Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика в профессиональном консультировании




 

Психодиагностика — теория и практика поста­новки психологического диагноза, т.е. выяснения на­личия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определе­ния следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенно­сти психических процессов, состояния, направлен­ность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловли­вают их состав и область применения. Исследователь­ские методы направлены на получение нового научно­го знания, психодиагностические — на сбор информа­ции об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагно­стический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования.

В практике профконсультирования широко исполь­зуется развивающая психодиагностика. Ее особенно­сти заключаются в следующем:

• результаты диагностики используются для стиму­лирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном ста­новлении;

• выявляются деструктивные тенденции професси­онального развития: кризисы, стагнации, деформа­ции, а также недостаточный уровень развития про­фессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологичес­кого профиля личности;

• осуществляется мониторинг профессионального развития личности;

• определяются ограничения в выборе сфер профес­сиональной деятельности, предъявляющих жест­кие требования к психофизиологическим особен­ностям индивида.

Для решения проблем профконсультирования при­меняют следующие методы:

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним

I относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных

способностей, а также тесты достижений, определяю­щие уровень знаний, умений и навыков.

2. Тесты-опросники, диагностирующие черты лич­ности и направленность: интересы, установки, отноше­ния, ценностные ориентации.

3. Методики субъективного шкалирования и са­мооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жиз­ни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или гра­фической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тестЛюшера), и др.

4. Интерактивные методики. В эту группу вхо­дят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетаю­щая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, до­пускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психо­лог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проек­тивные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематичес­кий апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое на­блюдение, характеризуемое наличием цели и пред­мета наблюдения, процедурной схемы, выделенны­ми признаками наблюдения и способами их регист­рации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принима­ется решение.

7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

К этой группе психодиагностических методик от­носятся также аппаратурные поведенческие методи­ки. С их помощью диагностируют элементарные пси­хические функции (скорость реакции, чувство равно­весия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик яв­ляются тесты-тренажеры для диагностики определен­ных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагности­ки позволяют осуществить сбор информации, необхо­димой для оказания профконсультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, на­правленных на решение профконсультационной про­блемы, определяет психодиагностическое поле деятель­ности практического психолога.

При проведении психодиагностики практический психолог обязательно должен иметь четкое представ­ление о цели консультации, уметь подобрать эффек­тивный диагностический инструментарий, произвес­ти отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, уста­новить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с кли­ентом1.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.