Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латентный период. Период, наиболее благоприятный для предотвращения конфликта

Источником этноконфликта могут выступать дискриминация, этноцентризм, социальная паранойя /См. подробнее: Этнометодология. Вып. 1. М., 1994. С. 46/. Разрешение конфликта выступает как движение от конфликтных форм взаимодействия к сотрудничеству или конкуренции, т.е. к конструктивному взаимодействию.

Рассмотрим социальную реальность в свете "конфликт". (Субстанциальное начало анализа - системно-деятельностный подход.)

Драку можно рассматривать как модель этнического конфликта, где каждая сторона сама устанавливает себе правила. В итоге получается "беспредел", и лишь силовое давление третьей стороны может его прервать (иначе он может тянуться десятки лет и привести к полному истощению сил противоборствующих этносов).

Этноконфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода): латентный период, проявление конфликта, активное течение его, последствия конфликта.

 

Спортивное единоборство Дуэль Драка
Признанный в данной культуре способ выявления сильнейшего соперника в данном виде единоборства. Общественно-полезная функция: вид физической культуры человека, эстетически и эмоционально насыщенное зрелище. Культурно-признанный способ разрешения морального конфликта между представителями дворянского и офицерского сословия в Европе и России. Способ восстановления "чести и достоинства", уважения и самоуважения личности. Конфликт и противоправное деяние, с социокультурной позиции - ценностно бессодержательная (за исключением самообороны). Связан с базовыми инстинктами агрессии и враждебности, садистскими наклонностями и жестокостью ("игра без правил").

 

Таблица взята из: Этнометодология: Вып. 1. М., 1994. С. 47.

Действия властей должны свестись к следующим мерам:

1. Укреплять принцип единого и полного гражданства для всех жителей. Недостаточно принять законы - надо вовлекать национальные меньшинства в процесс принятия и исполнения законов (т.е. снять подозрения в несправедливости);

2. Вновь образованным государствам надо начинать с нулевого варианта гражданства, т.е. все живущие на территории государства должны получить гражданство. Это требование нарушено в Прибалтийских государствах по отношению к русским, что чревато этническими столкновениями или межгосударственными конфликтами;

3. Социально-экономическая политика должна строиться так, чтобы улучшать жизнь и повышать статус групп, ранее подвергавшихся дискриминации (однако учитывать, что "положительная" дискриминация может дать и негативные результаты, т.е. вызвать негативное отношение большинства к меньшинству);

4. Этнополитическая стабильность в обществе создается за счет реализации принципов федерализма, "распыления власти", "функционального" федерализма, например в сферах образования и полномочий местной власти, культурно-языковой автономии;

5. Следует включать в программы учебных заведений знания об опасностях этнических предрассудков, в том числе и в собственном сознании (это положение начинает реализовываться в ряде стран, например в Англии);

6. Повышать ответственность журналистов (вплоть до уголовного преследования), пишущих на этнические темы: формулировки этнических процессов должны быть точными, без угроз и обозначения врага; необходимо гласно обсуждать конкретные вопросы без подстрекательства и агрессивности. Главное требование к прессе - поддерживать поликультурность государства;

Особая роль принадлежит международным организациям: необходимо соблюдать объективность в освещении и оценке событий, сборе данных о поджигателях этнических войн для предания их со временем суду Международного трибунала. (К сожалению, правозащитная организация в Чеченских событиях имела двойной стандарт оценки, обвиняя полностью лишь "русскую" сторону и пытаясь тем самым представить политическую борьбу за власть в Чечне как межэтнический конфликт).

Проявление конфликта. Этническая напряженность не всегда переходит в состояние войны. Война - прямое следствие пренебрежение мерами, необходимыми в латентный период конфликта. Социолог может установить сползание к насилию по следующим сигналам: усиление взаимных обвинений в злонамеренности, ссылки на этнические стереотипы-предрассудки в общественных дискуссиях и политических акциях, появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой, требования чрезвычайных мер на благо и защиту этнических меньшинств либо для ограничения свободы тех, кто им угрожает. Здесь возможны провокации со стороны фанатиков. Власть должна увидеть и миграцию населения по этническому признаку: такая перегруппировка создает напряженность и конкуренцию на новых местах расселения, что усиливает конфликтность. Пассивная позиция властей может быть понята как "зеленый свет" для накапливания оружия, создания отрядов. (Так, пассивность центра после погрома в Сумгаите послужила серьезным стимулом для развертывания армяно-азербайджанского конфликта).

