Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекции




Тема №4. Физическое развитие. Медико-социальные аспекты здоровья отдельных групп населения (женщин, детей и подростков, старшего поколения).

Кредит №2

Тесты для определения тренированности

По пульсу в положении сидя можно оценить состояния ССС, или ЧСС:

1. Ниже 55 уд/мин.- оценка отлично;

2. Ниже 70 уд/мин.- хорошо;

3. Ниже 80 уд/мин.- удовлетворительно;

4. Выше 80 уд/мин.- плохо. У женщин допускается >на 5 уд/мин

Проба с задержкой дыхания на входе 2. Выше 90сек.-отлично 60-90сек-хорошо; 30-60сек- удовлетворительно; Ниже 30сек-плохо.

Проба с подскоками. Сосчитав пульс в покое, встать в основную стойку руки на поясе. В теч.30сек.60 подскоков на носках.

3.Если превышение ЧСС с сравнении с покоем составляет25% и меньше- отлично;От 25 до 50%- хорошо;От 50-75%- удовлетворительно; Свыше 75%- плохо;Увеличение на 100% и выше- слабая тренировка.

4.Иллюстративный материал: презентация лекции. 5.Литератураосновная:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. -М., 2008. - 432 с.

2. Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов.- М.: Центр Демографии РАН, 1996. - 61 с.

3. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): в 2 т./под ред. А.А. Баранова, Л.А.Шеплягиной. Т.1.-432с., Т.2.-464с.,- М.,2006.

4. Семейная организация здравоохранения. Департамент здоровья и развития ребенка и подростка (САН). ЮНИСЕФ, Интегрированное введение болезней детского возраста. - 2000.

дополнительная:

1.Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с

курсом наркологии.- Ростов-на-Дону, 2003.

2.Ковалевский Е.И. Офтальмология.- М., Медицина, 1996.

3.Малова Ю.С., Пропедевтика внутренних болезней.- С-Петербург, 1998.

4.Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии, практикум.- Ростов-на - Дону, 2005.

5.Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии.- Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2007.

6.Филиппова А. Сестринское дело в терапии.- Ростов-на-Дону, 2000.

6.Контрольные вопросы:

1. Что такое физиологическое утомление

2. Понятие о мышечной утомляемости

3. Синдром хронической усталости

4. Основные положения здорового образа жизни

5. Борьба с вредными привычками.

 

 

2. Цель: научить студентов методике изучения и оценки физического развития, дать понятия о медико-социальных аспектах здоровья отдельных групп населения.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет- окружность головы;

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др;

3. Развитие мускулатуры и мышечной тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателям физического развития.

При углубленных медицинских осмотрах обычно проводится измерение длины и массы тела. Длина тела является показателем, характеризующим ростовые процессы, масса тела – показатель, свидетельствующий о развитии костно-мышечного аппарата и подкожно-жировой клетчатки. Антропометрические исследования должны проводиться в первой половине дня, в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной возрастной группы, и с естественным освещением.

Методика измерения роста- инструментарий для этих исследований должен быть стандартизованным и подвергаться дезинфекции. При измерении длины тела ростомером необходимо, чтобы ребенок находился на площадке ростомера в положении смирно, касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью, а голова устанавливается в положении, когда нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной плоскости, измерение проводится с точностью до 0,5см.

