Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа призвана формировать общественно активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

Одним из ведущих показателей актуального функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др.

Под нормальным развитием следует понимать психическое развитие, соответствующее возрасту и гармоничное.

Гармоничность заключается в примерно одинаковом уровне развития всех показателей интеллекта. Чрезмерное развитие одних при отставании других является неблагоприятным показателем психического здоровья. Каждому возрастному периоду свойственны свои достоинства, способствующие развитию и исчезающие впоследствии.

3.

Главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач.

По определению Р.М. Баевского: умственная работоспособность это определенный объем умственной работы, выполняемой без снижения установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма.

 

Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно же, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня — ведущая задача сохранения психического здоровья школьников, т.е. психогигиены.

К критериям благоприятного состояния психики, т.е. психического здоровья относится также положительное эмоциональное состояние. Это более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факты, эмоциональный фон, то, что обычно именуется настроением.

В научной литературе термин настроение трактуется как - «преобладающее эмоциональное состояние (тревожное, веселое, грустное и др.), оказывающее влияние на психическую деятельность».

Эмоциональные реакции - это непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию. Они сопровождаются комплексом вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений и служат сигналом благоприятных и неблагоприятных воздействий.

 

Состояние психического здоровья населения планеты и его динамика внушают определенную тревогу. «Информационный взрыв», характерный для нынешнего столетия, оказывая влияние на скорость протекания психических процессов человека, стал одним из факторов инициирующих нервно-психические заболевания. Это диктует необходимость привлечь внимание общества к проблемам психогигиены.

Особое значение имеет психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья на всю последующую жизнь.

Многие нервно-психические расстройства возникают именно в школьном возрасте.

По данным исследователей нервными и психическими расстройствами страдают примерно 5% учащихся средних специальных учебных заведений (3,5% - неврозы, 1,5% - психопатии) и 37% учащихся ПТУ (10% - неврозы, 27% - психопатии и патологические формирования личности).

Сравнение распространенности неврозов в разных возрастных группах населения показало, что чаще всего они развиваются у детей 7-14 лет, т.е. у школьников. При этом с возрастом значение семейно-бытовых факторов в возникновении психических отклонений уменьшается, роль же школьных факторов значительно возрастает, особенно у девочек.

Большинство из этих состояний принадлежит к категории пограничных. Они чаще всего имеют психогенный характер, возникают как следствие психотравмирующих ситуаций, эмоционального напряжения, особенно при воздействии предрасполагающих факторов на детей - соматических и инфекционных заболеваний, травм, особенностей функциональной деятельности мозга и др.

Такие расстройства, как правило, непродолжительны, но, тем не менее представляют тревожное явление, так как проявляются в виде изменения форм реакций на стимулы. Типичной становится неадекватность стимулу, как по силе, так и по содержанию, меняется тип взаимоотношений между ребенком и окружающей средой: раздражители бывшие до того - индифферентными, становятся патогенными, наступает состояние психической дезадаптации.

В заботе о психическом состоянии и здоровье учащихся нельзя игнорировать проявление у определенного числа подростков так называемых акцентуаций характера.

Акцентуации - это «крайние» варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Типы акцентуации сходны и частично совпадают с типами психопатий. С возрастом эти особенности обычно сглаживаются, но среди подростков они распространены довольно широко. Так по данным, в возрасте 14 они наблюдаются мальчиков и у 42% девочек; в 17 лет у 62% юношей и у 51 % девушек.

 

В этих качествах личности содержатся предпосылки психического здоровья, но вместе с тем со школой могут быть связаны и факторы, способствующие возникновению отклонений в психическом здоровье.

 

Во-первых, 10 лет пребывания в школе - это период роста и развития, в котором организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но, к сожалению, и к неблагоприятным воздействиям. Школьный возраст включает по меньшей мере два кризисных периода, в которых организм оказывается наиболее чувствительным, они приходятся на возраста 6-7 лет и пубертатный период (половое созревание).

Психическое здоровье учащихся в пубертатный период особо нуждается в защите. Давно замечено, что именно в это время происходит якобы немотивированные изменения в характере подростков, ухудшается успеваемость, легко назревают конфликты с окружающими.

В подростковом периоде «нормальные ненормальности» встречаются часто, тогда как ненормально, если все течет нормально.

Во-вторых, основным содержанием жизни в школьном возрасте является учение, т.е. большая умственная нагрузка. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли (Л.С. Выготский). Это напряжение не всем дается легко.

В-третьих, в школьной жизни, помимо биологических кризисных периодов, имеют место переломные моменты социализации, такие как поступление в школу, переход от начального обучения с одним педагогом к предметному с рядом новых учителей, необходимость выбора профессии и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Благоприятное функциональное состояние центральной нервной системы | Неприятие детским коллективом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.