Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические информационные системы




Классификация информационных систем

С момента появления первых информационных систем (первые ИС появились в 50-е гг.) возникло большое число их разновидностей. Современные информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков в зависимости от целей их изучения.

1) В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы различают автоматические и автоматизированные информационные системы. Автоматические ИСвыполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств. В современном толковании под термином "информационная система" чаще всего понимается именно АИС.

2) По характеру выполняемых функций выделяют:

  • информационно-справочные системы (ИСС);
  • автоматизированные системы обучения (АСО);
  • системы обработки данных (СОД);
  • автоматизированные системы управления (АСУ);
  • системы поддержки принятия решений (СППР);
  • экспертные системы

Информационно-справочная система – это автоматизированная ИС, предназначенная для поиска, выдачи и систематизации данных (формирование сводок и отчетов).

ИСС широко используются в: архивах, библиотеках, ЖД вокзалах и аэровокзалах, органах ЦИК.

 

Автоматизированная система обучения (автоматизированная обучающая система, система дистанционного обучения) – это комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих предоставление обучаемым изучаемого материала, проверку и оценку знаний обучаемых, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения (видеоконференции), а также предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Преимущества таких систем перед традиционным обучением – сокращение фин. и мат. затрат на обучение, возможность подготовки географически распределенных специалистов в удобное для них время. Выделяют след. виды АСО: 1) Автоматизированные системы программного обучения (компьютерные курсы), системы обеспечения деловых игр, тренажерные комплексы (получение практических навыков; системы подготовки летчиков, космонавтов, операторов систем управления – весьма эффективные, но дорогостоящие инструменты).

 

Системы обработки данных - СОД (EDP - Electronic Data Processing) предназначены для регистрации и обработки хозяйственных операций (оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.), подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений, расчета заработной платы, статистической отчетности и т.п.). Специфика СОД - автоматизация трудоёмких, регулярно повторяющиеся рутинные операции над большими массивами данных. Пример СОД-банковские системы, осуществляющие открытие/закрытие счетов, пересчёт вкладов в зависимости от процентов, приём/снятие сумм и т.п. СОД — это обычно часть и первая ступень развития АСУ.

 

 

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. Важнейшая задача АСУ - повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.

Примеры: АСУ уличного освещения, АСУ дорожного движения, АСУ банкоматом.

Дальнейшим развитием АСУ являются СППР.

Система поддержки принятия решений (СППР) - автоматизированная система, использующая аналитические модели и мощный математический аппарат, предназначенная для помощи специалистам в решении сложных задач и повышения эффективности принимаемых решений. Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: интеллектуальный анализ данных, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др.

Важным свойством СППР является возможность решения слабоструктурированных (слабоформализуемых) задач, т.е. таких задач, содержание которых плохо описывается математически, а, следовательно, они не имеют точного алгоритма решения и не поддаются стандартной компьютерной обработке. Примеры таких задач: перевод текста с одного языка на другой, распознавание человеческой речи компьютером.

Для решения полностью неструктурированных задач предназначены экспертные системы - класс систем, обладающих искусственным интеллектом, которые анализируют проблемную ситуацию и дают рекомендации по ее решению (аналогично специалистам-экспертам).

 

3) По сфере применения. Учитывая, что количество предметных областей чрезвычайно велико и почти в каждой из них функционируют ИС, целесообразно выделить только самые распространенные типы:

· Экономические информационные системы (ЭИС), среди которых можно отметить следующие разновидности:

- Банковские ИС;

- ИС фондовых рынков;

- страховые ИС;

- налоговые ИС;

- ИС промышленных предприятий;

- ИС торговых предприятий и т.д.

· Медицинские информационные системы;

· Географические информационные системы (ГИС), применяемые в картографии, геологии, землеустройстве, метеорологии, экологии. Специфика этих систем заключается в работе с пространственными данными.

