Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киевская Русь

Другие показатели дохода

Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Кроме ВНП и ВВП в систему национальных счетов включают ряд показателей.

1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

ВНРД = ВНП + чистые трансферты из-за рубежа, т.е. трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

 

2. Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП = ВНП – стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).

 

3. Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – Косвенные налоги (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

НД разделяется на 5 компонентов в зависимости от способа получения дохода (как и ВНП).

 

4. Личный доход (ЛД)

ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

 

5. Располагаемый личный доход (РЛД)

 

РЛД = ЛД – личные налоговые и неналоговые платежи (налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги).

 

РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

 

1. Образование Киевской Руси. «Норманнский вопрос» в отечественной историографии.

2. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

3. Экономика Киевской Руси.

4. Социальная структура древнерусского общества.

5. Государственный строй Киевской Руси.

6. Культура Киевской Руси.

Проблема происхождения Руси сложна и многогранна. Самые горячие споры в XVIII – XIX вв. вызывал «норманнский вопрос». Кратко его можно сформулировать так. Кто создал Русское государство: сами славяне или иностранцы? Историки отвечали на этот вопрос по-разному, в зависимости от толкования «Повести временных лет», в частности, легенды о призвании варягов.

Основоположниками «норманнской теории» считаются немецкие историки Г.-Е.Байер, Г.-Ф. Миллер и А.-Л. Шлецер. Они утверждали, что Русское государство создано варягами, т.е. скандинавами; до прихода Рюрика, по их мнению, славяне были диким народом. Первым из русских ученых с критикой этой теории выступил М.В.Ломоносов. Он доказывал, что русский народ сам создал свое государство, и высказывал предположение, что варяги – не шведы, а полабские славяне, название нашей страны – Русь – не скандинавского, а славянского происхождения. Норманнисты утверждали, что это название одного из шведских племен. Это мнение основано на византийских и западноевропейских источниках, в которых все, кто прибыл с берегов Волхова или Днепра, назывались русскими. Очевидно, что этот аргумент не выдерживает критики, так как и сейчас на Западе всех эмигрантов из бывшего СССР называют русскими, хотя в действительности это далеко не так. Однако М.В. Ломоносов не располагал достаточными фактическими данными, поэтому «норманнская теория» продолжала господствовать в русской исторической науке. Н.М. Карамзин не ставил под сомнение летописный рассказ о призвании варягов и считал их скандинавами, т.к., во-первых, Балтийское море на Руси в средние века называлось Варяжским, а в IX в. на нем господствовали датчане, шведы и норвежцы; во-вторых, эпиграфические надписи, найденные в скандинавских странах, свидетельствуют об их давних контактах с Русью. Н.М. Карамзин обратил внимание также на сходство «Русской правды» с германскими, в частности, с норманнскими законами и считал это доказательством достоверности летописного рассказа о призвании варягов.[1] Н.П. Павлов-Сильванский объяснял данное явление не заимствованием или завоеванием, а родством русского обычного права с германским: «Символы нашего права вообще не тождественны, а лишь очень близки, родственны германским, это показывает, что наши обрядности не были заимствованы из Германии, а развились из одного источника, как в языке русское слово одного арийского корня с немецким и по звуку, и по форме обыкновенно значительно отличается от него».[2] Более убедительный аргумент – имена первых князей: Рюрик, Трувор и Синеус. Во франкских хрониках и исландских сагах упоминаются предводители норманнских дружин с такими именами. Однако и это доказательство не является бесспорным. Выяснив, что варяги были норманнами, Н.М.Карамзин ставил следующий вопрос: к какому из скандинавских народов они принадлежали? Изучив Бертинские хроники, историк пришел к выводу, что варяги – шведы.[3] Таким образом, Н.М. Карамзин не сомневался в том, что первые русские князья были шведами. Однако он отмечал, что славяне добровольно призвали князей, т.е. сознавали необходимость государства, а незадолго до этого изгнали варягов со своей земли, следовательно, в военном отношении были сильнее их или, по меньшей мере, равны им. Уже в VI в. у славян были города, сельское хозяйство не только удовлетворяло внутренние потребности, но и производило товарную продукцию. Славяне торговали не только хлебом, но и полотном, найденные археологами изделия из металла, глины, дерева свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла. Следовательно, в IX в. на Руси были все предпосылки образования государства, славяне сознавали необходимость объединения. Русь ни в военном, ни в экономическом отношении не уступала другим странам Европы, в частности, Швеции. Как писал Н.М. Карамзин, Швеция была тогда «разделена на маленькие области».[4] На эти факты обратил внимание С.М. Соловьев. Он считал, что славяне стремились к объединению, а Рюрика и его братьев призвали в качестве третейских судей: «Роды, столкнувшиеся на одном месте, и по тому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах, беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода».[5] Следовательно, варяжские князья, по мнению С.М.Соловьева, были призваны не потому, что они в чем-либо превосходили славян, а потому, что они не были связаны ни с одним из славянских племен и родов и могли быть посредниками в спорах между ними. Такую же роль могли играть славяне в Швеции, т.к. и она в то время не была единым государством. Таким образом, русское государство сложилось под воздействием внутренних причин. По мнению В.О.Ключевского, первыми славянскими государствами были городовые области – не племенные, а территориальные образования, так как их населяли представители различных племен. Так, в Новгородской области жили славяне ильменские и кривичи, в Смоленской – кривичи и радимичи, в Черниговской – радимичи, вятичи и северяне, в Киевской – поляне и древляне. Города были торговыми, военными и административными центрами. В.О. Ключевский полагал, что «большие вооруженные города, ставшие правителями областей, возникали именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле».[6] Главные причины объединения городовых областей – необходимость обороны от внешних врагов и общие экономические интересы. По мнению В.О. Ключевского, шведы появились на Руси в первой половине IX в. в качестве вооружённых купцов, подобных тем, какие были в русских городах. Как нередко бывало в то время, они сочетали торговлю с пиратством. Одни из этих купцов шли в Византию по знаменитому пути «из варяг в греки», другие оставались на Руси и становились военными наёмниками, затем в некоторых областях совершили переворот и захватили власть. В.О. Ключевский считал Рюрика предводителем такого наёмного войска и предполагал, что его пригласили для защиты Новгорода от других шведов. Однако Рюрик захватил власть в городе, через два года новгородцы подняли восстание, но оно было подавлено. Тем не менее Рюрик боялся славян, поэтому жил не в Новгороде, а в Ладоге, ближе к границе. Сама легенда о призвании князей, по мнению В.О. Ключевского, отражает реалии XI – XII вв., а не IX в. Таким образом, Рюрик – не избранный народом правитель, а узурпатор. Славяне сами создали своё государство, а шведы – не цивилизаторы и даже не завоеватели, а всего лишь военные наёмники, захватившие власть путем переворота. Такое объяснение почетно для древних славян и в то же время служит предостережением нам, их потомкам. Следует отметить, что в VI – XI в.в. норманны завоевали Англию, а также отдельные области Франции, Германии и Италии, тогда как на Русь они приходили в качестве купцов и наемников. Это уже свидетельствует о том, что в те времена Русь как по уровню экономического, политического и культурного развития, так и по военной мощи не уступала странам Западной Европы. Б.А. Рыбаков считал, что формирование Русского государства началось с образования союзов племен. Главными причинами их возникновения были войны с кочевниками, походы в Византию, преобразование родовой общины в соседскую. Высшим органом власти в таком союзе или «племенном княжестве» было вече. Процесс становления государства, по мнению Б.А. Рыбакова, в основном завершился к началу IX в.: «К началу IX в. в центре восточнославянских племен сложилось государство Русь, объединившее почти половину племен вокруг Киева и ведшее борьбу с кочевниками, Византией и варягами. Русское государство сложилось задолго до прихода варягов без всякого внешнего воздействия».[7] Б.Д. Греков отмечал, что при заключении договоров с Византией Олег и его дружинники клялись славянскими богами, а не скандинавскими, оружием клялись по славянскому обычаю. В житиях Георгия Амастридского и Стефана Сурожского и в речах константинопольского патриарха Фотия упоминаются походы русичей на Византию в 40-х г.г. IX в. и июне 860 г. В «Повести временных лет» призвание варягов относится к 862 г. Итак, Русское государство создали восточные славяне. Ни в культурном, ни в экономическом отношении Русь не уступала странам Западной Европы. «Норманнскую теорию» создали немцы, не владевшие русским языком, а потому не способные правильно понять «Повесть временных лет». Русская историческая наука постепенно освободилась от влияния этой теории. Однако в каждой легенде есть доля истины. В данном случае она заключается в том, что Русь воевала со Швецией уже в IX в. Впоследствии шведы служили киевским князьям и нередко своим поведением вызывали гнев народа.[8] Отношения между Русью и Швецией в киевский период строились по принципу: «дружба правительств – вражда народов». Какая из этих тенденций возобладает, в то время было неизвестно.

