Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право России в годы Первой Мировой войны




 

19 июля (1 авг.) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

В годы Первой мировой войны Совет министров - правительство приняло чрезвычайные государственно-правовые меры с целью приспособления аппарата управления и экономики к военным условиям. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

 

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России: Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.

 

В Москве была учреждена ставка верховного командования во главе с императором, которой подчинялась действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа были оставлены в подчинении военного министерства.

 

В авг. 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом для централизации управления и координации межведомственного управления были образованны Особые совещания:

­ по снабжению армии,

­ по устройству беженцев,

­ по обороне государства,

­ по обеспечению топливом путей сообщений, государственных и общественных учреждений,

­ по продовольствию и др.

В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.

Для координации деятельности всех этих чрезвычайных по своим полномочиям органов, было создано Особое совещание министров, под председательством главы правительства.

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные.

 

В годы войны были расширены административные, полицейские судебные права генерал-губернаторов, компетенция которых определялась положением 1892 г. «О местностях, объявленных на военном положении». Генерал-губернатор мог устанавливать обязательные правила по соблюдению общественного порядка, применять репрессивные меры по своему решению к лицам, покушавшимся на государственную безопасность. В соответствии с этим же законом о военном положении (1892), военные власти получали право закрывать по своему усмотрению государственные учреждения и органы местного самоуправления; смещать должностных лиц и предавать их суду; запрещать выпуск периодических изданий; устанавливать комендантский час и порядок въезда и выезда в прифронтовых районах.

 

Летом 1914 г. на проходивших съездах представителей земств и городов были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1915 г. городской и земский союзы объединились в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). На первом этапе образования Земгор занимался организацией госпиталей и помощью им поставкой медикаментов, а позднее стал помогать военным ведомствам в снабжении частей фронта продовольствием и снаряжением.

Земгору были представлены полномочия полувоенной организации. С ее помощью буржуазия получила доступ к государственным делам.

 

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании еще одной влиятельной буржуазной организации - военно-промышленных комитетов (ВПК) - как новых форм управления промышленностью и финансами.

В авг. 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в трудном деле обеспечения армии снаряжением и продовольствием.

В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

 

К концу 1916 г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышлен-ный комитет.

ВПК применяли административные методы управления, фактически подменив государственные структуры по всей стране.

 

В условиях войны изменилась деятельность судебных органов: в районах военных действий законом от 20 июля 1914 г. в районах военных действий вводились военно-полевые суды с особым статусом судопроизводства. Суды создавались в течение суток из офицеров для рассмотрения конкретного уголовного дела. Приговор такого скоротечного суда тоже вступал в силу и проводился в исполнение в течении суток.

 

Война вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право.

 

Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляли командования армиями и военных округов. В местностях, не входивших в район театра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры.

Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам и полиции.

Виновные в нарушении правил о военной цензуре привлекались к суровой уголовной ответственности.

 

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны.

 

28 июля 1914 г. был издан указ, установивший правила, которыми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособност и, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей.

 

1 сент. 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому министерство внутренних дел или лицо, им уполномоченное, получило право закрывать любое народное собрание или собрание общественных организаций, их комитетов и иных исполнительных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революционных организаций.

Таким образом, провозглашенные в Манифесте 17 окт. 1905 г. свобода слова, печати, собраний и союзов всячески ограничивались царским правительством, а те, кто пытался воспользоваться ими, подвергались жестоким репрессиям.

 

Гражданское право. В годы войны царское правительство сочло возможным вмешательство в право частной собственности. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов и фуража (продразверстка), вводился оборонный госзаказ, обязательное страхование морских судов и грузов и фрахта от военной опасности.

 

Изменениям подвергся и статус физических лиц. Ограничивалось право распоряжением имуществом, т.е. серьёзно затрагивали собственнические отношения.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать договоры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли продаваться с аукциона до конца войны.

 

Трудовое (фабричное) законодательство. В период войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации.

В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в каменноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предприятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавляющее большинство рабочих.

 

В сфере финансового законодательства изменения произошли в первую очередь в системе налогообложения. Увеличивались прямые и косвенные налоги, вводились новые. Были повышены налоговые ставки на землю, наследство, публичные увеселения и зрелища и т.д. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы. Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин; повышалась квартирная плата, стоимость проезда в городском транспорте.

Таким образом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудящихся.

 

В уголовном праве ужесточилась ответственность за военные преступления (дезертирство, побег к неприятелю, поставки недоброкачественных товаров).

Процесс строился на основе чрезвычайного законодательства и стал достаточно упрощенным и сокращенным.

 

В 1903 г. вступило в действие новое Уголовное уложение. Новое Уложение четко делилось на Общую и Особенную части.

В Общей части содержались понятия преступления, умысла, неосторожности, покушения, соучастия.

Преступление определялось в Уложении следующим образом: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Если нет преступления, то нет и наказания «без указания на то в законе».

Преступления подразделялись на:

­ тяжкие преступления,

­ преступления

­ и проступки.

 

Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее 10-летного возраста. Вменяемость субъектов в возрасте от 10 до 17 лет могла ограничиваться.

Упростилась система наказаний, которые стали делиться на:

­ главные,

­ дополнительные и

­ заменяющие.

 

Сохранялась публичная смертная казнь (через повешение), но она не применялась к лицам моложе 17 и старше 70 лет. Каторга была бессрочной или срочной (от 4 до 15 лет), ссылка назначалась бессрочно, но могла быть прекращена за примерное поведение.

В крепость могли заключить на срок до 6 лет, тюрьму – до 2 лет, арестовать – до 6 месяцев, поместить в исправительный дом – до 8 лет.

 

Особенная часть включала в основном нормы, предусматривающие ответственность за религиозные и должностные преступления.

 

Вводилось в действие Уложение постепенно.

Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против верховной власти, о государственной измене, о смуте, о противодействии правосудию. За эти преступления полагалась, как правило, смертная казнь или каторга.

В дальнейшем была установлена повышенная уголовная ответственность за изготовление, хранение и сбыт взрывчатых веществ с целью совершения антиправительственных действий (каторжные работы), за «возбуждение вражды между классами населения, хозяевами и рабочими или возбуждение рабочих к устройству или продолжению стачки» (заключение в исправительный дом или крепость).

Была повышена уголовная ответственность за революционную пропаганду среди военнослужащих. Закон от 18 авг. 1906 г. предусматривал за это каторгу или ссылку на поселение.

Привлекались к уголовной ответственности лица, виновные в организации публичных собраний без разрешения полиции, в организации союзов, преследующих политические цели, в издании книг и брошюр с нарушением цензурных правил.

 

Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. По этому закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916 г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, который ужесточал уголовную ответственность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совершить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

 

Таким образом, Первая мировая война не внесла принципиальных и даже существенных изменений в механизм государства и право Российской империи. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь надстраивали громоздкий аппарат, часто работавший вхолостую. В годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, активизировалось сращивание монополий с государством. Буржуазия все активнее стремилась к политической власти.

В годы войны обострились и всякого рода противоречия - между трудом и капиталом, борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назревала революционная ситуация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.