Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнос - культурная эволюция в исследовании специфической эволюции




Важное место в изучении общей и специфичной эволюции занимает тема отношений между традиционалистскими и модернизационными тенденциями в современном мире. Этнос будет рассматриваться как пример построения социокультурной единицы, являющейся удобным объектом анализа при изучении этой темы в аспекте специфичной эволюции. Исследования можно, разделить на две основных категории. Первый тип связан с изучением того, как культурные единицы, не находящиеся в центре модернизационных процессов, адаптируются к модернизационным изменениям, происходящим в обществе. Здесь основными категориями анализа становятся адаптация, аккультурация, интеграция, и анализируются те социокультурные группы, где обнаруживаются заметные попытки включиться в модернизационные процессы. Объектом второго типа исследований являются процессы дифференциации, обусловленные модернизационными изменениями.

Этническая группа. Модернизация стимулирует не только классовое сознание, но и новое групповое сознание всех видов - в племени, регионе, клане и касте, а также в классе, профессиональной общности, любом социальном объединении. Модернизация означает, что все группы - старые и новые, традиционные и современные - все больше осознают себя в качестве группы и свои интересы и требования по отношению к другим группам.

Соответственно особый интерес вызывает формирование этнических групп в контексте модернизирующегося общества. В таких исследованиях рассматриваются мобилизационные факторы, интенсифицирующие процессы этнической идентификации и формирования этнических движений и групп, отстаивающих свое особое место в условиях модернизации. Важное место в этой связи занимает выявление механизмов интеграции разрозненных носителей этнических характеристик в социокультурную группу или движение. В частности, исследуются процессы формирования и функционирования политических элит, харизматического лидерства и знаковых выражений этноидеологии - символов, ритуалов, стереотипов и т.п. Рассматриваются механизмы ускорения или торможения освоения в обществе новых социокультурных элементов. Так, эмпирически подтвердилось, что значимым механизмом, стимулирующим распространения инноваций в обществе или социокультурной группе, является добровольное заимствование. Это механизм, обусловливающий в основном общую эволюцию.

Механизмы, препятствующие модернизационным процессам, связаны с конфликтами между традиционными и модернизационными группами, этноцентристскими и демократически ориентированными объединениями и организациями. В случае значительного разрыва между обществами или социокультурными группами в уровне развития, когда модернизация представляется затруднительной или невозможной, этническая единица остается неинтегрированной в более широкий модернизирующийся контекст. В этом случае особый исследовательский интерес вызывает специфика процессов превращения таких сообществ либо в изолятов, либо в ресурсные придатки более развитых частей общества или мировых сообществ. В частности, изучаются факторы и механизмы, обусловливающие развитие одних и деградацию других этнических регионов и групп.

Реальные исторические процессы опровергли идеологемы ранних теоретиков эволюции (и модернизации как одной из модификаций эволюционизма) о неизбежности стирания национально-культурных различий и формирования транснационального мирового сообщества, господствовавшие вплоть до 60-х гг. ХХ в. В 70-е гг. стало очевидным, что не только в модернизующихся, но и в модернизованных странах этническое самоосознание отнюдь не уменьшается, но увеличивается, а этномобилизация является важным фактором политической жизни. Более того, модернизация и социальная мобилизация могут стимулировать тенденции этнической идентификации и самоопределения, повышать вероятность межэтнических напряжений и конфликтов. На этой стадии эволюционного процесса этническую группу можно считать новой социокультурной единицей и прослеживать ее генезис и развитие по крайней мере в пределах одного-двух веков.

Принято считать, что класс и этничность являются двумя основными измерениями социального порядка, не сводимыми друг к другу. Этничность - узы, сравнимые с родственными, основывающиеся на предположении об общем происхождении и связывающие сетью традиций людей, стоящих на различных уровнях социальной иерархии. Класс означают горизонтальную солидарность среди людей, которые безотносительно к происхождению предков разделяют общие отношения к власти и привилегиям. Для историков этничности основной вопрос - противоречие между ассимиляцией и обособлением. Для историков класса сущность дихотомии - не между "внутри" и "вне", но между "вверх" и "вниз".

Обнаруживается также некоторое сходство между этнической группой и группами интересов (такого мнения придерживаются, например, Н.Глейзер, Д.Мойнихэн, Р.Джексон). Однако в отличие от других групп интересов, например, экономических, этнические группы руководствуются интересами прошлого и будущего и поэтому выражают долговременные социокультурные устремления людей и сохраняют традиционные черты культуры.