В 879 г. новгородским князем стал Олег. В 882 г. он предпринял поход вниз по Днепру, завоевал Смоленск, Любеч, Киев, покорил древлян, освободил северян и радимичей от хазарского ига, подчинил своей власти уличей, тиверцев, дулебов, белых хорватов, то есть объединил большинство восточнославянских племён в единое государство. В 907 г. Олег совершил поход в Византию. Пехота двигалась по Днепру на 2000 судов, в каждом из которых было по 40 воинов, конница – по берегу Днепра. В походе участвовали воины из всех русских княжеств, подвластных Олегу. Русское войско подошло к Константинополю. Император вступил в переговоры с русским князем. Договор 907 г. определял правовое положение русских купцов и послов в Византии. Они имели право беспошлинно торговать в Константинополе, получать содержание из императорской казны, были обязаны уведомлять городские власти о своём прибытии и останавливаться в строго определённом месте – возле монастыря святого Мамонта. Император обязывался уплатить русскому князю единовременную дань по 12 гривен каждому воину и городам: Новгороду, Киеву, Чернигову, Переяславлю, Любечу, Ростову, Полоцку. В 911 г. Олег заключил новый договор с Византией, определявший взаимную ответственность за причинение вреда и предусматривавший взаимный отказ от «берегового права». Таким образом, Олег объединил Русь, одержал несколько побед над хазарами и заключил выгодные для Руси договоры с Византией.[9] В 912 г. Олег умер, и на престол вступил Игорь. В 941 г. он вёл войну с Византией. В решающем сражении русское войско потерпело поражение, так как греки обстреляли русские корабли сосудами с горючим веществом – «греческим огнём». В 943 г. Игорь предпринял новый поход в Византию, но император предложил ему заключить мирный договор. Русско-византийский договор 944 г. в основном совпадал с договором 911 г., но ограничивал права русских купцов, следовательно, был менее выгодным для Руси. В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке собрать с них дополнительную дань. Ольга подавила восстание древлян, отомстила им за смерть Игоря, но отменила полюдье, установила нормы дани и места её сбора. Такие места назывались погостами. В 955 г. она приняла христианство, в 957 г. посетила Константинополь, в 959 г. отправила посольство в Германию.[10] По словам Н.М. Карамзина, «великие князья до времён Ольгиных воевали: она правила государством».[11] В начале 60-х г.г. X в. Святослав стал не только номинальным, но и реальным правителем. В 960 г. он освободил вятичей от хазарского ига и, таким образом, завершил территориальное объединение Руси, в 965 г. разгромил Хазарский каганат и взял штурмом его столицу Саркел (Белую Вежу), победил ясов и касогов и основал Тмутараканское княжество. В 967 г. Святослав по просьбе византийского императора начал войну с Болгарией и покорил её. В отсутствии Святослава печенеги осадили Киев. Святослав вернулся на Русь, разгромил печенегов, но после смерти Ольги 11-го июля 969 г. вновь отправился в Болгарию с целью перенести туда столицу Руси. Перед вторым походом на Балканы Святослав разделил всю Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил в Киеве, Олега – в древлянской земле, Владимира – в Новгороде. Войско Святослава победило болгар и штурмом взяло Переяславец. В 971 г. византийский император потребовал от Святослава покинуть Болгарию и после его отказа объявил ему войну. В первом сражении дружина Святослава одержала победу и подошла к Константинополю. Греки осадили Переяславец и взяли его штурмом. После ожесточённого боя Святослав отступил к Доростолу. Взять Доростол греки не смогли. После битвы при Доростоле Святослав заключил с византийским императором Иоанном Цимискием мирный договор, по которому обязывался вывести войска из Болгарии и оказывать Византии военную помощь. В 972 г. Святослав погиб в бою с печенегами.[12] Он освободил вятичей от хазарского ига, завершил территориальное объединение Руси и уничтожил хазарский каганат. Через пять лет после гибели Святослава началась междоусобная война между его сыновьями. Поводом к ней послужил конфликт между Олегом Святославичем и Лютом Свенельдичем на охоте. Олег убил Люта, и Свенельд убедил Ярополка начать войну против брата. Дружина Ярополка одержала победу, войско Олега обратилось в бегство и столкнуло своего князя в глубокий ров. В 980 г. Владимир с помощью шведских наёмников сверг Ярополка и стал великим князем.