Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брянск 2012




ПО БИОЭКОЛОГИИ

Лекционный курс

Направление подготовки: 020100.62 «Биология»

Профиль подготовки: «Общая биология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

Лекции по биоэкологии

Тема лекций Количество часов
1. Общая экология как наука. Методы исследования в общей экологии. Цель и задачи. Значение науки.  
  Экологические факторы. Правила Ю. Либиха и В. Шелфорда.  
  Влажность - экологический фактор.  
  Температура - экологический фактор.  
  Свет - экологический фактор.  
  Второстепенные экологические факторы.  
  Водная и почвенная среды обитания.  
  Наземно-воздушная и организменные среды обитания.  
  Жизненные формы организмов.  
  Типы биотических взаимоотношений между организмами  
  Популяция - общие сведения. Демографические показатели популяций.  
  Численность популяций, кратко-и долговременные изменения демографических показателей  
  Типы популяционных структур.  
  Биогеоценозы и экосистемы. Классификация сообществ. Видовая и пространственная структуры сообщества.  
  Естественные и искусственные экосистемы как составные части биосферы  
  Экологические ниши в сообществах. Конкуренция в сообществах, правило конкурентного исключения.  
  Консорции - структурная и функциональная единицы сообществ. Трофическая структура сообществ.  
  Динамика сообществ:кратко- и долговременные изменения  
  Гомеостаз сообществ.  
  Биоритмологические процессы в биосфере.  
  Биосфера; живое вещество в биосфере. Энергетический баланс биосферы.  

Раздел введение в биоэкологию.

Лекция 1 Тема: Биоэкология как наука. Методы исследования в биоэкологии. Цель и задачи, значение науки.

Цель: рассмотреть сведения о предмете, объекте и методах исследования в биоэкологии

План лекции

1. Биоэкология как научная дисциплина: предмет, задачи, структура, связь экологии с другими науками.

2. Краткая история биоэкологии.

3. Методы экологических исследований.

 

1. Термин «экология» (от греч. oikos - жилище, logos - наука) ввел известный немецкий биолог Эрнест Геккель. В своих работах он осветил три вопроса, которые должна изучать экология.

1. В вышедшем в свет в 1866 году труде «Всеобщая морфология организмов» Геккель называл экологией «общую науку об отношениях организмов со средой обита­ния».

2. В другой известной работе «Естественная история миротворения» (1909 г.) Геккель относит к экологии не только «крайне сложные и запутанные явления, которые определяют отношения организмов к окружающей среде, к органическим и неорганическим условиям жизни, но и взаимоотношения между всеми орга­низмами, которые живут на одном и том же месте».

3. экология - это «экономика природы». Изучение экономичного построения планеты. (в природе все экономно: капля дождя, холодно - мы сжимаемся, дважды природа ничего не создает - поэтому нет динозавров и других вымерших животных т.д.)

Формулировка предмета экологии в данном виде получила широ­кое распространение и принимается рядом ученых. Однако еще при жизни Геккеля и на протяжении всего последующего развития эколо­гии вокруг вопроса о предмете и статусе этой науки среди биологов велась оживленная полемика. До настоящего времени общепринятого устоявшегося определения термина «экология» нет. Попытку обобщить существующие подходы сделал профессор МГУ Н.Н. Наумов. Формулировки термина в его «коллекции» дополняют, уточняют, опровергают или исключают одна другую. Вот некоторые из них: «наука о сообществах» (американский ученый Ф. Клементс, 1920); «научная естественная история, имею­щая дело с социологией и экономикой животных» (английский эколог Ч. Элтон, 1937); «изучение структуры и функций природы» (американ­ский ученый Ю. Одум, 1959); «наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания» (С.С.Шварц, 1977). Этот ряд можно продолжать и продолжать. На одной из научных конференций академик С.С. Шварц сказал: «Я мог бы, не сходя с мес­та, привести сто определений экологии, и все они были бы более или менее правильными!»

В 1965 г. Э. Макфедьен выразил проблему следующим образом: «Приходится признать, что эколог - это некто вроде дипломирован­ного вольнодумца. Он самовольно бродит по законным владениям ботаника, зоолога, систематика, зоопсихолога, метеоролога, геолога, физика, химика и даже социолога; он браконьерствует во всех наз­ванных и во многих других уже сложившихся и почтенных дисциплинах». Поэтому конкретизация и сужение сферы интересов экологии - дей­ствительно важная задача.

В современной науке существует тенденция как чрезмерного расши­рения, так и сужение рамок экологии. Склонность расширять или сужать предмет экологии особенно свойственна небиологам. Этот термин стал модным, поэтому стали расширять его значение. Те кто сужает значение термина, экологию отождествляют с наукой об окружающей среде. Развитие экологии в 60-70-х годах ХХ века показало не­состоятельность как ограничения предмета экологии, так и беспредельного его расширения. Ошибочность первого подхода (ограничения) состоит в отсутствии целостного, синтетического подхода, в преувеличенном внимании к исследованию отдельных биотических элементов в ущерб раскрытию взаимосвязей между элементами всего природного комплекса. Другой подход, дающий расширенную трактовку предмета экологии, каждый раз оказывается обновленным вариантом прежнего взгляда на экологию как на естественную историю Земли.

В связи с этим в экологии возникло третье направление. Суть его состоит в синте­тическом подходе к изучению природных комплексов и признании ос­новным объектом исследований в экологии экосистемы в целом как устойчивого комплекса популяции растений, животных, микроорганиз­мов и населяемой ими территории или акватории, включая прилегаю­щий слой атмосферы, подстилающий почву грунт и грунтовые воды.

Одними из первых естествоиспытателей, кто осознал необходи­мость синтеза наук при изучении природного комплекса, включающего живые и неживые элементы, были немецкий ученый А. Гумбольдт и русский зоолог К.Ф. Рулье. В их работах подчеркивается взаимовлияние живой и неживой природы. В трудах немецкого ученого К. Мебиуса (1877) рассмотрен природный комплекс живых организмов и их абиотическое окружение в качестве целостной системы и назван термином «биоценоз». Позже В.Н. Сукачев разработал целое учение о биогеоценозе. И К. Мебиус и В.Н. Сукачев подчерки­вали, что воздействие на отдельные компоненты биоценоза неизбежно приводит к изменению всего комплекса. Особый вклад в развитие синтетического подхода внесли труды русского геохимика В.И. Вернадского. В его учении о биосфере рассматривались основные свойства живого вещества и впервые было отмечено обратное влияние жизни на абиотическую сферу. Из учения Вернадского о биосфере следовала не­обходимость изучать живые, косные и биокосные компоненты био­сферы в их динамическом единстве. Это подготовило экологов к це­лостному восприятию природных комплексов.

С позиций системного подхода современной биоэкологией можно считать науку, изучающую экосистемы, их состав, структуру, функци­онирование и эволюцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.