По сравнению с другими группами интересов этническая группа является значительно более полифункциональной и связана с удовлетворением более разнообразных потребностей и интересов составляющих ее представителей разных классов и поколений. Соответственно принадлежность к этнической общности подразумевает широкие возможности для социальной и культурной самореализации личности, значительно более широкие, чем любая иная группа интересов. Отсюда, видимо, можно вывести высокую культурную ценность этнической принадлежности. Т.Парсонс считает этничность аскриптивной категорией, то есть это качество приобретается не путем личных усилий или заслуг, но "по рождению" или благодаря действию ассимиляционных механизмов.

Этническая идентификация. Этническая идентичность в рамках каждой культуры - величина переменная и ситуативная. Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и воспринимается как таковой другими. В городе же он воспринимается как представитель определенной местности, для которой характерны свой диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством он выступает как гражданин своей страны. Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обусловлены.

Этническая идентичность, подобно классовой, может стать основой идеологии, а группы, порождающие такую идеологию и придерживающиеся ее, могут стать инициаторами этноцентристских движений.

Таким образом, этнос становится одной из центральных категорий, обозначающих культурную единицу, которая может рассматриваться как целостность во взаимодействии с окружением и с другими единицами, в структурно-функциональном и динамическом, синхронном и диахронном планах. Категория "этнос" относится к людям, обладающим определенными идентификационными признаками, традиционно передаваемыми от поколения к поколению. Обычно к таким признакам относят расовую принадлежность, цвет кожи, географическое происхождение, язык, обычаи, религию. Они имеют идентификационное значение, даже если не признаются носителями, и в этом смысле носят объективный характер. Можно считать, что лица, разделяющие определенный набор подобных черт, составляют группу, разделяющую общую этническую базу, подобно тому как социальный класс представляет собой группу лиц, занимающих общую позицию в системе материального неравенства.

Этническая группа как культурная единица характеризуется совокупностью обязательных признаков. Во-первых, выраженностью этноспецифичных черт. Во-вторых, присутствием феномена идентификации: люди осознают и ценят обладание набором таких черт, то есть причастность к этнической категории. В-третьих, наличием определенной организационной структуры, то есть речь идет об ассоциации устойчиво взаимодействующих лиц с общей этнической самоидентификацией.

Особенностью этнических характеристик, как уже отмечалось, считается то, что они приобретаются не с помощью личного выбора, но через культурное наследование или приписывание. В то же время принадлежность к этносу определяется общностью не кровнородственных связей, но социокультурных характеристик, которые нередко весьма трудно выделить.

Этническая идентификация, или, как принято называть, "этническая категория" является весьма устойчивой культурной чертой. Этнические группы могут подвергаться преобразованиям, регуляции и даже разрушению, тогда как этнические категории весьма устойчивы к политическому нажиму. Одной из самых впечатляющих исторических ошибок в контроле над этничностью была политика ассимилирования социологически устойчивых этнических категорий в более широкие культуры.

Таким образом, можно считать, что в дополнение к демографическим и классовым признакам этнические черты составляют важную базу для "естественной" и для научной дифференциации человеческих сообществ.

Формирование этнической группы. Четкая, доказанная концепция этногенеза в социальной антропологии отсутствует. Поэтому относительно ранних стадий формирования этнических групп и этнической категории существуют многочисленные точки зрения. В принципе все это многообразие может быть сведено к двум основным ориентациям: примординальной и культурно-детерминистской. В первом случае этнос считается примординальным (первозданным) социокультурным образованием, основанном на общих предках, принадлежности к одной расе и эволюционирующим на этих эндогенных (внутренних, присущих исходному популяционному ядру) предпосылках. Сторонники культурного детерминизма считают этносы ситуационными экокультурными образованиями, организационными конструктами, сложившимися для совместного решения определенного набора социально значимых проблем, вокруг чего и складываются характерные для общности "культурные темы" и соответствующие им институты.

Спор ведется также и относительно будущего этнической формы дифференциации человечества. Те, кто склонен считать приверженцев этноидентификации носителями пережитков более ранних стадий эволюционного процесса, полагают что со временем такие формы будут исчезать как анахронизм. Те же, кто рассматривает этнос как субстанциональную социокультурную единицу, полагают, что в процессе культурной эволюцик этносы будут претерпевать модификации, но сохранят свою функцию дифференциации человеческой популяции.