[13] В 981 г. он одержал победу в первой в истории России войне с Польшей, освободил червенские города и, таким образом, окончательно присоединил земли белых хорватов к Киевской Руси. Владимир подавил восстания вятичей и радимичей и организовал оборону Руси от печенегов: построил крепости на границе, установил «богатырские заставы». При нём завершилось объединение восточнославянских племён в один народ. В 988 г. он принял христианство и ввёл его в качестве официальной религии. Главной целью этого акта было укрепление власти великого князя. С той же целью Владимир несколько ранее предпринял попытку реформировать язычество: установил единый для всей Руси языческий пантеон и объявил верховным богом Перуна. Но эта реформа не дала желаемого результата. Тогда Владимир решил заменить язычество монотеистической религией. Ислам и иудаизм были неприемлемы для Руси вследствие цивилизационных различий между Русью и Востоком. Из двух христианских конфессий Владимир выбрал православие, так как, во-первых, католическая церковь имела наднациональный центр, папа римский стремился подчинить королей своей власти, а константинопольский патриарх подчинялся императору и поэтому имел меньшую власть над национальными церквями; во-вторых, Византия, в отличие от Германии, не представляла военную угрозу для Руси. Принятие христианства способствовало укреплению власти великого князя, следовательно, Владимир достиг своей основной цели. Влияние христианства на русскую культуру было двойственным: из Византии заимствовались приёмы каменного строительства, архитектурные формы, виды изобразительного и прикладного искусства, монастыри становились центрами летописания, при них создавались школы и библиотеки; но борьба с язычеством нанесла значительный ущерб русской культуре. Другими словами, положительное значение принятия христианства заключалось только в облегчении заимствования технических достижений древней, языческой Греции. В 992 г. Владимир одержал победу во второй войне с Польшей.[14] Таким образом, основными направлениями деятельности первых киевских князей были территориальное объединение Руси, создание системы управления, борьба с кочевниками, походы в Византию с целью заключения выгодных торговых договоров с ней. 15-го июля 1015 г. Владимир умер. В междоусобной войне между его сыновьями, начатой Святополком, победил Ярослав, хотя Святополка поддержал польский король Болеслав Храбрый. Жители Киева вели партизанскую войну против поляков, поэтому Болеслав вынужден был вывести свои войска из города. Ярослав со своей дружиной и новгородским ополчением взял Киев и стал великим князем.[15] При нём, его сыновьях и внуках Киевская Русь достигла расцвета. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов. Его младший брат Мстислав победил касогов и нанёс последний, сокрушительный удар хазарам, после чего онибольше не упоминались в летописях. По указу Ярослава Мудрого была составлена «Русская правда». Его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод внесли изменения в неё. Первая часть «Русской правды» известна как «Правда Ярослава», вторая – как «Правда Ярославичей», третья – как «Устав Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» допускала кровную месть, хотя и ограничивала её, «Правда Ярославичей» полностью запрещала и заменяла денежной компенсацией – «головщиной». По мнению В.О. Ключевского, «Русская правда» – свод гражданского и уголовного законодательства, предназначенный для церковного суда, так как пространная редакция «Русской правды» встречается только в Кормчих книгах – сводах церковных законов, заимствованных из Византии, краткая редакция – в летописях. Темне менее составители «Русской правды»некопировали византийские законы. «Так, мы замечаем, что составитель Русской Правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, однако руководился этими памятниками. Ониуказывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве».[16] Источниками «Русской правды» В.О. Ключевский считал русское обычное право, законодательные постановления и судебные приговоры князей, церковные законопроекты. Основным видом наказания были денежные штрафы: «вира» за убийство и «продажа» за другие преступления, а также возмещение ущерба потерпевшему. Имущественные преступления наказывались строже, чем преступления против личности, за исключением убийства. Поэтому В.О. Ключевский назвал «Русскую правду» «законодательством о капитале». Понятия политического или религиозного преступления в «Русской правде» не было. По мнению Н.П. Павлова-Сильванского и Б.Д. Грекова, «Русская правда» регулировала отношения князя с народом не как правителя, а как частного лица. Её главная цель – защита жизни и имущества князя и его дружины.[17] В 1068 г. Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели поражение в бою с половцами на реке Альте. Жители Киева собрались на вече и потребовали оружия для защиты города. Изяслав отказался вооружить горожан. Тогда они свергли его, освободили из заточения полоцкого князя Всеслава Брячиславича и избрали его великим князем. Восстание было подавлено с помощью польских войск. Всеслав бежал в Полоцк, Изяслав вернулся в Киев. В 1073 г. Святослав сверг Изяслава и стал великим князем. В 1076 г., после смерти Святослава, великим князем стал Всеволод, но Изяслав с помощью польских войск вернул себе престол. В 1078 г. он погиб в бою с половцами, которых привёл Олег Святославич. Великим князем стал Всеволод Ярославич. Он правил до 1093 г. Битва на Альте была первым вооружённым столкновением между русскими и половцами. С этого времени до 20-х г.