Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Физиологические основы физического воспитания детей на ранних этапах онтогенеза

Основные вопросы: 1.Физиологическая характеристика новорожденных и грудных детей.

2.Физиологическая характеристика детей периода раннего детства.

 

На каждом этапе онтогенеза решаются стратегические задачи, определяющие его структурную и функциональную специфику. (Т.е. каждый этап развития посвящен достижению некоей промежуточной цели, без чего не может быть полноценно реализован следующий. Поэтому важно поддерживать условия, адекватные морфо-функциональным возможностям и способствующие росту и развитию, а не тормозящие или искусственно стимулирующие естественный ход событий).

Хотя первым вопросом стоит характеристика новорожденного, нельзя не сказать несколько слов о пренатальном развитии. Ведь жизнь начинается с оплодотворения.

Эмбриональный период (2-8 недели) – самый удивительный и загадочный период в жизни будущего ребенка. Как в ускоренной съемке проходит история развития позвоночных, появляются черты эмбрионов животных, становление которых в эволюции занимало миллионы лет.

К 4 неделе длина эмбриона - 4-5 мм. Хорошо различимы голова и туловище, просвечивают глазные бокалы, появляются почки конечностей в виде ласт. К концу 4 недели – сердце в виде расширенной трубки, первые сосуды.

2-й месяц: события огромной важности, которые венчаются приобретением черт человеческого существа. Скорость роста - по 1 мм в день, к 8 неделе длина до 25-30 мм. На 7 неделе голова отделена от туловища шеей, намечается общая конфигурация лица (просматриваются губы, нос, глаза, щеки, уши). Специализация «половых желез» по мужскому или женскому типу, внося половые различия в характер функционирования многих систем и органов, в частности, развитие мозга. Формирование внутренних органов. Кроветворная функция печени. Другие органы развиваются медленно: часть – к родам, часть – позже (окостенение черепа – до 3-4 лет – роднички).

Значение этих дней чрезвычайно велико. Именно здесь начинается «история» каждого органа, в короткое время происходит удивительное по темпам преобразование – от закладки основных структур до начала функционирования. Поэтому любые вредящие влияния внешней среды в первые 2 месяца жизни приводят к тяжелым порокам развития (часто несовместимым с жизнью) и уродствам. Даже кратковременное их воздействие (лекарства – талидомид,1962, вирусные инфекции, радиация, алкоголь, стрессы) может вызвать необратимые изменения. Критические периоды внутриутробного развития является самой уязвимой порой в жизни человека, поскольку в это время происходит формирование «каркаса» и стержневых структур.

Особые требования, предъявляемые матери в это чрезвычайно сложный и важный период, в первую очередь связаны с питанием. При недоедании матери, неполноценности питания дети рождаются в срок, но с малым весом (2,3-2,5 кг). Это особенно сказывается на развитии головного мозга. У детей в слаборазвитых странах обнаружено отставание в физическом и психическом развитии, позже – трудности социальных контактов, нарушен ориентировочный рефлекс, не проявляется исследовательское поведение. Типичное поведение – апатия, отсутствие интереса и внимания.

Итак, «летопись» внутриутробного развития. В течение 3-его месяца темпы роста увеличиваются в 6 раз, в 12 недель - длина 7,6 см, голова – половина длины. Вес – 21 г. Можно установить пол. Появляются ногти, зачатки волос. Открываются и закрываются глаза.

4 месяц: рост по 2 мм в день. К 20 неделям – 25 см (50% от новорожденного), а вес – 1/10 часть (255 г). Движения ощущаются матерью.

8-20 недели. Огромными темпами развиваются мозг и периферическая нервная система, кровообращение. Причем ССС устроена так, что обогащенная кислородом и питательными веществами кровь поступает в первую очередь в передние части тела (к голове и руке).

К 24 неделям длина 30 см, вес 500 г. Затем плод начинает «набирать вес»: за 7 месяц –в 2 раза, за 8 и 9 – еще в 2,5 (длина только на 50%).

К 26 неделе – движения глаз. К 28 – формируется дыхательная система (недоношенные). Темпы созревания систем определяются их надобностью (ЖКТ закладывается в 4 недели, но созревает к родам). Все это схоже с развитием позвоночных.

Но человек не был бы человеком, если бы не имел уникального пути развития. У эмбриона наблюдаются удивительные «отступления» от правил развития животных, как свидетельство человеческого пути развития.

Это прежде всего касается развития мозга, руки и языка. Так, закладка языка происходит уже в 4 недели. К 10-й его мышцы получают нервные импульсы, хотя другие структуры рта еще не развиты. Аналогично – кисть «подключается» к работе на 6-7 неделе, а плечо и предплечье – значительно позже.

Еще более ярко эта тенденция – в развитии ЦНС, где наибольшее число «отклонений». Мозг закладывается уже на 18-19 день развития. Только под его влиянием возможен «запуск» развития других структур (глаза, уха и др.). На 4 неделе отчетливо появляется головной и спинной мозг, отделы первого. Образуются периферические нервы. Поэтому уже с 6 недели эмбрион способен осуществлять первые двигательные реакции!!! Период с 6 по 7 недели знаменуется гигантским скачком в темпах развития мозга и усложнением связей с периферией. На 7 неделе – закладка коры больших полушарий (она окончательно созревает только после 20 лет).

Сенсорные системы, рецепторы закладываются очень рано. Что же является толчком для запуска работы ЦНС? Предполагают, что природа заложила некие «внутренние активаторы» – клетки, способные к автономной деятельности. Они запускают процесс внутримозговой активности, в ходе которого происходит постоянное «подключение» все новых мозговых структур и связей между ними. В этой «круговой поруке» – залог полноценного развития нервной систем и организма в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система с фиксированным размером заказа | Эндокринные системы в еще большей степени незрелы, поэтому нервные механизмы регуляции доминируют !!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.