Концепция культурного этногенеза может быть проверена и уточнена при изучении требований права этнического самоопределения. На определенной стадии становления, в определенных условиях члены этнических групп начинают считать, что, выделившись в самостоятельную экономическую, политическую, государственную единицу, они получают больший выигрыш, чем в состоянии зависимости от той крупномасштабной социально-политической системы, к которой они принадлежат. Для ряда групп, особенно немногочисленных, характерно стремление не столько к политическому или экономическому, сколько к культурному самоопределению. Некоторые этнические группы объединяются на основе тенденции к более полной интеграции в контекст "основной" культуры (это особенно характерно для иммигрантских групп). Таким образом, в определенных условиях можно ожидать активизации этнической идентификации, усиления культурной значимости этнических групп, интенсификации тенденций таких групп к самоопределению в различных формах.

Важным социокультурным фактором, катализирующим такого рода процессы, является этническая мобилизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией этноидентификации, формированием и распространением идеологии с этноцентристскими обертонами, институционализацией действий, направленных на самоопределение. В этом процессе значительная роль принадлежит этнолингвистической жизнеспособности (витальности). Этот феномен относится к ситуации, когда группа тщательно сохраняет свой родной язык в атмосфере общераспространенного государственного языка и влияет на то, что ее члены начинают выступать как группа во внутригрупповых, а не только во внешних отношениях.

Механизмы сохранения этнической единицы. Они становятся особенно заметными в контексте концепции культурного плюрализма. Эта концепция позволяет объединять сразу несколько идентичностей: религиозную, лингвистическую, классовую, региональную, этническую и т.п. Сегодня этот термин указывает на то, что в любой культуре обнаруживаются не только различные основания для идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти основания для группового самоопределения. Соответственно признается также наличие в каждой культуре плюрализма нормативных и ценностных систем, а это означает, что в отношении социокультурных образцов, ценностей, норм, образа и стиля жизни в любом обществе следует с большой осторожностью относиться к употреблению выражений "общество в целом", "культура в целом".

В этой связи важно выявить те механизмы специфичной эволюции, которые в условиях культурного плюрализма выполняют для этнических групп те же селективные, стабилизирующие и направляющие функции, какие в ходе биологической эволюции выполняет естественный отбор.

В некоторых случаях это может быть ситуация напряженности и конфликта, возникновение социальной солидарности в ответ на ситуацию стресса превращает членов этнической категории в этническую группу.

Однако важнейшая роль в поддержании этнической единицы принадлежит традиции как процессу научения и трансляции специфичного культурного опыта. Культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфичных культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично специфичный опыт.

Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря ее действию из них отбираются только те, что не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты, и отвергаются те, что грозят им серьезными структурными изменениями. В то же время, поскольку источником культурных инноваций всегда является индивидуальный опыт людей, интеграция нового в культуру этнической группы предполагает наделение такого опыта с помощью механизма традиции культурно специфичными чертами. Из сказанного следует, что действие механизма традиции в этнической единице в известной мере уподобляется биологическому естественному отбору.

 

3. Управление межэтническим конфликтом (Меморандум Кона)

 

Современные научные данные говорят о том, что этническая (национальная) принадлежность является продуктом политической, культурной, религиозной и языковой истории общества, его традиций, обычаев, а иногда и мифов, а не общего происхождения /Здесь и далее будут использованы рекомендации этнологов по управлению этническим конфликтом, сформулированные в г. Кона на Гавайских островах в ноябре 1993 г. (Меморандум Кона)/. Этническая принадлежность и борьба за национальное самоопределение сыграли в истории двойственную роль: а) явились ведущим фактором в падении империализма, тоталитаризма и утверждении прав и свобод личности; б) стали причиной разрушительных конфликтов, унесших жизнь миллионов и причинивших огромный ущерб, оправдания ущемления прав и свобод личности "во имя нации" и установления деспотических режимов.

Нет особой нужды указывать на примеры (трагедия народов бывших республик Югославии, народов Ближнего Востока, Чечни и т.д.). Нет никакой гарантии того, что этнические конфликты не смогут охватить и регионы России. Все это требует внимательного анализа мер по профилактике и преодолению этнических конфликтов, рекомендуемых теорией.

Конфликт есть разновидность социального взаимодействия. В пространстве социального действия можно выделить следующую типологию социальных взаимодействий:

 

  КОНСТРУКТИВНОЕ ДЕСТРУКТИВНОЕ
СОДЕЙСТВИЕ Сотрудничество Сообщничество (банда, клика)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ Конкуренция Конфликт

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.