г. XIII в. половцы оставались главным врагом Руси. Княжеские междоусобицы ослабляли Русь. Поэтому в 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха в Любече был созван княжеский съезд. Князья обязались совместно бороться против половцев и уважать владельческие права друг друга. В 1109, 1111и 1116 г.г. Владимир Мономах совершил успешные походы против половцев и, таким образом, прекратил их набеги на Русь. Он стал великим князем в 1113 г. в результате восстания в Киеве. Причинами восстания были эксплуатация жителей Киева евреями при попустительстве Святополка и его бояр и несогласие горожан с передачей великокняжеского престола Олегу Святославичу, так как он неоднократно приводил половцев на Русь, используя их в борьбе за власть. После смерти Святополка киевляне разгромили дома евреев-ростовщиков и наиболее могущественных бояр, собрались на вече и пригласили на княжение Владимира Мономаха.[18] Он выслал евреев за рубеж, ограничил ссудный процент, облегчил положение закупов. При нём была издана Пространная редакция «Русской правды» – основной текст с комментариями. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав задержали распад Руси на удельные княжества. В.О. Ключевский считал основой экономики Киевской Руси внешнюю торговлю, Б.Д. Греков и В.И.Довженок – земледелие.[19] Основнымисельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, лён, господствующей системой обработки земли – перелог. В среднем Поднепровье уже в XI в. возникло трехполье, в XIV – XVI в.в. оно распространилось повсеместно. Земледелие сочеталось с животноводством. В IX – XII в.в. на Руси разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней, кур, уток, гусей. На Руси, в отличие от Западной Европы, благодаря наличию свободных земель, захват феодалами крестьянских владений начался сравнительно поздно. Основным источником феодального землевладения были княжеские пожалования. В отличие от Западной Европы, на Руси наследственное землевладение возникло раньше, чем условное. Князьядавали землю дружинникам на правах вотчины – наследственного земельного владения. Условное землевладение – поместье – появилось в первой половине XIV в. Вопрос о времени возникновения феодального землевладения является спорным. По мнению Б.Д. Грекова и Я.Н. Щапова, оно сложилось в IX – X вв., однако Я.Н. Щапов полагал, что вотчина в то время не имела определяющего значения в экономике Руси. Н.Ф. Котляр относит появление княжеского землевладения к концу X в. Его основной аргумент – летописное известие о конфликте князя Олега Святославича с Лютом Свенельдичем. По мнению Н.Ф. Котляра, спор между ними возник не из-за охотничьих угодий, а из-за владельческих прав на землю древлян.[20] По словам Н.П. Павлова-Сильванского, «окняжение земли предупредило у нас обояривание».[21] Большинство русских крестьян владели землёй фактически на правах частной собственности, но лишь до тех пор, пока обрабатывали её. Юридически закреплённое право собственности на землю было только у феодалов. Отсутствие его у крестьян Н.П. Павлов-Сильванский объяснял переложной системой земледелия.[22] Основными отраслями ремесла были кузнечное, ювелирное, кожевенное, стекольное, гончарное. Ткачество и деревообработка ещё не отделились от сельского хозяйства. Русские ювелиры владели техникой скани, перегородчатой эмали, черни, зерни. Профессиональное ремесло подразделялось на сельское, городское, вотчинное, государственное. В ведении государства были строительные ремёсла. Свободные городские и сельские ремесленники работали на рынок, что включало в себя и работу на заказ. Развитие свободного ремесла определялось законами рынка, вотчинного – потребностями землевладельцев. Новые технологии создавались в городском и вотчинном ремесле.[23] По мнению П.П. Толочко, до 20 – 30-х г.г. XII в. в русских городах преобладало вотчинное ремесло. Главной особенностью древнерусских городов был их феодальный характер. Во-первых, горожане занимались не только ремеслом, но и сельским хозяйством. Во-вторых, бояре жили не в своих вотчинах, а в городах. Массовое строительство городов на Руси началось раньше, чем возникло товарное хозяйство. Это объяснялось необходимостью обороны от кочевников. Древнерусский город был, прежде всего, крепостью и административным центром, а потом уже торгово-ремесленным.[24] Борьба между торгово-ремесленными слоями населения и феодалами велась внутри города, частновладельческих городов на Руси не было, следовательно, не было борьбы горожан как единой социальной группы с феодалом как с сеньором, поэтому не было необходимости создавать цехи западноевропейского типа. Основным торговым партнёром Руси была Византия. Русские купцы продавали мёд, воск, меха, зерно, покупали пряности и дорогие ткани. Центром торговли со странамиЗападной Европы был Новгород.

