Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некорректные доказательства

Корректная и некорректная аргументация

Аргументацию называют корректной, если в ходе ее не нарушаются требования к ней.

Некорректной называют аргументацию,если не соблюдаются требования, относящиеся к процедурам обоснования, процессам коммуникации, моральным качествам аргументирующего и т. п.

Системы норм, распространяющих свое действие на аргументацию как определенную сферу человеческой деятельности и частный случай коммуникации, многочисленны и разнородны. А потому граница между корректной и некорректной аргументацией очень условна и меняется от одной области аргументации к другой. Так, прием аргументации, корректный в рекламе или пропаганде, может оказаться некорректным в научной аргументации. В точности также прием, некорректный в споре друзей, может оказаться вполне корректным в полемике с недоброжелателями и т. д.

Однако, несмотря на условность границы между корректной и некорректной аргументацией, можно выделить достаточно устойчивое ядро корректных приемов и противопоставить им столь же устойчивое множество некорректных приемов аргументации.

Основные корректные приемы аргументации были рассмотрены нами ранее. Нарушения правил грамматики, принципов коммуникации, моральных норм, требований обычая и ритуала и т. п., рассматриваться не будут, поскольку они достаточно очевидны, и их обнаружение не требует специальной подготовки.

Отметим, что часто встречающиеся некорректные приемы аргументации связаны с нарушениями требований логики. И наиболее очевидными примерами некорректной аргументации являются некорректные доказательства.

 

 

Некорректные доказательства – доказательства, в которых допускается та или иная логическая ошибка.

Логические ошибки в доказательстве можно разделить на: 1) ошибки, относящиеся к тезису, 2) ошибки, относящиеся к аргументам, 3) ошибки, относящиеся к демонстрации.

Главная ошибка по отношению к тезису – подмена тезиса.

Подменой тезиса называется логическая ошибка, совершаемая в ходе доказательства и состоящая в сознательной замене доказываемого тезиса на другое похожее суждение, которое легче поддается доказательству, и доказательство которого выдается за доказательство первоначального тезиса.

Аналогичную ошибку, совершаемую неосознанно, называют потерей тезиса. Подмена тезиса относится к числу софизмов, а потеря – к числу паралогизмов (см. лекцию 1).

Например, Федор Достоевский в «Дневнике писателя» рассказал о деле Кронеберга, высекшего свою дочь шпицрутенами. Адвокат Кронеберга Спасович построил сою защиту на том, что заменил слова «истязание» на «наказание», «шпицрутены» - на «розги», «семилетнего ребенка» - на «девочку испорченную и порочную». Таким образом, заменив слова, из которых был составлен первоначальный тезис (обвинение), он подменил и сам тезис целиком и его подзащитного оправдали.

В деятельности специалиста по рекламе подобный ход может быть использован с большой пользой. Вспомним рекламные сообщения от компании «Ламинат»: «Это мы укладываем ПОЛ Красноярска». В данном случае происходит подмена понятия «пол» («половина» и «напольное покрытие»).

Кроме подмены тезиса, часто встречается ошибка сужение тезиса («слишком мало доказывается»). В этом случае тезис остается недоказанным.

Например, для обоснования того, что человек должен быть честным, мало доказать, что разумному человеку не стоит лгать. Или, предположим, доказывается, что господин Иванов добродетелен. Если бы мы при этом доказали, что о нем неизвестно ничего дурного и стали бы настаивать, что этого достаточно для доказательства нашего тезиса, мы так же совершили бы ошибку сужение тезиса.

Распространена и противоположная ошибка – расширение тезиса («слишком много доказывается»), когда из обоснований вытекает не только исходный тезис, но и какое-то иное, ложное или неприемлемое утверждение.

«Кто доказывает лишком много, тот ничего не доказывает» - эта старая латинская пословица имеет в виду именно такую опасность.

Например, доказывается тезис «Самоубийство недозволительно». Если бы мы в качестве основания привели суждение «Человек не может отнять у себя то, что он сам себе не дал», то доказали бы слишком много. Из этого доказательства одновременно следовало бы, что человек не имеет права стричься, так как он не дал себе волос, не имеет права продавать унаследованное или полученное в дар имущество и т. д.

Далее рассмотрим ошибки, относящиеся к аргументам. В традиционной логике принято делить на аргументы ad rem (к вещи, к существу дела) и аргументы ad hominen (к человеку).

Аргументы ad rem имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения.

Среди логических ошибок, связанных аргументами ad rem выделяют:

Ложность используемого аргумента. Например: тигры, как известно, не летают. Но рассуждение «Только птицы летают; тигры не птицы; следовательно, тигры не летают» не является доказательством этого факта. В рассуждении присутствует неверная посылка «только птицы летают», однако летают и многие насекомые, и млекопитающие и др. С помощью указанной посылки можно вывести ложные заключения, например, что самолеты, поскольку они не птицы, не летают.

Круг в доказательстве, когда справедливость доказываемого положения обосновывается посредством того же положения, высказанного, возможно, в несколько иной форме. Если за основание доказательства принимается то, что еще нужно доказать, обосновываемая мысль выводится из самой себя и получается не доказательство, а пустое хождение по кругу.

Например, лекарство усыпляет, потому что обладает сонным эффектом.

Противоречие в аргументах. Противоречие в аргументах– это логическая ошибка, при которой аргументы, приводимые для доказательства тезиса, противоречат друг другу.

Например, обвиняемый в своих интересах воспользовался подложной телеграммой об открытии наследства. На судебном процессе он утверждал, что искренне верил этой телеграмме, и защита для поддержания этого пригласила двух свидетелей. Первый свидетель описывает крайнее расстройство обвиняемого, когда он узнал о подделке. Второй свидетель, который был у него позже, показал, что он стал свидетелем обморока, когда обвиняемый узнал о подделке. Однако присяжные решили, что один и тот же человек не мог быть поражен дважды одним и тем же событием.

Теперь рассмотрим ошибки, относящиеся к демонстрации. Речь идет о формальной ошибке, когда умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из принятых посылок. Иногда эту ошибку называют «не вытекает» или «ошибка ложного следования».

Эта ошибка связана с использованием неправильных умозаключений или с тем, что как думают многие люди, если они связали несколько суждений словами «таким образом», «следовательно», «значит», «поэтому» и т. п., то между этими суждениями возникла логическая связь. Подобные рассуждения встречаются довольно часто, но они не являются доказательствами, поскольку логические связи в них подменяются психологическими ассоциациями.

Например, суждение «Если я навещу дядю, он подарит мне фотоаппарат; я продам его и куплю новый телефон; значит, если я навещу дядю, я продам его и куплю новый телефон».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Некорректная аргументация | Стандартные некорректные аргументы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.