 

4) По охвату задач (масштабности) различают:

- локальные ИС;

- групповые ИС;

- корпоративные ИС.

 

Локальные ИС – системы, реализующие отдельные функции управления (бух. учет, логистика, маркетинг и т.д.). и предназначенные для выполнения функций одного человека.

Групповые системы ориентированы на коллективное использование сотрудниками рабочей группы, отдела, подразделения.

Корпоративные ИС охватывают практически все сферы деятельности крупного предприятия (производство, финансы, кадры, маркетинг) и ориентированы на автоматизацию всех уровней управления крупного предприятия (оперативного, тактического и стратегического).

 

Экономическая информационная система ( ЭИС) - совокупность технических, программных, организационных средств и информационных ресурсов, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки, поиска и выдачи экономической информации по запросам пользователей. Отличительные особенности ЭИС – оперирование экономической информацией, а также их использование в экономических объектах - предприятиях и государственных структурах.

По современным оценкам, более 60% всей информации, циркулирующей в фирме, обрабатывается в ЭИС.

Как известно, в процессе управления, принимаются три категории решений: стратегические, так­тические и оперативные. В со­ответствии с этим управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: стратегический, тактический и оперативный уровни. Стратегический уровень определяет цели управ­ления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресур­сы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. На тактическом уровне основное внимание уделяется составлению тактических планов, контролю за их выполнением, слежению за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предпри­ятия на требуемый уровень развития. На оперативном уровне происходит реализация планов и со­ставляются отчеты о ходе их выполнения. Первоначально большинство ЭИС обеспечивали лишь оперативный уровень управления: учет товаров и материалов, обработку счетов, расчет заработной платы, обработку заказов. Впоследствии стали разраба­тываться системы, обеспечивающие выполнение расчетов на среднем уров­не: расчеты квартальных, месячных и годовых планов выпуска продук­ции, составление планов сбыта продукции. Современные ЭИС способны предоставлять и обрабатывать информацию для всех уровней управления.

Как и всякая система ЭИС имеет свою структуру – т.е. состоит из ряда взаимосвязанных элементов – подсистем. В структуре ЭИС прежде всего выделяют – обеспечивающую и функциональную части.

         
    ЭИС    
             
             
  Обеспечивающие подсистемы       Функциональные подсистемы
       
             
  1. Техническое обеспечение     1. Учет заработной платы  
     
         
  2. Математическое обеспечение     2. Учет основных средств  
     
         
  3. Программное обеспечение     3. Учет товарно-материальных ценностей  
     
         
  4. Информационное обеспечение     4. Учет кассовых операций  
     
         
  5. Организационное обеспечение     5. Расчетно-финансовые операции  
     
         
  6. Правовое обеспечение     6. Расчеты с дебиторами и кредиторами  
     
         
  7. Эргономическое обеспечение     7. Финансовый анализ предприятия  
     
         
  8. Лингвистическое обеспечение     8. Расчеты с подотчетными лицами  
     
         
  9. Кадровое обеспечение     9. Расчеты с банками  
     
         
        10. Расчеты с поставщиками и покупателями  
       
         
Рис. 1.10. Структура ЭИС
                         

Обеспечивающая часть состоит из технического, программного, информационного, математического, правового, организационного, эргономического, лингвистического и кадрового обеспечения.

К техническому обеспечению относят­ся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры могут быть как персональные, так и высокопроизводительные – суперкомпьютеры (MainFrame). Мейнфреймы - архитектура, где есть мощный компьютер - собственно "мэйнфрейм", - на котором работает вся логика, а у пользователей стоят только терминалы. Крупные зарубежные компании и банки не могут работать без больших вычислительных машин класса мейнфрейм. Такое положение остается незыблемым, несмотря на бурное развитие в последнее десятилетие технологий, связанных с использованием персональных компьютеров. Мейнфреймы необходимы для создания больших хранилищ данных и обеспечения доступа к ним. К таким компьютерам предъявляются высокие требования к надежности при круглосуточной работе, к защите данных и производительности. К ним относится Tendem Computers.