Социальная структура древнерусского общества отражена в «Русской правде». По мнению В.О. Ключевского, экономика Киевской Руси была основана на рабстве. Бесправие закупов он объяснял рабовладельческими привычками князей и бояр, одной из главных целей междоусобных войн считал захват пленных, причины запустения Юго-западной Руси видел не только в половецких нашествиях, но и в закрепощении крестьян.[25] По мнению современных историков, большинство населения составляли свободные крестьяне, собственники земли.[26] Они были полноправными членами общины и участвовали в войнах в составе ополчения. Община распоряжалась только свободными землями, её сущность заключалась не в совместном владении землёй, а в самоуправлении. Свободные крестьяне назывались смердами или людьми. Зависимые крестьяне делились на 4 группы. 1) Лично свободные арендаторы княжеской и боярской земли. Они также назывались смердами, имели право уйти от землевладельца, предварительно уведомив его об этом, владели имуществом, их жизнь и честь была защищена законом, хотя и в меньшей степени, чем жизнь и честь княжеских дружинников. За пользование землёй смерды платили оброк. 2) Закупы – полусвободные, неоплатные должники, находились в зависимости до погашения долга.[27] В.О. Ключевский считал их наёмными работниками или временнообязанными.[28] Они имели право на защиту от господина, их нельзя было наказывать без вины, продавать в полные холопы. Закупы могли свидетельствовать в суде только при рассмотрении малых исков и при отсутствии других свидетелей. В случае побега закуп становился полным холопом. 3) Рядовичи занимали промежуточное положение между закупами и наёмными работниками. Они заключали с хозяином договор, «ряд», этим объясняется название данной социальной группы.[29] 4) Холопы – рабы, фактически крепостные крестьяне, как правило, имели своё хозяйство. Полное холопство, аналогичное античному рабству, было крайне редким явлением. Закупы и холопы выполняли барщину. Именно они обрабатывали княжеские и боярские земли. Управляющие имениями князей и бояр были, как правило, холопами. Сохранить личную свободу они могли, только заключив с князем особый договор, и тогда становились рядовичами. Класс феодалов состоял из князей, княжеских бояр, земских бояр или «старцев градских», отроков. Бояре – старшие дружинники, служившие ещё отцу данного князя. У самых богатых и влиятельных бояр уже в X в. были свои дружины. Земские бояре – потомки бояр племенных князей. Отроки – младшие дружинники, позднее назывались дворянами. Бояре были землевладельцами-вотчинниками, младшие дружинники (отроки) получали жалование. Впоследствии они получили землю.

