Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эндокринные системы в еще большей степени незрелы, поэтому нервные механизмы регуляции доминируют !!

Каждая нервная клетка приобретает свой «зрелый вид» только после того, как пройдет свой «профессиональный путь» – установит нужные связи с другими. Раньше - в головном отделе. В 7,5 недель можно вызвать движение в ответ на раздражение рецепторов области рта, в 8 недель – лица и верхней части тела. В 11 недель – рук и стоп. В 13 – вся кожа становится чувствительной, плод «уходит» от раздражителя в противоположную сторону (при аборте). В 14-15 недель – первые специфические реакции – «хватательный» рефлекс на раздражение ладони.

Плод способен воспринимать свет, звук, вибрации, вкус химических веществ. Т.е. сенсорные системы готовы к работе. Смысл – сложная подготовка к будущим условиям существования. Очень рано работает вестибулярный аппарат, позволяя занимать оптимальное положение при родах. После рождения он играет огромную роль в становлении многих процессов.

Однако этим не исчерпываются удивительные возможности ребенка в пренатальном периоде. Он способен не только улавливать и воспринимать информацию, но и запоминать ее, учиться. (Предъявление новорожденному записи шума кровотока матери и биения ее сердца, произведенной во время беременности, приводило к появлению на лице позитивных эмоций.)

Таким образом, на самых ранних этапах развития организм ребенка чрезвычайно чувствителен ко всякого рода воздействиям. Его формирующийся мозг по каким-то таинственным каналам связи прочно запечатлевает приходящую к нему информацию (желанный ребенок, занятия с помощью фонендоскопа). Все это налагает огромную ответственность на окружающих людей. Еще до того, как ребенок появляется на свет, вы уже самым прямым образом включаетесь в процесс его воспитания, формирование того неповторимого «Я», которое составляет основу личности человека. Народная мудрость гласит: «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло».

С момента рождения начинается период раннего постнатального развития – период новорожденности. Его длительность определяется неоднозначно (от первого вдоха до 10 дней - 3 недель). Это критический период. Ребенок покидает уютную материнскую среду, надежно защищавшую его от любых невзгод и снабжавшую всем необходимым. Он должен адаптироваться к новым условиям существования.

К группе основных физиологических изменений у новорожденного относятся:

1)физиологическое воспаление кожи с последующим слущиванием эпидермиса;

2)мумификация и отпадение остатка пупочного канатика;

3)физиологическая убыль (5-8%) и последующее восстановление веса;

4)начинается легочное дыхание. Уже с 11 недели у плода – сокращения диафрагмы и межреберных мышц (к концу 5 месяца до 30-40 в мин). Эти движения способствуют развитию легких, активации кровообращения, формируют дыхательный центр. Околоплодная жидкость очень вязкая и в воздухоносные пути почти не заходит. Гипоксия, гиперкапния и ацидоз увеличивают частоту дыхательных движений. (Измеряют ульразвуком.)

Механизм первого вдоха. В норме – через 15-70с после рождения – «как сладкий зевок». Причины рефлекторны: - в связи с 1) недостатком О2 и избытком СО2 (гипоксией и гиперкапнией) - через хеморецепторы сосудистых рефлексогенных зон (в процессе родов и особенно после перевязки пуповины и отслойки плаценты); 2)с ростом потока афферентной импульсации от рецепторов кожи (тактильных и температурных), проприо - и вестибулорецепторов, 3)устранением рефлекса «ныряльщика», тормозящего активность дыхательного центра (путем выдавливания во время родов и удаления врачом жидкости из носовой полости). Вдох расправляет легкие, возникает рефлекторный (от механорецепторов легких) выдох – и первый крик в результате сотрясения голосовых связок. Малыш оповещает мир: Человек родился!

Для расправления легких необходим сурфактант – фактор, регулирующий поверхностное натяжение жидкости в альвеолах. Без него легкие не расправятся, и дыхание невозможно.