ИС могут использовать отдельно стоящие компьютеры или вычислительные системы или вычислительные сети различного масштаба. Коммуникационное оборудование ИС обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например, обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ к ресурсам.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необ­ходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и приклад­ное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы програм­мирования, сервисные программы.

Прикладное программное обеспечение ориентировано на классы решаемых задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использования. В качестве таких средств используются СУБД, текстовые процессоры, электронные таблицы, программы распознания текста и речи, генераторы отчетов для систем баз данных и др.

Специализированное программное обеспечение создается для конкретной информационной системы или для класса систем, имеющих узкое назначение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений, т.е. информационное обеспечение формирует информационные условия функционирования ИС. Информационное обеспечение состоит из внемашинного и внутримашинного ИО. Внемашинное ИО – это множество бумажных и управленческих документов (унифицированная система документации), систему классификации и кодирования информации. Внемашинное ИО, как следует из его названия, находится вне машинных носителей и воспринимается человеком без каких-либо технических устройств. Внутримашинное ИО находится внутри ИС и хранится в виде файлов, баз данных, баз знаний и хранилищ данных. Т.о., информационное обеспечение ИС можно определить как совокупность единой системы классификации, унифицированной системы документации и информационной базы. ИО ИС- это методология построения баз данных.

Математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, обеспечивающих нормальное функционирование ИС.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих порядок создания, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. В состав правового обеспечения могут входить законы, указы и постановления государственных органов власти, различные нормативные документы.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс мероприятий и руководящих документов, регламентирующих деятельность персонала ЭИС в условиях повседневного функционирования ЭИС.

Лингвистическое обеспечение объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала ЭИС со средствами вычислительной техники. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ЭИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ЭИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования ЭИС; диалоговые языки специального назначения и другие языки; В состав лингвистического обеспечения входит множество языков, используемых в ИС, а также набор словарей, образующих словарный состав информационной системы.

Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС.

Эргономическое обеспечение как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ЭИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ЭИС, для ее быстрейшего освоения.

Функциональная часть ЭИС напрямую зависит от специфики предприятия, целей создания информационной системы, а также от фирмы- разработчика. Например, бухгалтерские информационные системы (1С:Бухгалтерия) может включать следующие подсистемы: 1) учет заработной платы, 2) учет основных средств, 3) учет товарно-материальных ценностей, 4) учет кассовых операций, 5) расчетно-финансовые операции, 6) расчеты с дебиторами и кредиторами 7) расчеты с банками, 8) расчеты с подотчетными лицами, 9) расчеты с поставщиками и покупателями, 10) финансовый анализ предприятия.

Иногда структуру ИС рассматривают как совокупность 4 компонентов:

1) информационной базы (база данных)

2) технических средств (компьютеры и средства коммуникаций)

3) программных средств (операционная система, СУБД, прикладные программы)

4) организационных средств (персонала).

Теперь рассмотрим функции ЭИС.

ИС должны выполнять:

1) Сбор и регистрация информационных ресурсов

2) Хранение информационных ресурсов

3) Актуализация информационных ресурсов – приведение информационных ресурсов в соответствие с сегодняшними условиями. Актуализация – это поддержание информации в актуальном состоянии.

4) Обработка информационных ресурсов

5) Предоставление информационных ресурсов пользователю.

 

Использование ЭИС на предприятии обеспечивает:

1) Повышение производительности труда персонала и эффективности деятельности предприятия в целом;

2) Повышение качества выполняемой работы и качества обслуживания клиентов (банкомат работает 24 часа в сутки каждый день)

3) Предоставление более широких возможностей по поиску клиентов и поставщиков, взаимодействия с партнерами по бизнесу. Возможность удаленного и автоматизированного ведения бизнеса.

4) Облегчение процесса принятия решений в условиях риска и неопределенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.