В отличие от стран Западной Европы, на Руси престол передавался не от отца к старшему сыну, а к старшему в княжеском роду. Вся земля делилась на волости по числу князей, способных к правлению. Более старший князь получал более богатую волость. Каждый князь был временным правителем своей волости, но если он умирал, не успев стать великим князем, его волость закреплялась за его потомками. Главной военной силой и органом управления была княжеская дружина. В случае войны созывалось народное ополчение. Первые князья: Олег, Игорь, Святослав – были, прежде всего, предводителями дружины, поэтому очень дорожили её мнением. Так, Игорь в 943 г. согласился на мирные переговоры с византийским императором, а в 945 г. предпринял попытку собрать дополнительную дань с древлян именно по настоянию дружины. Святослав отказался принять христианство, потому что опасался осуждения со стороны своей дружины. В XI – XII в.в. власть князя укрепилась, тем не менее была ограничена старшей дружиной, из которой, по мнению В.О. Ключевского, впоследствии выросла Боярская дума. Важнейшие вопросы решались на княжеском съезде. За каждую отрасль управления государством отвечал тот, кто отвечал за данную отрасль в личном хозяйстве князя. Такая система управления называется дворцово-вотчинной. До 945 г. киевский князь каждый год с ноября по апрель объезжал со своей дружиной всю Русскую землю. Такие поездки с целью сбора дани назывались полюдьем.

