Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор об исключительной продаже товара

Рыночные договоры

Развитие экономики ведет к усложнению деятельности участников хозяйственного оборота. Они стремятся использовать наиболее эффективные договорные способы осуществления коммерческих операций. Под влиянием этих условий получили распространение новые виды договоров. Они возникли в договорно-правовой деятельности фирмы. Некоторые договоры признаны только в судебной практике, а некоторые стали предметом норм правового регулирования. Заинтересованность фирм0производителей и фирм-торговцев (оптовиков) в создании налаженного механизма продажи товаров и организации устойчивой сбытовой сети привела к возникновению договоров по специальному регулированию отношений в сфере купли-продажи товаров: договор об исключительной продаже товаров, договор о франшизе (франчайзинге).

Стремление участников гражданских сделок к применению эффективной системы финансовых расчетов привело к возникновению договора о факторинге. Содержание этих договоров преследует цель установления устойчивых и тесных хозяйственных отношений сторон на определенный договорный период. В юридическом плане эти догвооры характеризуются рядом особенностей:

1) По своему содержанию

- рамочные договоры, которые закрепляют принципы и правила договорных отношений участников оборота, в соответствии с которыми будут строиться гражданские сделки участников по проведению конкретных хозяйственных операций;

2) Сложные договоры

- они регулируют различные хозяйственные отношения, то есть наряду с отношениями, составляющими основной предмет сделки, договором охватывается целый ряд дополнительных отношений по предоставлению должником тех или иных услуг (организационных, технических, коммерческих и др.);

3) Все эти договоры строятся на принципе закрепления за должником юридической и хозяйственной монополии в осуществлении его деятельности на рынке, они предоставляют должнику исключительную возможность или право на проведение операций, предусмотренных в договоре, на договорной территории. Таким образом, речь идет о договорах особого рода, содержание которых выходит за рамки отношений, регулируемых различными видами гражданских договоров.

Этим договором закрепляются принципы и правила отношений по приобретению одной стороной – покупателем товаров у другой стороны – продавца с установлением одновременно ряда прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем своей клиентуре.

С хозяйственно-экономической точки зрения, покупатель осуществляет посреднические функции между продавцом товара и рынком.

Покупатели не являются формально-юридическими посредниками- агентами, но на практике выполняют роль звеньев товаропроводящей сети. Они именуются распространителями товаров – дистрибьюторами. Поэтому договор относят к категории договоров о размещении товаров. Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, дистрибьюторы реализуют на рынке от своего имени и действуя при этом на свой страх и риск, то есть дистрибьюторы принимают на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи возникают для дистрибьютора в полной мере, а его прибыль определяется разницей между покупной и перепродажной ценами. Договор как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон по покупке и перепродаже товара. Реализация договорных положений предполагает последующее заключение контрагентами самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил.

По своему содержанию договор представляет собой сложную сделку, в которой, наряду с положениями о купле-продаже, имеется целый ряд специальных условий, которые выходят за рамки классического договора купли-продажи и которые определяют организационные, финансовые и некоторые другие взаимоотношения контрагентов.

Сердцевиной договоренности является правило о приобретении дистрибьютором товаров в интересах их последующей продажи третьим лицам, и эти правила относятся к разным аспектам отношений сторон договора. Обязательным элементом договора являются условия об исключительности, которые могут иметь односторонний или двухсторонний характер.

Суть условий – продавец представляет покупателю исключительное право продажи товара на обозначенной территории или указанной клиентуре. Предоставляя покупателю такую коммерческую монополию, продавец отказывается от проведения торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Иногда такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в договоры с другими покупателями условие об отказе этих других покупателей от продажи товаров на территории действия первого договора. Такой запрет на проведение параллельной продажи дополнительно укрепляет коммерческую монополию покупателя на рынке. Двухсторонний характер, направленный на обеспечение интересов продавца, дает право на включение в договор условия об обязанности покупателя приобретать товары только у своего продавца.

Договор содержит также ряд других важных условий, которые определяют отношения между сторонами: устанавливается минимальное количество товаров, которое покупатель должен периодически приобретать у продавца. Нарушение этого условия рассматривается как основание для расторжения договора продавцом. Такое закрепление квоты продаж является способом обеспечения коммерческих интересов продавца.

Другое важное положение, которое относится к последующей рыночной деятельности покупателя – условие о перепродажных ценах, хотя его может и не быть в договоре. По этому условию покупатель обязуется согласовывать продажные цены с поставщиком, либо эти цены определяются в самом договоре. Целый комплекс условий касается прав и обязанностей сторон, направленных на содействие достижения целей договора, то есть на успешную реализацию коммерческого сотрудничества. Покупатель обязуется сообщать контрагенту маркетинговую информацию, участвовать в рекламе товаров, предоставлять своей клиентуре сервисные условия и так далее. С другой стороны, продавец обязуется помогать покупателю в оборудовании торговых помещений, снабжать его рекламными, демонстрационными предложениями, обучать персонал покупателя. Для договора характерными являются сроки 10-15 лет. Это говорит о стремлении сторон придать отношениям более или менее постоянный характер. При этом не исключается возможность досрочного расторжения договора при не достижении целей его заключения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности международной купли-продажи | Договор о факторинге
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.