Очень важное приспособление в организме доношенного новорожденного – высокая устойчивость к гипоксии. Это позволяет выдержать длительное апноэ;

5)устанавливается внеутробное кровообращение. Зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию. У плода – с 8-9 недели - плацентарное кровообращение. Отличия сердца плода – 1) овальное отверстие в перегородке между правым и левым предсердием и 2) Боталлов проток – соединение легочного ствола и нисходящей части аорты. Артериальная кровь из плаценты поступает через печень в нижнюю полую вену, затем в правое предсердие и через овальное отверстие (нет малого круга) – в левое предсердие, затем в дугу аорты и через плече - головной ствол в голову, сердце и верхние конечности. В нижние конечности – более венозная кровь по Боталлову протоку.

При рождении - за счет перевязки пуповины и дыхательного дебюта – следующие изменения: 1)прекращается кровообращение в плаценте. 2)Поэтому резко возрастает объем крови в сосудах новорожденного, а, следовательно, и АД. 3)Открывается малый круг, увеличивается давление в левом предсердии, закрывая заслонку овального отверстия. 4)Сокращаются гладкие мышцы Боталлова протока, закрывая его на 1-8 сутки (окончательно - к 5-7 месяцу).

6)изменяется состав и физико-химические свойства крови. В момент рождения – высокая КЕК (до 26%) за счет большого количества эритроцитов (7,2) и гемоглобина (до 215 г/л), больше крови в расчете на кг массы (14% от массы тела - 150 мл, у взрослых – 70). Со 2-3 дня начинает падать. Ниже всего на 2-3 месяцах. Гемоглобин плода связывает 8 молекул О2, полная замена на гемоглобин взрослого (4 молекулы О2) - к 3 годам. Выше гематокрит (до 57%). Физиологический лейкоцитоз – до 30 тыс., но они незрелы. Вязкость крови 10-15у.е., снижение до 5 к 1 месяцу. Метаболический ацидоз (рН=7,13-6,23) – на 3-5 сутки в норме. Все детство снижен КЩР крови (компенсированный ацидоз);

7)повышенная устойчивость ко многим инфекциям, т.к. много иммунных тел, попавших от матери через плаценту, молозиво и молоко.

Новорожденный выглядит абсолютно беспомощным. Как биологический вид – человек незрелорождающийся. Требуется длительный период созревания, который позволит реализоваться разным формам поведения. Он во всем зависит от взрослых. Оправдана ли природой трата времени? Да. Чем на более высокой ступени психического развития находится животное, тем дольше длится детство. В первую очередь это касается развития мозга. Вместе с тем, в детстве мозг наиболее «открыт» внешним воздействиям. Поэтому достигнув зрелости, человек оказывается обладателем богатого поведенческого репертуара, необходимого для оптимальной адаптации к среде. Особенно важным для физического и умственного развития ребенка является ранний период жизни – младенчество. Именно в первые минуты, дни и месяцы закладывается фундамент его личности через общение с миром – т.е. родителями.

Период новорожденности переходит в грудной (условно – до года). Он связан с решением одной из важнейших задач – подготовки к реализации антигравитационных реакций.

На это направлены 1) ростовые процессы: укрепление костей и мышц, 2) образование подкожного жирового запаса. Он служит:

- питательным резервом;

- механической защитой скелета и тканей внутренних органов от ударов при падениях в процессе обучения передвижению;

- тепловой защитой;

- депо стероидных гормонов, необходимых для перестройки метаболизма;

- участвует в поддержании температуры тела, формировании основных терморегуляторных реакций: а)жир подкожной клетчатки – хороший теплоизолятор, предотвращающий избыточную потерю тепла с относительно очень большой поверхности тела; б) источник энергии для активация химической регуляции во внутренних органов и скелетных мышцах; в)специальная бурая жировая ткань вдоль позвоночника, насыщенная митохондриями, обогревает кровь в крупных сосудах.

