Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория общественного выбора




Основоположником этой еще одной важнейшей составляющей неоинституционализма является Джеймс Бьюкенен (1919), который выразил в категориях экономической науки основные закономерности принятия политических решений.

Основные работы: «Чистая теория государственных финансов» (1949), «Индивидуальный выбор при голосовании и рынок» (1954), «Расчет согласия. Логические основы конституционной демократии» (1962 совместно с Г. Таллоком), «Государственные финансы в демократическом процессе» (1967), «Границы свободы. Между анархией и Левиафаном» (1975), «Демократия в дефиците» (1978, совместно с Р. Вагнером), «Власть налогообложения» (1980 совместно с Дж. Бренненом) и др.

В качестве инструментов анализа Бьюкенен, как и другие представители неоинституционализма, использовал экономическую теорию неоклассиков. По Дж. Бьюкенену, это вполне правомерно, т.к. методы анализа рыночного поведения можно применять к исследованию любой сферы деятельности, в том числе политики, ибо всюду люди руководствуются одними и теми же мотивами. Так, в политике ими движут отнюдь не альтруистические или нравственные склонности. Политические решения – это выбор альтернативных вариантов, а достижение политического согласия происходит подобно тому, как это происходит на обычном рынке. Особенности политического рынка состоят в том, что если на обычном рынке люди меняют деньги на товар (или продукт на продукт), то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Но хотя потребителем общественных благ является не отдельный человек, а общество в целом, тем не менее, в политике, как считает Бьюкенен, все же существует аналог свободной торговли. Это согласие между людьми, присущее любому виду обмена. По его мнению, единодушие, достигнутое участниками коллективного выбора в политике, аналогично добровольному обмену индивидуальных товаров на рынке.

В этом суть экономического подхода к коллективной деятельности. Здесь ставится под сомнение тезис, что стремление к получению выгоды явно доминирует в экономической сфере, а в политической якобы люди не стремятся максимизировать свою полезность, а пытаются реализовать общественный интерес, или общее благо.

По мнению Бьюкенена, человек максимизирует полезность, как в рыночном, так и в политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели – получить выгоду, прибыль. Принимая соответствующие решения, политики, по утверждению Бьюкенена, исходят из своих частных интересов, которые далеко не всегда соответствуют интересам общества. Политические деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. Самая популярная мера – наращивание государственных расходов. Но этим стимулируется инфляция. Далее следует усиление жесткого регулирования, государственного контроля, раздувание бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках все большую власть. А экономика оказывается в проигрыше.

Таким образом разоблачается миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Государство – это люди, которые используют правительственные учреждения в собственных интересах. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, зa места в иерархической лестнице.

Решение проблемы злоупотребления политической властью, по мнению Бьюкенена, лежит на путях разработки концепции организации политического рынка. Он предлагает реформировать политические процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали достижению общего согласия. В этом идеальном случае в результате коллективных действий ожидается получение взаимных выгод всеми сторонами подобно тому, как это происходит на рынке.

В концепции Бьюкенена в рамках политического обмена выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Второй – формирование стратегии поведения индивидов в рамках установленных правил.

На первом этапе определяются права индивидов, устанавливаются правила взаимоотношений между ними. В теории общественного выбора это называется конституционный выбор. Конституция – ключевая категория концепции Дж. Бьюкенена. Под термином «конституция» понимается набор заранее согласованных правил, по которым осуществляются последующие действия. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, системы налогообложения и т.д. Текущая политика – это результат игры в рамках конституционных правил. И подобно тому, как правила игры предопределяют ее вероятный исход, конституционные нормы формируют результаты политики или, наоборот, затрудняют их достижение. Поэтому результативность и эффективность политики в значительной мере зависят от того, насколько корректно была составлена первоначальная конституция или, как называет ее Бьюкенен, конституция экономической политики.

Но здесь возникает самая сложная проблема – выработка правил, по которым эта конституция принимается, так называемые предконституционные правила. Рассматривая политику как процесс сложного взаимовыгодного обмена, Бьюкенен так предлагает организовать этот обмен, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора. Дж. Бьюкенен рассматривает этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил и процедур принятия решений и знающих, что позже они будут действовать в рамках этих правил.

