Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные жанры публикаций и каналов передач




Интегрирующие и дифференцирующие тексты

Направленность сообщений массовой коммуникации

ТЕМА 9. СООБЩЕНИЕ (КОНТЕНТ) МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

В социально-психологических исследованиях сообщений СМИ главное внимание обращается на анализ содержания (контента) и формы подачи сообщений МК. С одной стороны необходимо изучать коммуникатора, а с другой стороны аудиторию, её социальные установки, стереотипы, ценностные ориентации.

Выявление образов – социально-психологических портретов больших социальных групп в материалах СМИ и сравнение их с характеристиками этих групп в реальной жизни, дают возможность сделать выводы о степени адекватности или типичности отражения этих явлений в СМИ.

Объектом исследования выступают: национальные, гендерные, реже возрастные группы.

Проблематика социально-психологических исследований сооб­щений СМИ весьма разнообразна. Большое место в них занимает вы­явление образа больших социальных групп в материалах СМИ. Ре­зультаты отечественных исследований образа больших социальных групп, проведенных в 1970-е и 1990-е гг. наглядно свидетельствуют о радикальных социальных изменениях в нашей стране, которые непос­редственно отразились и в образах больших социальных групп в ма­териалах СМИ. Предметом такого рода отечественных и зарубежных исследований чаще всего становятся возрастные, тендерные и нацио­нальные группы.

 

 

на разные социальные группы:

 

Специального внимания заслуживает проблема направленности сообщений СМИ на различные социальные группы. Это находит кон­кретное выражение в анализе интегрирующих текстов (интересных и понятных для широкой аудитории) и дифференцирующих текстов (ин­тересных и понятных лишь отдельным, подготовленным аудиториям).

Что касается сообщений различных тематических блоков, то здесь наибольше внимание обычно уделяется новостным сообщениям, осо­бенно на телевидении. Вместе с тем исследователи СМИ практически всех стран отмечают, что в сообщениях различных СМИ все больше места выделяется для развлекательных сообщений и передач.

 

В контенте различных СМИ обычно выделяют ряд основных тематических блоков, таких как: информация, политика, образование, экономика, культура, религия, повседневная жизнь, развлечения, реклама.

 

Ø Универсально-тематический контент. Газеты «для всех и обо всём». Обращённость ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Универсальны, полифункциональны. «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец»

Ø Развлекательный блок.

Ø Общественно-политический.

Ø Новостные программы.

 

Инфотеймент (информация + развлечения? information+entertainment)

 

Новостные сообщения в информационных программах телевидения не могут служить зеркальным отражением реальной действительности не только из-за её многообразия, репортажи журналистов преломляются через личность самого журналиста и приобретают эмоциональную окраску и кроют в себе отношение самого журналиста к событию и его жизненный опыт.

Кроме того в новостных передачах есть «повестка дня» - центральное событие с которого начинается каждый выпуск.

Признаки важных событий:

1. Персонификация события – наличие в нём героя, желательно широко известного. Это позволяет аудитории идентифицироваться с ним, что способствует лучшему пониманию сложной информации.

2. Наличие в событии драматизма, борьбы интересов и даже насилия. Разгон демонстраций актуальнее для зрителя, чем дебаты в парламенте, который не содержит ни драматизма, ни борьбы интересов, ни сцен насилия.

3. Наличие конкретного активного действия, которое может приковать внимание зрителей. Возмущения и пр.

4. Новизна, необычность, отступление от нормы. Неожиданность.

5. Связ с «вечными темами». Разоблачение злоупотребления власть имущих и их противоборство с простыми людьми. Национальны и религиозные праздники.

6. Правдоподобность

7. Возможность изложить событие кратко (45 секунд эфира)

 

Иногда в новостные эфиры включаются «лёгкие новости» когда нет более впечатляющих событий – это простые истории из жизни людей, зоопарков и пр.

Параметры сообщения (текстов)

в «убеждающей коммуникации»

1. Расположение «сильных» и «слабых» аргументов сообщения. Наиболее значимой информации и менее значимой. Когда значимая информация подаётся вначале выступления – это «антикульминационная модель», в середине «пирамидальная модель» и в конце сообщения «кульминационная модель». Самая неэффективная - «пирамидальная модель». Когда у аудитории сильный интерес к сообщению, тогда эффективна «кульминационная модель», т. к. не было ослабления аргументацией, которая могла бы разочаровать аудиторию, «антикульминационная модель» - если аудитория не заинтересована сообщением.

2. «Односторонние» и «двухсторонние сообщения». Большую из­вестность получили также американские исследования о целесообраз­ности включения в убеждающее сообщение так называемых «односто­ронних» и «двухсторонних сообщений». Экспериментальное изучение в этой области было начато группой Ховланда и впоследствии продол­жено многими другими исследователями. На основе многочисленных социально-психологических исследований были сделаны следующие выводы, которые стали хрестоматийными для западной социальной психологии.

Под «односторонним сообщением» понимается текст, который со­держит только аргументы коммуникатора. «Двухстороннее сообщение» содержит как аргументы коммуникатора, так и контраргументы про­тивника, которые коммуникатору предстоит разоблачить.

«Односторонние сообщения» оказывались более эффективными в трех случаях:

Ø когда аудитория была согласна с коммуникатором;

Ø когда было известно, что она не подвергается воздействию аргу­ментов противника;

Ø когда аудитория отличалась низким уровнем образования.

В противоположных ситуациях более эффективны двухсторонние сообщения.

В приведенных выводах, безусловно, имеется рациональное зерно, но реализация их на деле требует не только знания общих принципов, но и большего искусства и мастерства в конкретном воплощении их в жизнь, с учетом конкретных реальных условий и целей сообщения.

Для аудитории с высоким уровнем образования, безусловно, пред­почтительнее «двухсторонние сообщения», так как высокий уровень образования стимулирует потребность в сопоставлении взглядов и их самостоятельном осмыслении. Ценность «двухстороннего сообщения» состоит в том, что оно упреждает аргументы противника и при адек­ватной их критике способствует созданию определенного иммунитета против аргументов противника. Неумелое использование «двухсторон­них сообщений» может привести к отрицательным результатам, т.е. к «эффекту бумеранга».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.