- усиливается и физическая терморегуляция за счет перераспределения крови и теплоотдачи – более экономичная и эффективная.

Первый год жизни – это также бурное развитие системы пищеварения, обеспечивает смену характера питания. У грудных детей аутолитический тип пищеварения – ферментами молока. До 3 мес. слюны мало – только для герметичности при сосании; мало лизоцима (плохая защита). Желудок за 3 месяца увеличивается в 3 раза. Активность ферментов и кислотность намного ниже, что сохраняет иммуноглобулины матери, но слабые бактерицидные свойства, инфекции ЖКТ (до 6-7 лет). До 2 мес. белки не расщепляются, за исключением молочных. Моторные функции низкие, срыгивание, рвота. Кишечник относительно длинный, длинная брызжейка – склонность к заворотам и инвагинациям. Печень относительно велика – орган кроветворения; в 2-3 раза больше гликогена (для первых часов жизни); в 4 раза больше желчи (на кг) – для усвоения молока. При всасывании – захват нерасщепленного белка (источник диатезов). Первородный кал – меконий – результат заглатывания и переваривания околоплодной жидкости. (Частота дефекации в 1 месяц – 4-5 раз в сутки).

 

2. Физиологическая характеристика детей раннего детства

Возраст до 3 лет характеризуется морфо-функциональной незрелостью систем. Четко проявляется гетерохронность развития.

1. ЦНС. Головной мозг у новорожденных имеет относительно большую величину на кг массы тела: 1/8 – 1/9, к году – 1/11-1/12, у взрослого – 1/40. Масса у новорожденного 350г, к 9 месяцам - удваивается, к 3 годам – утраивается, после 7 лет прирост замедляется.

У новорожденного уже сформированы полушария головного мозга, основные извилины и борозды коры, но имеют малую площадь и глубину (в глубине борозд скрыто всего 6,6% тканей мозга, у взрослого – 72%). Мелкие борозды появляются постепенно в течение первых лет жизни.

Количество нервных клеток генетически закладывается к 20-24 неделе беременности. После рождения увеличиваются размеры нейронов, количество отростков и синапсов. Нейроны детей более чувствительны к гипоксии, ядам, токсинам, не функционирует гемато-энцефалический барьер. Нервные клетки обладают низкой возбудимостью и лабильностью, поэтому легко развивается запредельное торможение, утомление, длительный сон. Первичная дифференцировка нейронов - к 3 годам.

В синапсах повышается интенсивность образования медиатора, возрастает число рецепторов на постсинаптической мембране, низка, но постепенно увеличивается скорость синаптической передачи.

Важнейший механизм созревания ЦНС – миелинизация. Она гетерохронна. Начинается внутриутробно, завершается к 30-40 годам. Сначала – в передних корешках спинного мозга, затем – в задних. После рождения - сначала в периферических нервах, затем волокнах спинного мозга, ствола, мозжечка и значительно позже – коры. К 6 годам основная масса нервных волокон миелинизирована. Растет скорость проведения нервных импульсов и лабильность: у новорожденных - 4-10 имп/с, у взрослых –300-1000; скорость увеличивается в 2 раза.

Тормозные механизмы в ЦНС отстают. Дети быстро устают при монотонной работе, особенно с ограничением двигательной активности. Поэтому все занятия должны носить игровую форму. Неустойчиво внимание, так как легче возникает новый доминантный очаг. Занятия физкультурой могут продолжаться не более 5-10 мин. Однако постепенно за счет развития торможения повышается способность к концентрации возбуждения, ограничивается иррадиация в ЦНС, рефлексы становятся более точными и локализованными.

Спинной мозг – основной исполнитель двигательных команд - и продолговатый - более развиты к моменту рождения и меньше изменяются, чем головной. Поэтому у новорожденного имеется комплекс безусловных рефлексов, обеспечивающий «вегетативный комфорт». Они носят защитный, пищевой, терморегуляторный характер: дыхание, сосание, глотание, чихание, кашель, позно-тонические рефлексы. Повышен тонус сгибателей.

Структуры мозга развиваются гетерохронно. Особенно активно - молодые в эволюционном плане большие полушария. И в них - сначала первичные зоны, позже - вторичные и особенно третичные (лобные, нижнетеменные). Раннее созревание первичных зон (височной, затылочной) обеспечивает ориентировку во внешней среде, реагирование на раздражители, формирование условных рефлексов.– Стимуляция вестибулярного аппарата - развитие мозга. Так же – проприорецепторы: чем больше двигается ребенок, тем быстрее он развивается. Медленное развитие мозжечка ограничивает координационные возможности, лобных долей – программирование поведения.

Нейроны богаты водой, содержат много белка, РНК, обеспечивая хорошую память, в том числе двигательную. ДН сохраняются на всю жизнь. Идет постепенное формирование асимметрии мозга. Признаки рукости четко проявляются с 2-4 лет, степень правшества увеличивается (внутриутробно с 16 недель).

Таким образом, на ранних этапах онтогенеза мозговые структуры незрелы, что снижает надежность адаптации к меняющимся внешним условиям. Это предъявляет особые требования к методике проведения занятий, характеру нагрузок, их интенсивности и продолжительности.

2.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ. Постепенный рост тела в длину. В костях - ростовые хрящевые зоны, много органических веществ, поэтому непрочны, легко искривляются. До 6-7 лет - интенсивное утолщение костных стенок. Позвоночник к 3-4 годам приобретает изгибы, слабо фиксированные до 12 лет. Нужно формировать осанку, развивать слабые разгибатели спины, предупреждать плоскостопие. Исключить статические нагрузки.

Связки исключительно эластичны, особенно у девочек. Мышечные клетки к моменту рождения количественно «начерно» заложены; эластичны, аэробный характер энергообеспечения. Возрастная гипертрофия - в постепенном утолщении волокон, росте их в длину, накоплении миофибрилл за счет снижения числа ядер и оттеснения их под сарколемму. Мышцы развиваются гетерохронно: сначала рук, потом ног; крупные, потом мелкие. Отстает развитие мышц пальцев рук. Недостаточно развита проприоцептивная система, «темное мышечное чувство», хотя и опережает развитие мышц.

Движения новорожденных и грудных хаотичны, генерализованы, носят червеобразный характер, на фоне гипертонуса сгибателей. Способны самостоятельно держаться на воде до 15 мин. (врожденный «плавательный» рефлекс), особенно на 30-40 день после рождения. В 2-4 недели - фиксация взора, слежение. В 1,5-2 месяца – координация мышц шеи (удержание головы), в 2-2,5 мес. – координация мышц рук, зрительно-моторная координация, интерес к своим рукам. На 3 месяце – этапном – мозг как никогда нуждается в информации. Надо грамотно организовать его досуг. Ученые давно признали взаимосвязь между тем, как устроена жизнь ребенка на 1 году жизни (объемом внимания к нему) и умственным развитием. Учитывать индивидуальность (на спине - на животе). После 2,5 мес. – скука.

С 3,5 мес. – удержание игрушки двумя руками. С 5 мес. – активное хватание: ножницеобразное - в 9-10 мес., клещеобразное - в 12-13 мес. Поворот с бока на спину – в 9 недель, со спины на бок - в 12 недель, со спины на живот – в 5, с живота на спину – в 6. Это необходимые этапы перехода к ползанию. Невероятная тяга к повторению новых, только что усвоенных движений, «мышечная радость».

Сидение - с 6 мес., ползание – 7-8 мес., на четвереньках - с 8 мес. Стояние - с 8-9 мес. Ходьба – в 10-11 мес. (первые шаги), в 12-16 мес. – на согнутых в коленном и тазобедренном суставах ногах; в 2-3,5 г. – на «вытянутых палочках». Все естественные основные движения (ходьба, бег, прыжки) формируются до 3-5 лет, но координация несовершенна. По Н.А.Бернштейну – «грациозная неуклюжесть». В 1-3 года – перекрестная координация отдельно рук или ног (реципрокный характер), в 4-5 лет – координация верхних и нижних конечностей, сначала симметричная, потом перекрестная, в 5-6 лет – симметричная координация (прыжок обеими ногами).

3.ВНД. Новорожденные на внешние раздражители отвечают безусловными рефлексами глобального характера, но обладают безграничной возможностью развития, поэтому нуждаются в постоянном общении, в конце периода –«комплекс оживления» и эмоционально-двигательная реакция. Грудной возраст: в 2 мес. - способность выработки УР на комплекс раздражителей, гуление, УР на слово. В 7-8 мес. - начало сенсорной речи, лепет, в 10-11 мес. – первые слова (начало моторной речи). В 12 мес. –10-12 слов; тенденции к целенаправленной деятельности. Малыш понимает гораздо больше, чем мы думаем. С 8 месяцев – боязнь посторонних (селективность). Любопытство – абсолютно необходимое свойство психики. Отчетливо виден характер и индивидуальность, праворукость. Склонность к имитации. К концу 1 года «плавательный рефлекс» как бы возвращается. Позже – боязнь воды.

Раннее детство - середина пути психического развития человека. Предметное действие, игровая деятельность; продуктивные виды деятельности (рисование, лепка); потребность в общении.

Важнейший, сенситивный период развития речи – переход пассивной речи в активную, запас слов до 1500, усвоение грамматического строя, наглядно-действенного мышления. 1 и 2 сигнальные системы развиваются гетерохронно. В 1 год УР на первосигнальные раздражители возникают в 10 раз быстрее, чем на слово. Внутренняя реч ь (понимание слов) первично сформирована уже в 1,5 года. Возраст от 2 до 5 лет – критический в овладении речью. «Маугли» после 5 лет не компенсируют речевые потери, после 10 лет – ни одного слова. Дети разговаривают сами с собой вслух, тренируя артикуляционный аппарат и, тем самым, речевые центры мозга.

Второй и третий год отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Начинает формироваться знаковая функция сознания и личность. Мышление носит предметный характер, т.е. зависит от непосредственных (в том числе мышечных) ощущений. Очень легко вырабатывается динамические стереотипы поведения. Они, обеспечивая режим дня, ложатся в основу привычек. Переделка УР необычайна трудна. Индивидуальные типологические различия нервной системы обнаружены уже к году и хорошо заметны к 3 годам, в общих чертах напоминают взрослые.

4.Сердечно-сосудистая система. Масса сердца у новорожденного - 0,9% от массы тела (у взрослых – 0,4%), к 3 годам возрастает в 3-4 раза; у мальчиков всегда больше. Сердце округлой формы, горизонтальное положение, соотношение толщины стенок правого и левого желудочков почти одинаково, но с 20-30 дня жизни - опережающий рост левого желудочка. Объем предсердий больше, чем желудочков. До 2 лет - дифференцировка сократительных волокон миокарда, проводящей системы и коронарных сосудов. Просвет их у девочек больше.

Артериальные сосуды шире короче, чем у взрослых, поэтому АД ниже. Просвет постепенно уменьшается, а длина увеличивается, АД растет; стенки тонкие; мышечные и эластические волокна недостаточно развиты, менее управляемы. Легочная артерия до 10 лет шире аорты. Особенно велик просвет капилляров в легких, почках, кишечнике и коже. Капиллярная сеть хорошо развита, но не дифференцирована. Все капилляры «рабочие». Вертикальное положение тела приводит к появлению морфологических отличий сосудов верхних и нижних конечностей. Вены растут интенсивнее артерий, но объем венозной сети меньше.

