, психологических.

Коммуникативная деятельность – восприятие психологического состояния партнеров по общению.

Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Целостный педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание (А.Дистервег).

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Внешние компоненты структуры педагогической деятельности – цель, средства, объект педагогического воздействия, другие объекты, субъект педагогической деятельности, результат.

Внутренние компоненты структуры педагогической деятельности – мотивационный, содержательный, операционный.

Уровни педагогической деятельности – репродуктивный, адаптивный, поисковый, творческий.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, появляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Групповые педагогические ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Личностно-педагогические ценности представляют собой сложные социально-педагогические образования, в которых отражены цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие систему его ценностных ориентаций.

Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.

Важными качествами современного педагога также считаются:

Организаторское чутье – способность учитывать психологические особенности обучаемых при построении педагогического взаимодействия.

Способность вести за собой – создание мотивации к деятельности.

Склонность к организаторской деятельности – психофизиологические особенности и приобретенные в процессе личностного развития инициативность, самостоятельность, уверенность в себе.

Перцептивные способности – это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.

Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики, пантомимики.

Коммуникативные способности – это способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Авторитарные способности – это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.


Тема 8.3. Требования к современному педагогу

 

По данной теме студент должен знать: основные требования к современному педагогу.

Литература:

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008.

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд. - М. : Академия, 2003.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко [и др.]; под ред. Н. М. Борытко. – М.: Академия, 2007.

 

Материалы для подготовки к теме

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ –это вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Это умение педагога в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ– влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО–высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, определяется как педагогическое мастерство.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ– документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.

 

Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать акцент на том, что его личностные особенности являются рабочим инструментом в его деятельности. Профессиограмма учителя насчитывает:

1. Высокий уровень сформированности нравственных качеств, которые по отношению к педагогу являются не только общечеловеческими, но и профессиональными. На основе этих качеств выстраивается педагогическое общение. Наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя является идейная убежденность, которая лежит в основе его социальной активности (он не замыкается в узком кругу своих личных забот), социальных потребностей, моральных и ценностных ориентаций, чувства общественного долга и гражданской ответственности, интеллигентности, духовной культуры.

2. Важнейшее профессиональное требование – доскональное знание педагогом своего предмета, его содержания и методологии; увлеченность своим предметом; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему.

3. Владение набором психолого-педагогических знаний, умений, навыков, технологий, позволяющих выработать оптимальную методику преподавания и общения с обучающимися: умение донести знания в наиболее интересной и доходчивой форме, желание передавать эти знания обучающимся.

Основу педагогического призвания составляет любовь к воспитанникам, потребность и способность отдать им свое сердце. Это основополагающее качество является предпосылкой целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств. Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья.

Доброжелательное отношение к обучающимся и умение почувствовать настроение, понять психологию каждого, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия формирует такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя. Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для учащихся.

В деятельности педагога наиболее профессионально значимыми являются общая и профессиональная эрудиция, интеллект и специальные способности, профессиональная направленность и адекватная самооценка, способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, выносливость нервно-психической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока.

Способности преподавателя можно сгруппировать следующим образом:

1. Общекультурные способности, включающие высокий уровень культуры, гуманистическую направленность личности, отношение к личности обучаемого как важнейшей гуманистической ценности, творческую направленность личности самого педагога.

2. Гностические (познавательные, дидактические) способности, предполагающие научную, дидактическую, методическую составляющие, высокий уровень эрудиции, культуру мышления. Способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, организовывать самостоятельную работу учащихся.

3. Конструктивные (проектировочные) способности, позволяющие предполагать будущие результаты обучения, моделировать личность обучающихся, формировать обоснованно и точно свои педагогические задачи.

4. Организаторские способности:

1) организаторское чутье (нахождение меры психологической избирательности и воздейственности) – адекватный подход к людям;

2) эмоционально-волевая воздейственность, т.е. общественная энергичность, заразительность, передовая эмоциональная позиция педагога;

3) склонность к организаторской деятельности, т.е. постоянная в ней потребность.

5. Коммуникативные способности, определяющие оптимальное построение общения, вступление в быстрый и позитивный контакт, на основе перцептивных, речевых, мимических данных, наличия эмпатии и др. Способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности называется распределением внимания.

В конечном итоге все группы способностей педагога замыкаются на способностях коммуникативных, позволяющих оптимально строить педагогическое общение – важнейшую составляющую педагогического мастерства.

Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном. Ее не рассматривают на синергетическом уровне.





Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2784; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.80.188.87
Генерация страницы за: 0.005 сек.