Действия властей:

1. Главное - укрепление общественного порядка. Необходимо создавать специальные полицейские отряды, нейтральное командование, усилить требования к дисциплинированности частей, ограничивать подстрекательскую пропаганду. Тщательно следить за сохранностью и движением оружия. Подстрекательство и участие в уличных беспорядках должны наказываться по всей строгости закона, а вынесенные приговоры неукоснительно выполняться. Одна из ошибок - вынесение после конфликта мягких, условных приговоров зачинателям, которые усваивают в этих случаях, что ничем лично не рискуют, больше того, они начинают считаться вождями, героями;

2. Содействовать распространению точной и непредвзятой информации о конфликте в прессе. Этот вопрос со стороны федеральных властей в чеченском конфликте решался примитивно.

Нужна активная деятельность по разоблачению слухов. Журналистам и редакторам надо дать почувствовать, что они несут прямую ответственность за свою профессиональную и этическую позицию: закон должен быстро и жестко реагировать на призывы к насилию, клевету и другие действия, выходящие за общепринятые рамки свободы слова. Следует дать понять обществу, что справедливость надежно защищается. Необходимо также привлечь ресурсы общественных наук для достижения согласия в формулировании предмета спора. Когда такое согласие есть, то появляется перспектива дальнейших переговоров вокруг реальных разногласий.

Активное течение конфликта. Первая задача властей - остановить военные действия с целью добиться конструктивного решения этнических проблем в будущем.

Действия властей:

1. Решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и полиции. Поджигатели и вершители этнического конфликта должны быть задержаны, арестованы и, по меньшей мере, удалены из места конфликта;

2. Недопущение раскола по этническому признаку в структурах, обеспечивающих порядок. Если необходимо, то заменить их войсками, вводимыми извне;

3. Твердый контроль за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

4. Создание механизма прекращения огня и вступления в переговоры;

5. Минимизация потерь и материального ущерба (отвод войск, создание нейтральных зон, международный статус "свободных городов" и т.д.);

6. Предотвращение зверств и военных преступлений. Сбор данных для судебных разбирательств должен быть гласным.

Последствия конфликта. Любой конфликт рано или поздно заканчивается. Необходимо устранить реальные последствия конфликта и примирить вчерашних врагов.

Действия властей:

1. Сделать общее заявление об уроне и необходимости воссоздать единое гражданское общество на новой основе, т.е. в условиях национального примирения;

2. Придать восстановительному процессу этнический нейтральный характер (освобождение заложников, предание земле погибших должны происходить без выделения героев, жертвы войны должны получить компенсацию, беженцы - вернуться домой, если, конечно, есть возможность); наладить медицинское обслуживание, особая забота должна быть проявлена о детях и женщинах, подвергшихся насилию; провести в жизнь запрет на присвоение собственности (борьба против мародерства);

3. Не допускать героизации бойцов, не дать им возможности пожинать политический "урожай" своих подвигов, не допускать на руководящие посты;

4. Начать общественный диалог на тему позитивных реформ;

5. Не драматизировать конфликт, ибо огромные страдания этносу, нации впоследствии принесут сохранение "священной памяти", стремление к кровной мести, передаче духа конфликта следующим поколениям. Особая роль в этом принадлежит школе и прессе. Для справедливого решения этих вопросов большое значение имеет своевременное расследование военных преступлений.

Целью всех этих мер является возврат страны к исходной точке и строительство долгосрочных взаимовыгодных и мирных отношений между населяющими страну различными этническими группами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этнос - культурная эволюция в исследовании специфической эволюции | Тема: Урок як основна форма фізичного виховання школярів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.379 сек.