Регуляция сердца. Глазосердечный рефлекс есть у новорожденного. Влияние парасимпатической нервной системы на сердце усиливается, после 3 мес. появляется тоническое влияние на ЧСС в виде ее постепенного снижения. Лабильность ЧСС. Дыхательная аритмия - с 1 года. После 7 мес. возрастают рефлекторные влияния на сердце с хеморецепторов. Это приводит к повышению функциональных резервов сердца.

Скорость кровотока у маленьких детей больше. Полный кругооборот крови у новорожденных за 12с, в раннем возрасте – за 15с. СОК меньше, ЧСС выше, но объемная скорость кровотока и МОК на кг массы тела – высокие. Системное АД ниже. ЧСС у новорожденных 130 в мин, СОК и МОК –2,5 и 350 мл (см. в таблице методического пособия). У новорожденных уже действует симпатическая иннервация сосудов. К году – перераспределительные механизмы, например при ходьбе.

5.Система дыхания. Значительная незрелость. Форма грудной клетки бочкообразная, поэтому реберное дыхание малоэффективно (диафрагмальное). Низкая растяжимость ткани легкого. Узкие воздухоносные пути, но рыхлые с обильным лимфо - и кровоснабжением (отеки, круп, подверженность инфицированию). Рост резервов внешнего дыхания в связи с увеличением дыхательной поверхности легких: особенно интенсивно в первые 3 мес. и для правого легкого. Увеличение числа и объема альвеол: от 24х106 - до 300х106 к 7 годам. Дифференцировка бронхиального дерева. Снижение частоты и увеличение глубины дыхания. Абсолютная величина МОД увеличивается, но в расчете на кг веса - снижается. Потребление О2 в покое (в расчете на кг) выше, чем у взрослых (8 мл/мин, у взрослых – 4,5). Способность к произвольной регуляции дыхания появляется к 2-4 мес., в начале становления речи. Чувствительность дыхательного центра к СО2 повышается, к 7 годам - до взрослого уровня. В целом дыхание менее эффективное, чем у взрослых.

6.Сенсорные системы. У новорожденных функционируют все виды анализаторов, но низки чувствительность и возможность анализа.

Зрение. Изображение в первые месяцы перевернуто. Скорость мигания в 2 раза меньше. Слезы появляются на 2-ом месяце. Зрачок узкий, зрачковый рефлекс и координация глаз становятся «взрослыми» к 3-6 годам. Дальнозоркость (шаровидный глаз). Острота зрения у новорожденных очень низкая, к году 0,3-0,6; нормальная острота - в 3-5 лет, что связано с морфологическим развитием сетчатки. Аккомодация и бинокулярное зрение развивается постепенно. Поле зрения сужено. Дифференцировка цвета - после 5-6 мес. в связи с развитием колбочек, но осознание позже: правильно называет цвета в 2,5-3 года. Слух, вкус, обоняние – очень рано, даже у плода.

Этапы развития сенсорных систем: 1) у новорожденных работают жестко без исследовательского компонента и дифференцировки раздражителей, 2) в раннем детстве – пластичны, 3)позже - жесткие связи между сенсорными системами.

Таким образом, в период раннего детства, совпадающий с первым критическим периодом (становлением речи), происходит интенсивный рост всех систем и органов, интеллектуальное, психическое и физическое развитие. Основной фактор, стимулирующий развитие функций – высокая двигательная активность ребенка. Ограничение их в значительно степени замедляет физическое и психическое развитие. Опыты акад. М.М.Кольцовой о влиянии тонких движений пальцев рук на формирование речи (логопеды). В период раннего детства при неблагоприятных условиях не достигается возможный высший, генетически обусловленный для данного ребенка уровень развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Физиологические основы физического воспитания детей на ранних этапах онтогенеза | Первый вопрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.