Основные черты раннефеодальной монархии: 1)дворцово-вотчинная система управления, 2) ограничение власти монарха крупными феодалами, вассальные отношения внутри класса феодалов. Признаки феодализма: 1) соединение крупной собственности на землю с властью над её населением, феодальный иммунитет; 2) исполнение крестьянами определённых повинностей в качестве платы за землю, 3) натуральное хозяйство; 4) условное землевладение; 5) феодальная иерархия. Особенности древнерусского феодализма: 1) наличие свободных земель; 2) наследственное землевладение возникло раньше, чем условное; 3) преобладание свободного населения; 4) передача власти не от отца к сыну, а к старшему в княжеском роду; 5) более сложная и менее чёткая, чем на Западе, феодальная иерархия; 6) города возникли как военно-административные центры и лишь в XII в. стали центрами ремесла и торговли, то есть строительство городов предшествовало отделению ремесла от сельского хозяйства; 7) концентрация феодальной знати в городах; 8) борьба между горожанами и феодалами внутри города; 9) отсутствие цехов западноевропейского типа; 10) большая, чем в Западной Европе в то время, политическая и религиозная свобода.

Письменность появилась на Руси до принятия христианства. Договоры Олега и Игоря с Византией были написаны кириллицей.[30] Первое достоверное упоминание о школах относится к 988 г., когда Владимир I приказал брать детей зажиточных горожан для обучения грамоте. В киевских школах учили чтению, письму, арифметике. Наряду с начальными школами в летописях упоминается «учение книжное», то есть изучение истории, философии, богословия. Сохранились списки Пространной редакции «Русской правды» с задачами, в которых использовались шестизначные числа. Большинство учеников осваивали сложение, вычитание и умножение, деление считалось очень сложной операцией. Основным счётным прибором был абак. В качестве цифр использовались греческие буквы.[31] В 90-х гг. XI в. сестра Владимира Мономаха Анна основала при Андреевском монастыре школу для девочек. О широком распространении грамотности свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, найденные В.Л. Яниным. Это письма, договоры, школьные тетради. Химические знания носили прикладной характер и использовались в стекольном, ювелирном, гончарном производстве. К XI в. относятся первые упоминания о врачах. По мнению Б.А. Рыбакова, первым летописным сводом является «Летопись Аскольда», сохранившаяся лишь в отрывках. Первые дошедшие до нас летописи – Киевский летописный свод 1037 – 1039 гг., «Сказание о распространении христианства на Руси», Начальная летопись 1072 – 1073 гг., написанная игуменом Печерского монастыря Никоном, Второй Киево-Печерский свод, написанный игуменом Иоанном в 1093 – 1095 гг., Первая Новгородская летопись старшего извода, «Повесть временных лет». Она появилась в 1113 г., после вступления на киевский престол Владимира Мономаха. Её автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В 1116 г. её отредактировал игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр, в 1118 г. – старший сын Владимира Мономаха Мстислав. Целью редактирования было более полное освещение участия Владимира Мономаха в борьбе с половцами. Нестор довёл повествование до 1110 г. Сильвестр дополнил труд Нестора описанием восстания в Киеве в 1113 г. и рассказом об ослеплении теребовльского князя Василька. Основная мысль «Повести временных лет – единство Руси. В «Повести временных лет» отражены также географические познания того времени. Нестор подробно описал территорию расселения восточнославянских племён, путь «из варяг в греки», упомянул Британию, Далмацию (западное побережье Хорватии), Фракию, Македонию, некоторые области Греции, Индию, Персию, государства Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока, Восточной Африки. Одним из первых литературных произведений на Руси было «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, современника Ярослава Мудрого. По мнению С.А. Высоцкого, «Слово» было произнесено при освящении Софийского собора в Киеве.[32] Илларион впервые в истории русской мысли поставил вопрос о различиях между Западом и Востоком и о положении Руси в мире, доказывал превосходство христианства над иудаизмом и право русской церкви на независимость от Византии.[33] Кроме «Повести временных лет», Нестор написал «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Одним из лучших произведений древнерусской литературы является «Поучение» Владимира Мономаха, сохранившееся в Лаврентьевской летописи. Оно адресовано сыновьям. Владимир Мономах рассказал о своей жизни и создал образ идеального князя – защитника родной земли от внешних врагов. В XI в. были переведены на русский язык «Шестоднев» болгарского экзарха Иоанна, «Небеса» Иоанна Дамаскина, «Физиолог», хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы, Синкела, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Житие Василия Нового», «Христианская топография» Козьмы Индикоплава, «Александрия», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево деяние». Широко распространены были сборники под общим названием «Пчела», в которые были включены отрывки из произведений Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Софокла, Геродота, Плутарха.[34] Следовательно, в XI – начале XII в. образованные русские люди хорошо знали античную и византийскую литературу. Самые ранние сохранившиеся древнерусские книги – Псалтырь начала XI в., предназначенная для обучения детей грамоте, «Изборники» 1073 и 1076 гг. и «Остромирово Евангелие». В 30-х гг. XI в. Ярослав Мудрый организовал первую на Руси библиотеку при Софийском соборе. Она насчитывала около 950 книг. В ней хранились также архивные документы. Несколько позже появилась библиотека при Киево-Печерском монастыре, который в XI в. был основным центром летописания. В XII в. центром летописания и главным книгохранилищем стал Выдубецкий монастырь.[35] Устное народное творчество было представлено былинами и песнями. Главные герои киевских былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, новгородских – Садко и Василий Буслаев. Театральное искусство было представлено скоморохами. Каменное строительство на Руси началось в IX – X вв. В 1908 г. В.В. Хвойка обнаружил языческое капище и остатки дворца княгини Ольги. После принятия христианства началось строительство каменных церквей. Они строились по образцу византийских крестово-купольных храмов. Такие здания в плане имели форму креста, в центре которого находился главный купол. Первым христианским храмом на Руси была Десятинная церковь, построенная в 990 – 996 гг. по указу Владимира I. В первой половине XI в. были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове. Каждый из них состоял из трёх нефов (продольных частей, разделённых колоннами) и завершались пятью главами. С восточной стороны располагались полукруглые выступы – апсиды. По мнению Ю.С. Асеева, во второй половине XI – начале XII в. пятиглавые храмы сменились одноглавыми. По мнению Н.Г. Логвин, они сохраняли прежний облик.[36] Самые известные памятники этого времени – Успенский и Михайловский соборы, церковь Успения богородицы Пирогощи. Основными жанрами изобразительного искусства были фрески (роспись по сырой штукатурке) и мозаика (изображения, сделанные из разноцветных кусков стекла). В церкви изображения располагались в строго определённом порядке. Самые известные произведения русской живописи XI в. – фрески в Софийском соборе в Киеве. На них изображены Ярослав Мудрый со своей семьёй, скоморохи, охота. Следовательно, наряду с церковными сюжетами в древнерусской живописи были и светские. В XI – XII древнерусская культура достигла расцвета.

