КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть. Занятие 6. Деление понятийЗанятие 6. Деление понятий Самостоятельная работа Задание. Установить вид определения и указать ошибку, если она допущена. 1. «Личность – совокупность устойчивых психологических качеств человека». 2. «Личность – субъект деятельности». 3. «Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». 4. «Личность – ансамбль иррациональных бессознательных влечений». 5. «Конформность – некритическое принятие чужого неправильного мнения, сопровождаемого неискренним отказом от собственного мнения». 6. «Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок». 7. «Конформность происходит от лат. “сonformis”, что означает “подобный”, “сообразный”». Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. При делении по видообразующему признаку предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам, которые называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Например: автомобили делятся на грузовые и пассажирские. Основанием деления в этом случае является качественная характеристика груза. Когда мы производим деление объема родового понятия на видовые понятия, мы отыскиваем те признаки, которые присущи одним видам и не встречаются в других видах. Выбор критерия деления связан с решением практических задач и лежит в основе операции классификации (многоступенчатое разветвленное деление). Дихотомическое деление производит раздел объема делимого понятия на два противостоящих понятия (находящихся в отношении противоречия), которые также являются членами деления. Например: компьютеры делятся на базе Pentium и не – Pentium. Примеры операции деления: 1. Мышление (А) делится на (В) наглядно-действенное, (С) наглядно-образное и (Д) отвлеченное (словесно-логическое). Изобразим в схеме 6.1: 1)
Схема 6.1 2. Мышление (А) делится на интуитивное (В) и не интуитивное (ùВ) – дихотомическое деление. 2)
Схема 6.2
Деление должно подчиняться следующим правилам:
Примеры: 1. «Медведи делятся на бурых и белых». В данном примере нарушено правило соразмерности, допущена ошибка «узости», так как, кроме бурых и белых медведей, есть еще и черные. 2. «Преступники делятся на воров, убийц и рецидивистов». В данном примере нарушено правило соразмерности, а именно, совершена ошибка «узости», поскольку, кроме воров, убийц и рецидивистов, имеются и другие виды преступников. Вторая ошибка – деление производится не по одному, а по двум основаниям: по характеру преступления и по наличию (отсутствию) повтора преступления. Члены деления не исключают друг друга: некоторые воры и некоторые убийцы являются рецидивистами. 3. «Студенты делятся на успевающих, неуспевающих и именных стипендиатов». В данном примере нарушено правило соразмерности, а именно, допущена ошибка «широты», деление производится не по одному, а по двум основаниям: по принадлежности (непринадлежности) к успевающим и наличию (отсутствию) именной стипендии; члены деления не исключают друг друга и в делении совершен «скачок»: именные стипендиаты являются видом успевающих студентов. 4. «Наш институт разделен на четыре этажа». Это не логическое деление, а расчленение целого на части, то есть нарушено само определение деления. Классификация Классификация – частный случай операции деления. Классификация – научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие – отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация есть деление предметов на классы на основании сходства предметов каждого класса и отличия их от предметов других классов в наиболее существенных признаках, приведенных таким образом, что каждый класс среди других членов деления занимает определенное постоянное место. При простом делении в качестве основания деления мы можем взять любой признак, существенный для какой-либо цели (например возраст людей, их рост, цвет глаз т. п.). Такого признака для классификации недостаточно, основание классификации должно быть строго научным. Примером научной классификации является периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, где основанием деления является атомный вес различных элементов. Фактически в то время было известно только 63 элемента, классификация же включала в себя 92. Однако последующее развитие науки привело к открытию 27 недостающих элементов. Таким образом, классификация, созданная на основании определенной закономерности, служит средством развития науки. С другой стороны, классификации не являются неизменными, с появлением новых знаний они меняются: одни отбрасываются как неверные, другие видоизменяются. Классификация необходима для сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации понятий, знаний. Классификация позволяет привести в систему понятия, характеризующие объект науки, а также получение новых знаний об объекте науки, расширение понятийно-категориального аппарата. Основными видами классификаций являются типология, систематика и таксономия. Если в качестве оснований для классификации выбрать существенные признаки конфликтов, то она будет называться естественной, или типологией. Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности объектов. Например, в биологии и зоологии систематика является самостоятельной отраслью, исследующей разнообразие всех существующих и вымерших организмов. Цель: дать описание всех видов растений и животных путем их разделения на определенные группы, каждая из которых подвергается дальнейшему делению. Классификация производится в виде последовательного деления от высшего класса до низшего. Таксономия представляет собой «теорию классификации и систематизации деятельности, имеющую обычно иерархическое строение», описывающую соподчиненные группы объектов в системе.[9] Пример: Существенные признаки конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, зависят характеристики конфликта. Возьмем это за основание деления. Исходя из этого, базовой типологией будет:
Схема 6.3
6.4. Схема деления данной типологии
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |