Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы музыкотерапии

активная пассивная (рецептивная)
1.воспроизведение, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов 2.хор -важный метод активной музыкотерапии Численность группы вокалотерапии 15 — 20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.   восприятие музыки с коррекционной целью, (снижение нервно-психического напряжения, поддержание взаимных контактов) может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания   Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента, на исполняемом произведении предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе,   проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6 — 8 человек) прослушивания

 

Чаще всего используется пассивная музыкотерапияс ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5 — 10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения.

1. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

 

2. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний,

воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.

 

3. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя, Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

 

Активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например,

1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению;

2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее свое эмоциональное состояние

Применение музыкотерапии в детском возрасте (на примерах)

Для десенсибилизации страхов (метод систематического постепенного уменьшения чувствительности человека к предметам, событиям или, людям, вызывающим тревожность) используется следующий прием.

Детям дается задание приготовить из картона маску страха. Образ рисуется с двух сторон так, что используя маску для того, чтобы испугать других, ребенок вынужден оказаться буквально лицом к лицу с собственным страхом.

Дома ребенок репетирует перед зеркалом "танец страха", который исполняет затем на групповом занятии под соответствующую музыку (Григ - "В пещере горного короля", Чайковский - "Баба-Яга").

Вслед за тем, как все исполнили свой танец под страшную музыку, дается инструкция повторить его под контрастную музыку (кантри мьюзик, "В настроении" Миллера).

Юмористическое обыгрывание страхов, спровоцированное веселой музыкой, завершает процесс десенсибилизации страха.

Одна из методик, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения».

 

Евдокимова Ю., Мельни­ченко В. "Музыкальная терапия: что? зачем? как?", 1993

Хайкин Р.Б. "Художественное творчество глазами врача".

 

С. Шушарджан "Здоровье по нотам" Москва, АО"Перспектива", 1994 г., 170 с.

С. Шушарджан " «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» Москва, изд."Антидор" 1998, 363 с.

«Руководство по музыкальной терапии» -М., Медицина, 2005, 450 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При наличии показаний музыкальная терапия назначается без ограничений возраста и пола | А. Музыкально-медитативные упражнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.