 


[1] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1 // Москва. 1988. №1. С.112 – 113.

[2] Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России М., 1988. С.45

[3] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. С.113-114

[4] Там же. С.114

[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1 – 2. М.,1988. С.120 – 121.

[6] Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1. М., 1987. С.150

[7] Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. С.32

[8] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2. // Москва. 1988. №3. С.109

[9] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. // Москва. 1988. №1.

[10] См. Высоцкий С.А. О дате поездки посольства Ольги в Константинополь. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. С. 154 – 160.

[11] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. // Москва. 1988. №1. С.112.

[12] См. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. // Москва. 1988. №2.

[13] См. Там же.

[14] См. Там же. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.1…

[15] См. Карамзин Н.М. история государства Российского. Т.2. // Москва. 1988. №3.

[16] Ключевский В.О. Русская история. М., 1992. С.53.

[17] См. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М.,1988. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.,1953.

[18] См Повесть временных лет.// ПСРЛ. Т.1. М.,1962.

[19] См. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1. М.,1987. Греков Б.Д. Киевская Русь… Беляева С.А. Некоторые вопросы изучения древнерусского села в работах В.И. Довженка. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.

[20] См. Греков Б.Д. Киевская Русь. Котляр Н.Ф. К истории возникновения нормы частного землевладения в обычном праве Руси. //Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.

[21] Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. С.

[22] См. Там же.

[23] См. Щапова Ю.Л. Об особенностях древнерусского ремесла. //Древности славян и Руси. М.,1988. Толочко П.П. О социальной структуре древнерусского ремесла. // Древности славян и Руси. М., 1988.

[24] См. Толочко П.П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989. Толочко П.П. Город и сельскохозяйственная округа на Руси в IX – XIII в.в. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.

[25] См. Ключевский В.О. Русская история.

[26] См. Греков Б.Д. Киевская Русь.

[27] См Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России.

[28] См. Ключевский В.О. Русская история.

[29] См. Греков Б.Д. Киевская Русь.

[30] См Высоцкий С.А. Об азбуках, открытых в Киеве и Новгороде. //Древности славян и Руси М., 1988. С. 214 – 215.

[31] См. Симонов Р.А. Учебные задачи для абака по пересчёту натуры на деньги Русской правды. // Древности славян и Руси. М., 1988. С 279 – 285.

[32] См История Киева. Т.1. Киев, 1984.

[33] См Слово о законе и благодати. // Антология мировой философии. Т.2. М., 1969.

[34] См. История Киева. Т.1. Лихачёв Д.С. Великое наследие. М., 1980.

[35] См. История Киева. Т.1.

[36] См. Там же. Асеев Ю.А. О стилевых чертах архитектуры древнего Киева второй половины XI – начала XII в. //Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. Логвин Н.Г. Первоначальный облик Десятинной церкви в Киеве. //Древности славян и Руси. М., 1988.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы расчета ВНП. Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы | Усилители и их параметры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.