КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требование обоснованности как основной компонент теории аргументации
Искусство аргументации включает многие компоненты, но наиболее важным является умение рассуждать обоснованно, приводить убедительные аргументы, которое нашло отражение в формально-логическом законе достаточного основания. В самом широком смысле обосновать некоторое утверждение – значит привести те убедительные или достаточные основания, в силу которых оно должно быть принято. Основанием обоснования называют совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения. Все многообразные способы обоснования делят на абсолютные и сравнительные. Абсолютное обоснование – это приведение убедительных доводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обоснование относится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов в его поддержку. Структура абсолютного обоснования: «А должно быть принято в силу С», где А – обосновываемое положение, С – основание обоснования (совокупность доводов). Например, реклама автомобиля CITROEN C-CROSSER: «CITROEN C-CROSSER способен удивлять. В нем идеально сочетаются мощь внедорожника, динамика спорткара и изысканность роскошного седана. Оборудованный современными технологическими решениями, от электрического корректора фар до системы полного привода последнего поколения с электронным управлением, он ведет себя уверенно на любой дороге, в любой ситуации. В его характере, как и в его дизайне, черты яркой индивидуальности. Стоит сесть за руль CITROEN C-CROSSER, и Вы почувствуете – границ не существует». Примером может также служить реклама зубной пасты, рекомендуемой стоматологами, поскольку она способна избавить от семи признаков проблем в полости рта (кариеса, болезни десен и т. д.).
Сравнительное обоснование – это система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Оно касается пары (или более), связанных между собой утверждений («Если обычный порошок отстирывает также, то зачем платить больше?») и является системой доводов в поддержку одного из них. В качестве основания сравнительного обоснования может также рассматриваться известная фраза «А если результат одинаков, то зачем платить больше?» при выявлении одинаковых свойств двух или более сравниваемых товаров. Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем принять В, в силу С», где А – обосновываемое положение, В – противопоставляемое в каком-то смысле или по каким-то качествам положение, С – основание обоснования. Например, реклама пятновыводителя и отбеливателя «Vanish», построенная на демонстрации его особых свойств по сравнению со свойствами «обычных» отбеливателей. Различие между абсолютным и сравнительным обоснованиями является принципиальным. В первом случае обоснованность приписывается отдельному утверждению и выступает как свойство («А является обоснованным»). При сравнительном обосновании обоснованность оказывается отношением между утверждениями («А более обоснованно, чем В»). Другими словами, абсолютное обоснование является абсолютной оценкой какого-то утверждения, взятого само по себе. Сравнительное обоснование – это сравнительная оценка, связывающая между собой два утверждения.
Классификация способов аргументации Проблема систематизации разнообразных, а во многом разнородных способов аргументации остается пока мало исследованной. В качестве основания классификации обычно используется характер аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. В этом случае все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.
Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам относят эмпирическую аргументацию: прямое (эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности, подтверждение следствий), а также многообразные способы теоретической аргументации: дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация и т. д., необходимые специалисту по рекламе при разработке и планировании рекламных кампаний, формировании бюджета и т. д. Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу, а потому важны при создании рекламной стратегии, рекламной идеи, рекламного сообщения и т. д. Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией относительна. Способы аргументации, на первый взгляд, универсально приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции или интуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории. Это приводит к тому, что в практике создания рекламных сообщений для усиления эффекта используют оба вида – и универсальную, и контекстуальную аргументацию. Например, реклама автомобиля Toyota Hiace: «Этот микроавтобус с мощным двигателем объемом 2,7 литра одинаково удобен для перевозки грузов и людей: в нем с комфортом размещаются 11 пассажиров и водитель. Благодаря дополнительной климатической установке и современной магнитоле с CD-проигрывателем и 6 динамиками комфорт приобретает новое звучание. Тщательно продуманная конструкция сидений обеспечивает правильную посадку, а ремни безопасности с преднатяжителями обеспечивают защиту каждого в автомобиле (универсальная аргументация – С.П.). В Toyota Hiace надежно все. В том числе и то, что нельзя увидеть глазами: его репутация (контекстуальная аргументация – С.П.)». Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоретической) и контекстуальной аргументации более подробно будут рассмотрены в следующих лекциях, пока же для наилучшего их запоминания составим следующую таблицу.
Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Что такое убеждение? Приведите примеры убеждений. 2. Что такое аргументация? Приведите примеры аргументации из практики рекламных сообщений. 3. В чем отличие теории аргументации от других наук, занимающихся исследованием влияния убеждения? 4. Какое значение для теории аргументации имеет формально-логический закон достаточного основания? Приведите примеры. 5. Что такое основание обоснования? Какие виды оснований обоснования Вы знаете? Приведите примеры. 6. Приведите примеры рекламных сообщений, демонстрирующие абсолютное и сравнительное основание обоснования. 7. Приведите примеры рекламных сообщений, демонстрирующие универсальную и контекстуальную аргументацию.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |