Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Европейская культура Нового времени

Основные этапы развития европейской культуры XVII-XIX веков, их особенности. XVII век как век рационализма (разум как основание и гарант развития культуры); распад относительной целостности и однородности как типологическая характеристика культуры; формирование национальных культур; расщепление целостного образа человека, утрата идеала универсального человека; драматизм как эстетическая доминанта нового мироощущения; театр как доминантный вид искусства). Художественные направления в культуре XVII-первой половине XVIII веков (барокко как господствующее направление в Италии и Фландрии, эмоциональный, возвышенный, патетический стиль, склонный воспринимать мир, в котором царят дисгармония, непостоянство, непрерывные метаморфозы, конфликт страстей и интеллекта; классицизм как господствующее направление во Франции, рациональный стиль, ориентированный на эстетическую традицию античности и Возрождения, связь классицизма с абсолютизмом, тема долга как центральная тема классицистической литературы; рококо как стиль, лишенный серьёзного отношения к жизни, демонстративно отворачивающийся от реальности, игровой, изысканно-утончённый в своей охоте за чувственными удовольствиями). XVIII век как век Просвещения (трансформация разума в здравый смысл; салонная культура, с 1737 года салоны как неотъемлемая часть художественной жизни; формирование критики; просветительский реализм и сентиментализм как ведущие направления в искусстве второй половины XVIII века).

Специфика западной цивилизации в Новое время: она возникла в условиях разрушения общинной социальной структуры и высвобождения индивида от всех сословно-корпоративных связей. Модернизация западной цивилизации (XVI – XIX века): индустриальная революция, формирование капиталистической социальной структуры, развитого гражданского общества и демократическо-правового государства. Смысл противопоставления общинных цивилизаций (die Gemeinschaft) и новоевропейской (die Gesellschaft).

Движущие силы перехода к Gesellschaft на Западе в XVI – XVII веках: а. социально-экономические: процесс первоначального накопления капитала; б. социально-исторические: разрушение феодальной социальной структуры; в. духовные: появление новоевропейской субъективности как феномена, определяющего самосознание людей; г. социально-психологические: секуляризация общественной жизни.

Главные принципы общественного устройства новоевропейской цивилизации: человек суть суверенный индивид, социальные отношения принимают форму контракта, формируется разветвлённая институциональная структура, социальные роли в которой определяются разделением функций. Объяснение эффективности новоевропейской цивилизации: человек может опираться только на самого себя, формируется «капиталистический дух» (М. Вебер), возникает «служение идеальным ценностям культуры» (С. Франк), государственная власть становится «арбитром в социальных конфликтах» (Ю. Хабермас). Констатация социальных конфликтов, под влиянием которых развивается новоевропейская цивилизация, и история их последовательного разрешения. Привлекательность и «прелести» западной цивилизации.Изменения в иных цивилизациях под влиянием западной. Азиатские варианты общественной модернизации.

Переведение проблемы сознания в проблему самосознания в эпоху Нового времени. Смысл Декартовского ego cogito. Трансцендентальный субъект Канта как условие сохранения непрерывности психической жизни и как предпосылка постижения предметов в их единстве. Нравственный аспект самосознания: осознание человеком своего предназначения и стремление к самореализации на базе универсальных принципов (Кант, «Основоположения к метафизике нравов»). Гегель: выведение социальных отношений из диалектики самосознания («господин» и «раб» в «Феноменологии духа»). Проблема множественности самосознающих существ. Познание как действие: деятельная сторона – субъект, страдательная – объект. Отличие познания от прочих действий – в том, что связи между субъектом и объектом устанавливаются не только на практическом, но и на теоретическом уровне. Появление субъекта и превращение мира в объект как главное условие рационального познания. Субъект как мыслящее существо, способное дистанцироваться от окружающей реальности и находящее основание в своём сознании. Реальность как то, что превращается в противостоящее субъекту (это и есть объект). Невозможность говорить о субъект-объектном характере познания применительно к античности – наличие идеи о том, что человека окружает сфера «непотаённого» на фоне непознаваемого (Хайдеггер). Невозможность говорить о субъект-объектном характере познания применительно к культурам, где господствует мифологическое сознание – идея «познания-через-отождествления» (Шри Ауробиндо). Выделение самосознающих существ из мирового целого в Новое время, «располюсование» бытия на субъектов и внешний мир как социокультурная предпосылка познания. Превращение человека в субъект в новоевропейском рационализме. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт). Учение Декарта о разуме как о внутреннем свете, позволяющем человеку выстоять под напором бытия и внести в мир порядок. Идея совершеннолетия в Просвещении: каждый призван самостоятельно пользоваться своим разумом и преодолеть предрассудки. Новоевропейское сознание (die Moderne) как историческое воплощение идеи субъективности.

Субъект как существо, которому открыто изнутри только своё сознание. Объект как таковой ему недоступен, есть только «отпечатки» влияний объекта в сознании субъекта. Рационалистическая идея «познания-как-отражения» и её ограниченность (для того, чтобы узнать, адекватно ли мир отражается в моём сознании, требуется какое-то «третье сознание»). Проект Канта: чтобы ответить на вопрос, как возможно познание, необходимо исследовать познавательные способности субъекта. Открытие Кантом тройственной структуры самосознания: чувственность (Sinnlichkeit) – рассудок (Verstand) – разум (Vernunft) – [связь с предыдущей темой курса]. Сравнение познающего субъекта с охотником, который набрасывает сетку категорий на мир и стремится что-то поймать (Т. Адорно). Упражнение, которое Фихте предлагал своим студентам: «Посмотрите на дверь; теперь закройте глаза и представьте её в уме; а теперь представьте себя, представляющего дверь». Уяснение каждым из присутствующих студентов некоторых рассудочных категорий в своём сознании.