При решении данной проблемы Дж. Бьюкенен выдвигает правило единогласия для принятия первоначальной конституции, поскольку принцип квалифицированного и тем более простого большинства даже в условиях прямой демократии может привести к ущемлению прав меньшинства. Не стоит говорить, как высоки издержки принятия решений в условиях единогласия. Принцип же простого большинства допускает возможность выбора в пользу экономически не эффективного результата.

Еще сложнее ситуация в условиях представительной демократии, когда общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени и ограничен кругом претендентов, который предлагает свой пакет программ. Избиратели не могут позволить себе значительные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Существует своеобразный эффект порога – минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от влияния на депутата с предельными издержками. Как правило, последние значительно превышают первые, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимальное.

Совсем иная ситуация у избирателей, интересы которых сконцентрированы на отдельных вопросах (например, производителей тех или иных товаров). Создав группы, они могут значительно компенсировать затраты, если устраивающий их законопроект будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределятся на все общество в целом. Можно сказать, что концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Усугубляет ситуацию заинтересованность депутатов в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. И в этом существенный изъян представительной демократии, поскольку в условиях прямой демократии выгодные им решения не были бы приняты.

Таким образом, как доказывает Бьюкенен, всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить себе большинство [1, 230–231].

Одним из направлений исследования в теории общественного выбора является экономика бюрократии. Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, это система организаций, удовлетворяющая двум критериям: она не производит экономические блага и извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. В связи с этим представляет интерес теория политической ренты. Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Политики, хотя и контролируются избирателями, (поскольку вынуждены учитывать перспективы переизбрания, обеспечить себе долгосрочную партийную и общественную поддержку), выбирают тот вариант решения из набора приемлемых альтернатив, исполнение которого максимизирует их собственную полезность, а не полезность его избирателей. Такая возможность выбора является одним из основных побудительных мотивов политиков. В широком смысле слова – это их «политический доход».

Кроме того, политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

С описанными злоупотреблениями бюрократии невозможно бороться силами самого государства. Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же признакам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому Бьюкенен и его последователи выступают за всемерное ограничение экономических функций государства.

Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным является преобразование общественных товаров и услуг в экономические блага, производимые рынком.

Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах государства (правительства). Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

Ограниченность необходимой для принятия решений информации.

Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к значительному искажению даже имеющейся информации.

Несовершенство политического процесса. Рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг[45] и т.д.

Неспособность государства полностью предусматривать и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций. Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствием. Поэтому конечные цели государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности ее корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Применяя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно предпринимать меры по ликвидации негативных последствий.

Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора, возможно с помощью конституционной революции. Бьюкенен исходит из первостепенной важности формирования конституционных норм и правил. В этой связи важное значение имеет обоснованное Бьюкененом разграничение двух разных функций государства:

«Государства-гаранта».

«Государства-производителя».

Первое является результатом соглашения людей и своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного договора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает прыжок от анархии к политической организации.

Второе характеризует государство как производителя общественных благ. Эта функция государства возникает как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в ряде товаров и услуг. Здесь и заложена угроза появления автократического государства[46]. Именно развитие и усиление государства-производителя приводит к усилению влияния бюрократии. Бьюкенен и его сторонники условием эффективной борьбы с бюрократией считают сокращение экономических функций государства и приватизацию. По их мнению, государство должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности.

Еще одним достижением теории экономического выбора является введение понятия политико-экономический (политический) цикл – цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Бьюкенен заметил, что деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. С известной долей условности она может быть описана следующим образом.

После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштаба деятельности предшествовавшего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярности программ. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает.

Теория общественного выбора внесла значительный вклад в разработку проблем роли государства и политической системы в целом, раскрыла место и роль экономических субъектов в принятии политических решений и развитии политической системы общества.

Если же говорить о неоинституционализме в целом, то признание заслуг нового направления выразилось в присуждении Нобелевской премии по экономике его виднейшим представителям – Джеймсу Бьюкенену (1986), Рональду Коузу (1991), Гэри Беккеру (1992) и Дуглас.

