Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководителями обследуемых организаций




Правил взаимоотношений с заказчиками и

Воплощение принципа высокого профессионализма в получении информации и предлагаемых решениях проблем. Предоставление только полной и истинной информации.

Корректность, вежливость, соблюдение делового этикета.

Предельное внимание к содержанию и смыслу заявлений, замечаний и реплик руководителей, сотрудников.

Максимальная открытость в использовании инструментария, если это не мешает реализации целей исследования.

Обеспечение исследовательской независимости, избегание любых видов воздействия и давления на исследователя. (Зависимость результатов исследования от желаний заказчика является явным признаком непрофессионализма социолога в части подготовки договора об исследовании, технического задания, инструментария и отчета о проведении исследования.)

И вместе с тем, обязательное согласование с руководителями организации (подразделений) и заказчиками шагов, которые не включены в заявленный и утвержденный план работы и могут повлиять на результаты работы.

Обеспечение права контроля за использованием (в том числе — внедрением) результатов и рекомендаций по итогам исследования, включая случаи, когда результат труда социолога полностью принадлежит заказчику.

Забота о финансовом, организационном и ином благополучии организации, в которой работает социолог-исследователь; соблюдение принятых в ней режима и правил деятельности.

Обеспечение сохранения коммерческой, личной и иной тайны.

Обязанность выполнять любые принятые договорные обязательства.

Впоследствии, надо полагать, появятся детально разработанные типовые и специализированные профессиональные кодексы, поскольку можно с уверенностью сказать, что морально-нравственные ресурсы организации также будут рассматриваться как имеющие прямые материальные проекции. Поэтому, несмотря на всю трудность расчета материально-экономического эффекта от соблюдения нравственных норм в организации, а также на чрезвычайную сложность замера «меры моральности» поведения сотрудников, теоретические исследования и практические разработки в данной области будут разворачиваться и будут социально востребованы.

Поскольку интервьюирование используется полифункционально, и как метод сбора социальной информации, и в качестве прикладного целеориентированного исследования, и в качестве инструмента оценки персонала, и в качестве инструмента консультирования и управления, и в качестве способа поддержания коммуникации, то менеджер по персоналу должен всесторонне соблюдать и многие этические нормы профессионального психолога. В частности, менеджер:

— должен заботиться о соблюдении личной тайны сотрудника, если она стала ему известна вследствие исполнения должностных обязанностей;

— не должен вмешиваться в личную жизнь подчиненных и использовать свое служебное положение для получения подобной информации;

— обязан бережно хранить вверенные ему личные документы и сведения о личности подчиненных, включая результаты опросов;

— максимально бережно относиться к личности подчиненных и не допускать унижения личного достоинства и необоснованных оценок его деятельности;

— стремиться к раскрытию профессионально-личностного потенциала сотрудников организации;

— по возможности, воздерживаться от прямых советов, ориентируя сотрудников на самостоятельность в принятии решений;

— ни в коем случае не вредить, а, наоборот, помогать сотрудникам добросовестно и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности;

— заботиться о предотвращении развития конфликтов в организации, содействовать формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и высокого уровня организационной и корпоративной культуры.

Поскольку менеджеры преимущественно используют качественные методы, то им следует ориентироваться на необходимые качества исследователя-качественника. Поскольку качественные методы направлены на изучение объекта исследования в процессе непосредственного длительного контакта в естественной обстановке, менеджеру необходимы:

— стремление к глубокому пониманию глубинных мотивов поведения людей;

— гибкость в процессе сбора данных;

— постоянный пересмотр инструментария исследования с учетом реальных обстоятельств;

— комплексность и концептуальность мышления;

— самокритичность и стремление к пересмотру инструментария и устранению противоречий;

— умение сохранять аналитическую дистанцию;

— наблюдательность и некоторые другие умения[53].

Ввиду того, что менеджер по персоналу непосредственно включен в деятельность организации и подчиняется её руководству, ему весьма трудно оставаться на позициях абсолютно независимого исследователя, да этого, в принципе, в большинстве случаев и не требуется: в конце концов всегда есть возможность пригласить для выполнения тех или иных исследовательских функций специалистов «со стороны». Скорее, наоборот, менеджеру по персоналу как и необходимо учитывать свое знание организации, персонала, особенностей управления, чтобы делать более глубокие научно обоснованные выводы. В данном случае в зоне ответственности менеджера находятся именно грамотная разработка и адекватное применение научного инструментария и на научной основе формулировка рекомендаций. Для того, чтобы уметь отстаивать право влияния на руководителей организации, в частности, при выборе инструментария исследования, необходимо кропотливо нарабатывать авторитет в организации и каждодневно подтверждать свой профессионализм; помимо этого, необходимо учиться обстоятельно и убедительно аргументировать свою позицию.

Нарушение этических профессиональных норм часто обусловлено тенденциями к манипулятивному управлению. В данной связи необходимо знать признаки скрытой манипуляции, проанализированные С.Г. Кара-Мурзой:

— использование особо сложных языковых форм (сложные, незнакомые непонятные термины, сложные речевые конструкции, неопределенность высказываний);

— использование ярких негативных эмоций (за которыми скрыто стремлений уязвить, разозлить, оскорбить);

— применение аргументов типа «сенсационность» и «срочность»;

— использование приемов многократных повторений;

— необоснованное дробление (информации, проблем, событий) и целевая дефрагментация восприятия;

— изъятие событий и процессов из контекста и их абстрактный анализ;

— тоталитаризм источника сообщений;

— тоталитаризм решений;

— смешение информации и мнения;

— прикрытие авторитетом;

— активизация стереотипов;

— некогерентность высказываний;

— сокращение контактов (рекомендации типа: «не следует ни с кем обсуждать и консультироваться»);

— применение стратегии ухода от захвата;

— изменение темпа подачи информации;

— непредсказуемость поведения и решений;

— отключение эмоций;

— диалогичность мышления;

— создание контекстов;

— создание альтернатив;

— поиск корня проблемы;

— включение памяти, проекция в будущее (то есть уход от настоящего);

— смена языка[54].

Существуют и другие манипулятивные приемы и техники, некоторые из которых открыто разрабатываются в рамках модных направлений практической психологии и практического менеджмента, например, некоторые техники нейро-лингвистического программирования и психологического влияния.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Выделите основные этические требования, предъявляемые к организации интервьюирования.

2. Как Вы можете обозначить зону профессиональной ответственности интервьюера?

3. Какие этические погрешности допустимы при интервьюировании?

4. Разработайте нравственный кодекс интервьюера.

5. Разработайте рекомендации для интервьюеров с учетом существующих этических норм.

 


_________________________________________________

 

 

Глава 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.