Методика определения массы тела- измерение массы тела должно производиться с точностью до 50г. Однако изучение физического развития не должно ограничиваться оценкой тотальных размеров тела, а включать и определение показателей, характеризующих биологический возраст, отражающих темпы индивидуального роста и развития. Существуют различные критерии для его определения биологического возраста: костный возраст (определяется рентгенологически), зубной возраст (определяется на основе числа молочных и постоянных зубов), половое развитие (определяется по степени развития вторичных половых признаков). Современными научными исследованиями показана важность определения биологического возраста как для диагностики соматических заболеваний и выявления групп риска их развития, так и для определения неблагоприятного влияния факторов среды обитания. Помимо определения биологического возраста следует оценивать и гармоничность морфофункционального состояния. Для этого в первую очередь необходимо оценить соответствие массы тела его длине, для чего целесообразно использовать оценочные таблицы- шкалы регрессии массы тела по длине тела. С их помощью выделяют: нормальную массу тела, дефицит и избыток массы тела и низкорослость. При установлении избытка или дефицита массы тела следует оценивать не только разницу между фактической и нормальной массой тела (по шкалам регрессии для этого возраста, пола и роста), но и тип конституции ребенка, а также степень развития у него мышц и подкожно-жировой клетчатки. Для этого при осмотре ребенка следует отмечать рельеф мышц, их упругость, положение лопаток и форму живота. Описательные признаки могут быть дополнены измерением мышечной силы кистей рук и окружности плеча в свободном и напряженном состоянии в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки, толщины кожно-жировых складок. Слабое развитие мускулатуры характеризуется сниженной упругостью мышц, плоской формой грудной клетки, отставанием углов лопаток («крыловидные лопатки»), выступанием живота более чем на 2 см от линии грудной клетки, при этом мышечная сила ниже средних величин, а разница между окружностями плеч в свободном и напряженном состоянии менее 1см. Избыточное жироотложение характеризуется сглаживанием рельефа костей и мышц толщиной жировых складок более 1,5см. Традиционными показателями функциональных возможностей при массовых профилактических осмотрах является определение силы сжатия кисти (динамометрии) и жизненной емкости легких.

Выявленные отклонения в физическом развитии являются маркерами определенных нарушений в состоянии здоровья. Дети с замедленным и ускоренным развитием, низкорослостью или избытком массы тела должны направляться к эндокринологу. Дети с дефицитом массы тела подлежат обследованию и наблюдению у педиатра для установления причин этих отклонений. У всех этих детей педиатр следует также оценить воздействие таких средовых факторов, как двигательная активность, питание и антропогенное загрязнение окружающей среды. Оценку физического развития детей по региональным стандартам можно считать наиболее отвечающей основной задаче практического здравоохранения- выявлению отклонении в развитии детей и подростков, установлению и устранению причин этих отклонений, разработке системы мер оздоровления и коррекции.

Физическое развитие, имеет первостепенное значение, особенно для растущего организма. За физическим развитием ребенка врач должен следить, начиная с момента рождения (а еще лучше с внутриутробного развития) и до окончания роста (20-25 лет). В процессе роста ребенка можно корректировать те или иные показатели физического развития, изменяя их в лучшую сторону. Это одна из существенных задач вначале педиатра, а затем школьного врача. Для школьников, и, особенно для взрослых людей, не менее, а иногда и большее, значение имеет степень физического состояния. Физическое состояние-это готовность к выполнению мышечной деятельности, характеризуется состоянием здоровья человека, его телосложением, функциональными возможностями, физической подготовленностью.

Физическое состояние- это комплексная оценка уровня физического развития и функционального состояния организма. Функциональное состояние- это уровень жизнедеятельности органов и систем организма, который оценивается специальными показателями, существующими для каждой системы, органа. Например: для сердечно- сосудистой системы: частота пульса (ЧСС), АД (систолическое, диастолическое, пульсовое), минутный объем крови, ударный объем крови, максимальное потребление кислорода (МПК) и др. Для системы органов дыхания: частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕД), максимальная вентиляция легких (МВЛ), минутный объем дыхания (МОД) и др. Для мышечной системы, прежде всего, это мышечная сила для различных мышечных групп. Все эти показатели в полном объеме изучаются на физиологии. В спортивной медицине используются многие показатели, функциональные пробы.

Разработанная методика оценки физического состояния организма предусматривает оценку по 18-20 показателям (в полном объеме). В практической деятельности врача используется сокращенная методика по 10-ти показателям:

1. Весо- ростовой (масса -ростовой);

2. Жизненный показатель;

3. Пульс покоя;

4. Функциональная проба с 20-ю приседаниями (% учащения пульса и время его восстановления);

5. Массовый тест;

6. Гибкость позвоночника

7. Динамометрия кистевая и становая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.