Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартные некорректные аргументы

 

Аргументы к человеку (ad hominen) не относятся к предмету обсуждения – к тезису, и используются для того, чтобы создать видимость доказательности и одержать победу. В логике эти примеры считаются стандартными некорректными аргументами, применяемыми довольно часто, а потому получившими собственные имена.

Аргумент к аудитории – попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными доводами. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре или иной аргументации, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, психологическим установкам и интересам, а не к разуму. В качестве примера заслуживает особого внимания фраза «Если тронуть чувства в человеке, то, конечно, правды не найдешь».

Аргумент к личности – рассуждение, направленное на подмену доказательства тезиса анализом личности человека, высказавшего этот тезис. При этом происходит приписывание оппоненту недостатков, реальных или мнимых, представляющих его в смешном виде, бросающих тень на его умственные способности, подрывающих доверие к его рассуждениям. Такого рода «критика» ведет к тому, что сущность спора уходит на задний план, предметом обсуждения становится личность оппонента. Даже если упреки в его адрес справедливы, этот прием некорректен, поскольку меняет плоскость аргументации. Из того, что человек допускал промахи, вовсе не следует, что к сказанному им сейчас нельзя отнестись с доверием.

В чистом виде аргумент к личности встречается в «Золотом теленке» И. Ильфа и Петрова - это возглас Шуры Балаганова, который он издавал перед дракой: «А ты кто такой?».

К числу аргументов к личности можно отнести и случаи, когда адвокат с целью опровержения какого-то обвинения подчеркивает достоинства подзащитного, рекламист – достоинства человека (специалиста и т.д.), который продвигает рекламируемые им услуги или товары.

Аргумент к массам – попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки, давая лживые обещания и т.п. Этот аргумент называется также демагогией и нередко применяется в политических диспутах («Русский народ, ты забыл, что ты русский?»).

Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппоненту в надежде на то, что тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей. Этот довод можно считать частным случаем аргумента к личности. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа «не поддается сомнению глубокая эрудиция…», «как человек выдающихся возможностей…» и т. п., а в рекламной практике «Ты этого достойна!» и т.п. можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.

Аргумент к авторитету – использование в качестве аргументов суждений великих или знаменитых людей, специалистов в какой-либо области. Этим аргументом, который является вполне законным способом аргументации и используется, в частности, для ее сокращения, просто злоупотребляют. Не все высказывания авторитетов истинны даже в области их собственной деятельности, а тем более за пределами их профессиональной активности. Так, в дискуссии по мировоззренческим вопросам одна сторона ссылается на авторитет великих ученых в области математики, физики или рекламы. Другая сторона чувствует, что эти авторитеты в частных областях далеко не всегда правы в самых общих вопросах, но не рискует высказаться против них.

Аргумент к силе («к палке») – использование угрозы неприятными последствиями, в частности, угрозы применения насилия или прямого употребления каких-то средств принуждения. Например, отец грозит сыну, что накажет его, если тот принесет из школы двойку; рекламодатель грозит рекламопроизводителю или посреднику судебными издержками в случае нарушения пунктов договора на соответствующие услуги.

Аргумент к невежеству (незнанию) – ссылка на неосведомленность оппонента в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов, которые никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить. Например, ссылки на сочинения, которых аудитория или оппонент явно не знают, на якобы общеизвестные факты или законы, в незнании которых обычно боятся признаться.

Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Например, студент, не сдавший экзамен, просит преподавателя поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его отчислят и ему «грозит» армия.

Все приведенные аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Однако нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других.

Отметим, что в аргументации недопустимы и такие уловки, как умышленный отход от темы, длинные «разглагольствования» о вещах, не имеющих отношения к обсуждаемым вопросам, попытки запутать основную мысль деталями и подробностями и т. п.

Итак, мы вкратце рассмотрели способы корректной и некорректной аргументации, а также примеры их использования как в повседневной жизни, так и в области деятельности специалиста по рекламе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Является ли понятие некорректной аргументации ясным и точным? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие ошибки наиболее часто встречаются в доказательствах? Приведите примеры.

3. В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист Протагор давал уроки Эватлу. Они договорились, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса ученик платит своему учителю за обучение. Но Эватл не провел ни одного судебного процесса, поэтому не платил учителю за обучение. Протагор сказал, что подаст на ученика в суд, и он ему заплатит: если судьи присудят уплатить, то он обязан будет уплатить по решению суда, а если судьи не присудят уплатить, то Эватл оплатит свое обучение по договору, так как он выиграл этот первый процесс. На что Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда. В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в этом софизме?

4. Приведите примеры некорректных доказательств из области практики специалиста по рекламе.

5. Какие стандартные некорректные аргументы (ad hominen) Вы знаете? Приведите примеры из области практики специалиста по рекламе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некорректные доказательства | Спор, его разновидности и общие требования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.