Познание как стремление познающего субъекта обрести стабильность в непрерывно меняющемся мире. Разрешение этой задачи – обнаружение устойчивых связей между предметами и процессами в реальности. Идея закона природы как закрепление этих связей. Примеры законов из области естественных наук. Установление связей между законами – путь к построению научной теории. Метод как способ систематизации знаний об объектах. Аналогия между методом и надёжным путём, проложенным через бездорожье (Ф. Бэкон). Аналогия между методом и устойчивым навыком профессионала в какой-либо области деятельности. Математический метод как наиболее надёжный в области естественных наук.

Философия Нового времени: поворот к самосознанию субъекта. Просвещение: критика предрассудков, формирование идеи развития. Эмпиризм и рационализм, их синтез в «Критике чистого разума» Канта. Немецкая классическая философия: опыт выведения реальности из разумного субъекта. Кризис рационалистического способа философствования после Гегеля, появление иррационализма.

Идеал Просвещения: формирование у человека способностей пользоваться своим разумом самостоятельно. Социокультурные предпосылки: развитые традиции гражданского общества, личностное самосознание, правовые отношения. Разум помогает обрести человеку уверенность в меняющемся мире: добиться окончательной истины невозможно, но вера в идеалы истины побуждает человека постоянно совершенствоваться (Ч. Пирс).

Просветительский проект культуры: смысл исторического процесса заключается в постепенном осуществлении идеальных норм разума в общественной жизни. Опасность извращённого понимания этих норм – по модели «цель оправдывает средства» (якобинская диктатура, большевизм). Две важных модели исторического развития в рамках просветительского проекта: кантовская и марксистская. Идея всемирного правового государства И. Канта: каждый человек работает над своим нравственным преобразованием, право как регулятор общественной жизни начинает приближаться к нормам практического разума, преодолевается состояние вражды между государствами и возникает «вечный мир». Акцент на внутренние изменения в человеке, которые определят изменения общественные. Маркс: акцент наоборот на внешних изменениях, на преобразовании общественных отношений, что и обусловит изменения внутреннего мира людей. Человек как существо общественное («родовое»). Идея отчуждения человека, из которых главное – отчуждение родовой сущности. Классовая борьба как главная движущая сила истории. Модель общественных преобразований по Марксу (пролетарская революция). Очевидная ошибочность этой модели. Конструктивное зерно в социалистической идее, воспринятое социал-демократическим движением. Три базисных формы признания человека, по Акселю Хоннету. Исторический процесс как постепенное осуществление форм признания в общественной жизни.

Наука как продукт новоевропейского сознания. Цель новоевропейского учёного-интеллектуала: не просто познание мира, но ещё и его преобразование для удовлетворения человеческих потребностей. Учёный как новоевропейский человек, который стремится извлечь из природы все её богатства для того, чтобы создать вокруг себя искусственную среду – среду технизированную. Математизация мира как главная духовная предпосылка его технического освоения. «Мир загоняется в иерархические системы, построенные по принципу “воли к власти”» (Т. Адорно). Техника как «постав»: философия техники М. Хайдеггера как раскрытие духовных оснований технической деятельности. Перенесение принципов устройства механических систем на общество: возникновение капиталистических организаций. Общество как часовой механизм, состоящий из социальных институтов и регулируемый нормами права. Организация как объединение индивидов, статус которых определяется их функцией, а отношения регулируются формальными правилами. Тотальность товарно-денежных отношений.

Основные детерминанты культуры XIX века (кризис классического идеала рациональности, крушение европоцентризма, развитие капиталистических отношений). Романтизм как общекультурное движение, претендовавшее на создание целостного мировоззрения (неприятие действительности, признание непроходимой пропасти между идеалами и действительностью, критика идеалов и ценностей Просвещения как исходный пункт романтического мироощущения; акцент на уникальности и неповторимости личности; эстетизация романтического мировоззрения, особая роль искусства, художник как высшее выражение личностного начала). Эстетизм (установка на чистое искусство, искусство для искусства; формотворческие эксперименты, стилизация) и символизм (символ - понятие, единственно адекватное для определения специфики художественного образа) как завершение романтической линии в культуре 19 века.

Роль и место декаданса (два подхода к этому явлению: декаданс как этап развития европейской культуры второй половины 19 века, следующий за романтизмом и декаданс как крайний вариант эстетизма, эстетизировавший процесс уничтожения жизни, идеала, рассматривающий ценности как замаскированные антиценности). Критика просветительско-гуманистической традиции в немецком иррационализме. Ф. Ницше: идея «воли к власти» и «вечного возвращения», переоценка ценностей и нигилизм. История не имеет смысла и направленности. Сверхчеловек как прорыв в совершенно иное измерение бытия, привлекательность и опасность этой идеи.

Реализм как одна из тенденций развития европейской культуры (приоритет объекта над субъектом, поведение человека, его психология определяются условиями бытия, социальной средой). Реализм - позитивизм - импрессионизм. Позитивизм как исторический тип мышления (рационализация здравого смысла, ориентация на видимый мир явлений и апологетика научного факта). Импрессионизм как завершение реалистической линии (изменчивость и исчезновение мира, особая роль света). Импрессионизм и постимпрессионизм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Культура западноевропейского Средневековья и Возрождения | Тема 10. Европейская культура XX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.