Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Просвещения




18 век вошел в историю как век Просвещения. Сформировавшаяся к этому времени идея перестройки жизни на разумных основаниях получила свое развитие в философских исканиях мыслителей разных стран: Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии.

Основные элементы Просвещения виделись в распространении положительных практически полезных знаний о природе и обществе среди широкого круга людей и, особенно, среди правителей, что позволило бы внедрить принципы разума в повседневную жизнь их государств. Но новые знания о природе не совпадали с утверждениями христианства, опиравшимися на веру без опытно-рационального обоснования, поэтому была критика религиозных догм.

Важной особенностью философии Просвещения была и антиметафизическая направленность. Дело в том, что великие философы Нового времени – Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. не исключали из своих суждений идею Бога, стремились согласовать представления о разуме с фундаментальными положениями религии, вводя метафизические понятия о «сверхъопытном».

Так английские последователи Локка Джон Голанд (1670-1722), Антонии Коллинз (1676-1729) выступают уже с позиций деизма (Бог сотворил мир и не вступает в естественное течение событий) что в то время воспринималось как атеизм.

Голанд обосновал тезис, воспринятый впоследствии материалистическими учениями, согласно которому движение является атрибутом материи. Дэвид Гартли (1704-1757), опираясь на учение Локка, закладывает основы материалистического понимания человеческой психики. Джозеф Пристли (1733-1804) в социологии защищает право народа на восстание, если правители попирают права человека.

Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители – просветители идеологически подготовили революцию.

Франсуа Вольтер (1694-1778)

Виднейшим представителем французского Просвещения является Франсуа Вольтер. Творчески восприняв учение Локка и Ньютона, он приходит к пониманию философии, как великого орудия разума в борьбе против отживающего феодального общества. Его творчество проникнуто антицерковными настроениями, но он не отрицает религии как таковой (протест против церковных структур, установившихся норм, правил, традиций), а требует религиозной свободы.

Согласно социально-политическим воззрениям Вольтера, общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Жан Жак Руссо (1712-1778)

В отличие от Вольтера, другой мыслитель Просвещения – Жан Жак Руссо, один из радикально настроенных, выступал с требованием социального и имущественного равенства. Он выступал против частной собственности и требовал ее уничтожения («О причинах неравенства»). Руссо считал имущественное расслоение на бедных и богатых является первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства, когда к имущественному неравенству добавляется неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства в обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ (по отношению к деспоту – все люди в своем бесправии равны). Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота.

Творчество Руссо многогранно. Как и все просветители, он высоко оценивает общественный прогресс, но и видит его противоречивость в том, что создаваемые блага способствуют возникновению искусственных потребностей, которые сомнительно удовлетворить.

Великим начинанием французских просветителей было создание «энциклопедии», в которой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории человечества, всех достижений, ремесел, искусств и наук. Это был огромный труд, в котором принимали участие многие просветители, и в первую очередь, Дени Дидро (1713-1784), а также Жюльен Ламетри (1709-1751), Клод Гельвеций (1715-1771), Поль Гольбах (1723-1789) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.