 

Литература

Агапова И. И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997.

История экономических учений. Учеб. пособие / под ред. В. Авто-номова и др.) – М.: Инфра-М, 2000.

История экономических учений: (современный этап): Учебник / под общ. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Капелющников Р. И. Теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М., 1991.

Лемещенко П. С. Институциональная экономика. Мн.: Бестпринт, 2005.

Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика. М.: РОССПЭН, 2001.

Природа фирмы. Пер. с англ. – М.: Дело, 2001.

Тарушкин А. Б. Институциональная экономика. Учеб. пособие. Питер, 2004.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПг., 1996.

Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1998.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили в общих чертах основные этапы развития мировой экономической мысли и можем подвести некоторые итоги.

Прежде всего мы убедились, что багаж экономической теории действительно внушителен, хотя круг фундаментальных авторов не так уж велик. Мы изучили основные методологические и концептуальные подходы отдельных авторов, школ и направлений экономической мысли и поняли, что все разнообразие подходов во времени и пространстве объясняется сложностью, многомерностью и динамичностью самого объекта исследования – экономики. Мы обнаружили, что на всех этапах ее истории экономическая наука была призвана решать не только сложные теоретические, но и практические задачи. Думается, что это приводит нас к осознанию особой ответственности экономистов-теоретиков перед своей страной и будущими поколениями.

Надо надеяться, что в оценке идей, имевших место в истории экономической мысли, мы не проявили чрезмерной смелости, не были высокомерными и смогли взглянуть на них разносторонне, не только с высоты наших сегодняшних знаний об экономике, но и с позиций их времени. Для нас стало очевидным, что даже заблуждения великих экономистов служат интересам прогресса этой науки.

На будущее хотелось бы пожелать не терять интереса к истории экономической мысли и стремиться самим делать эту историю!!!

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова И. И. История экономических учений. М.: ВиМ. 1997.

2. Аникин А. В. Юность науки. М.: Политиздат. 1985.

3. Бартенев С. А. Экономические теории и школы: Курс лекций. М.: Изд-во БЕК. 1996.

4. Бартенев С. А. История экономических в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 1998.

5. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999

6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994.

7. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М.: Мысль. 1987–1997.

8. Дени А. История экономической мысли (на бел. яз.): Пособие для студентов. Мн.: Технология. 1996

9. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова и др. М.: Инфра-М. 2000.

10. История экономических учений (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998.

11. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. Шмарловской. Мн.: ООО Новое знание. 2000.

12. История экономической мысли в России. М.: ЮНИТИ. 1996.

13. Костюк В. Н. История экономических учений: Учебное пособие. М.: Центр. 1997.

14. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело. 1996.

15. Научитель М. В. История экономических учений. Мн.: Право и экономика. 2003.

16. Негиши Т. История экономической теории: Учебник. М.: АО «Аспект Пресс». 1995.

17. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 1968.

18. Рыжов И. В. История экономических учений. М.: Перспектива. 2004.

19. Тарушкин А. Б. Институциональная экономика: Учебное пособие. Питер, 2004.

20. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Владос. 1997.

21. Экономическая теория: Хрестоматия (сост. Борисов Е. Ф.). М.: Высшая школа. 1995.

22. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: Экономика. 1997.

23. Монографии, статьи, хрестоматии:

24. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика. 1992.

25. Акулов В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможности использования в современной экономике. СПб., 1993.

26. Аникин А. В, Аникин В. А. Уильям Петти. М.: Экономика. 1986.

27. Аникин А. Адам Смит. М.: Молодая гвардия. 1968.

28. Античный способ производства в источниках. Л., 1933.

29. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов. 1993.

30. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль. 1975–1983.

31. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

32. Архашастра, или Наука политики. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

33. Архитектор макроэкономики / Дж. М. Кейнс и его макроэкономическая теория) / Г. Пайда, О. Мамедов, Ж. Адилова и др. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.

34. Афанасьев В. С. Давид Рикардо. М.: Экономика. 1988.

35. Бастиа Ф. Экономические гармонии и другие работы. М.: Изд-во К. Т. Солдатенкова. 1896.

36. Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. М.: Международные отношения. 1994.

37. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Зима 1993. 1. Вып. 1.

38. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Вест. Санкт-Петерб. Ун-та. Сер. 5. Экономика. Вып. 3. 1993.

39. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 2, 3.

40. Бем-Баверк Е. Капитал и прибыль. История и критика теорий процента на капитал. Спб., 1909.

41. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные вопросы, пути обновления. М.: Мысль. 1991.

42. Бункина М. К. Монетаризм. М.: АО «ДИС». 1994. 80 с.

43. Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // Вопросы экономики. 1990. № 6. С. 7–15.

44. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. (Нобелевская лекция, 1986) // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 104–114.

45. Бьюкенен Дж. Политическая экономия государства благосостояния // МэиМО. 1996. № 5. С. 46–52.

46. Бьюкенен Дж. Расчет согласия // Сер. Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа. 1997.

47. Бьюкенен Дж. Границы свободы // Сер. Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа. 1997.

48. Вайнтрауб С. Хиксианское кейнсианство: величие и упадок // Современная экономическая мысль. М., 1981.

49. Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа. 1993.

50. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1984.

51. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. М.: тип. Безобразова. 1860.

52. Горский Д. П. Трудовая теория стоимости: критический анализ концепции К. Маркса // Вопросы философии. 1992. № 12.

53. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс. 1969.

54. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс. 1976.

55. Джевонс У. С. Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа. 1993.

56. Джевонс У. С. Политическая экономия. СПб.: Народная польза. 1905.

57. Древнекитайская философия. Сборник текстов: В 2 т. М.: Мысль. 1972–1973.

58. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. М.: Экономика. 1988.

59. Дэвидсон П. Посткейнсианская теория денег и проблема инфляции // Современная экономическая мысль. М., 1981.

60. Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль. 1980.

61. История русской экономической мысли / Под ред. А. И. Паш-кова). В 3 т. М.: Госполитиздат. 1955.

62. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // МЭиМО. 1989. № 12.

63. Капелюшников Р. В. В наступлении – homo economicus // МЭиМО. 1989. № 4.

64. Капелюшников Р. И. Теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М., 1991.

65. Капелюшников Р. И. Экономический подход к человеческому поведению Гэри Беккера // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11–12.

66. Катон М. П. Земледелие. М.–Л.: Изд-во АН СССР. 1950.

67. Кейнс Дж. М. Заметки о меркантилизме, законах против ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления // Избранные произведения. М.: Экономика. 1993.

68. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М.: Экононов. 1993. Т. 2.

69. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ. 2002.

70. Кейнс Дж. М. Экономические последствия Версальского мирного договора. М.: Гос. изд. 1922.

71. Кейнс Дж. М. Трактат о денежной реформе. М.: Экономическая жизнь. 1925.

72. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: СОЦЭКГИЗ. 1960.

73. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М.: Экономика. 1992.

74. Классики кейнсианства. В 2 т. М.: Экономика. 1997.

75. Климович Л. А. Идеи свободного рынка Ф. Хайека // Вестник БГУ. 1998. № 2. С. 47–50.

76. Кондратьев Н. Д. Избр. соч. М.: Экономика. 1993.

77. Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М.: Наука. 1986.

78. Коуз Р. Фирма, рынок, право. Н.-Й.: Телекс. 1991.

79. Крижанич Ю. Политика / Пер. и коммент. А. А. Гольдберг. М.: Наука. 1965.

80. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.–Л.: Academia. 1935.

81. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. М.–Я. М.: Прогресс. 1992. Т. II.

82. Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма. Полн. собр. соч. Т. 23.

83. Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Т. 27.

84. Леонтьев В. В. Экономические эссе. М.: Политиздат. 1990.

85. Лившиц А. Неоконсерватизм: проблемы инфляции // Экономические науки. 1989. № 4.

86. Лившиц А. Я. Монетаризм: концепция экономической политики. М.: ВИНИТИ. 1983.

87. Лист Ф. Национальная система политической экономии. Спб.: изд. А. Э. Мертенса. 1891.

88. Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М.–Л.: Госиздат. 1929.

89. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. М.: Эконов. 1993. Т. 2.

90. Майбурд Е. М. Богатство народов // ЭКО. № 10. С. 121–133.

91. Макашева Н. А. Консервативное направление в современной экономической науке: неоавстрийская школа. М.: ИНИОН. 1987.

92. Макашева Н. А. Современный монетаризм и кризис буржуазных экономических теорий. М.: ИНИОН. 1985.

93. Макашева Н. А. Этические основы экономической теории. М.: ИНИОН. 1993.

94. Мануйлов А. Понятие ценности по учению экономистов классической школы. М., 1913.

95. Маркс. Капитал. Т. 1–3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 23–26.

96. Маркс К. К критике политической экономии. М.: Политиздат. 1990.

97. Маркс К. Заработная плата, цена и наемный труд и капитал. М.: Политиздат. 1990.

98. Маркс К. Критика Готской программы. М.: Политиздат. 1989.

99. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М.: Прогресс. 1993.

100. Меркантилизм / Под ред. И. С. Плотникова. Л.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ. 1935.

101. Мизес Л. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.

102. Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993.

103. Мизес Л. Социализм: экономический и социологический анализ. М.: Catallaxy. 1993.

104. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. 1–3. М., 1980–1981.

105. Милль Дж. С. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука. 1995.

106. Минский Х. Экономическая теория Кейнса: общий взгляд на деньги // Современная экономическая мысль. М., 1981.

107. Митчел У. Экономические циклы: Проблема и ее постановка. М.–Л.: Госиздат. 1930.

108. Мюллер К. Неокейнсианство. М., 1977.

109. Некоторые вопросы теории и использования производственных функций. М.: ВЦ АН СССР. 1988.

110. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ». 2000.

111. Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 42–57.

112. Никитин С., Майбурд Е. Экономическая теория Маркса: наука или идеология? // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 3.

113. Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа. 1997.

114. Носова С. С. Пути выхода из экономического кризиса: модели мультипликатора-акселератора. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад. 1993.

115. Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69–91.

116. Норт Д. С. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик. М.: Catallaxy, институт Катона. 1993. С. 307–319.

117. Норт Д. И. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 3–16.

118. Нуреев Р. М. Институционализм:прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики. 1999. № 1. С. 125–129.

119. Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Теория общественного выбора // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 129–160.

120. Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика. 1996.

121. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Экономика. 1995.

122. Ойкен В. Экономические системы // THESIS. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2.

123. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2000.

124. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы. 1995.

125. Осадчая И. Кейнс и современная буржуазная политэкономия. М., 1965.

126. Осадчая И. Эволюция кейнсианства в условиях «консервативного сдвига» // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 9.

127. Осадчая И. М. Кейнс и современная буржуазная политэкономия. М., 1965.

128. Осадчая И. М. Консерватизм против реформизма. М., 1984.

129. Осадчая И. М. Современное кейнсианство. Эволюция кейнсианства и неоклассический синтез. М., 1971.

130. Отмахов П. А. Вирджинская школа в американской политической экономии // Проблемы американистики. Вып. 8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее. М.: Изд-во МГУ. 1990. С. 325–340.

131. Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж. И др. Архитектор макроэкономики (Дж. М. Кейнс и его макроэкономическая теория). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.

132. Парето В. Чистая экономия. Воронеж, 1912

133. Парето В. Трансформация демократии // Тексты по истории социологии XIX–XX веков: Хрестоматия. М., 1994.

134. Петти У. Избранные работы: Трактат о налогах и сборах. М.: Ось-89. 1997.

135. Петти У. Экономические и статистические работы. М.: СОЦЭКГИЗ. 1940.

136. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. М.: Прогресс. 1985. Т. 1. 512 с. Т. 2. 454 с.

137. Пияшева Л. И., Пинскер Б. С. Экономический неоконсерватизм: теория и международная политика. М.: Международные отношения, 1988.

138. Платон. Соч.: В З т. М.: Мысль. 1968–1972.

139. Платонов Д. Н. Иван Посошков. М.: Экономика. 1989.

140. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.–Л., 1953.

141. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М.: Изд-во АН СССР. 1951.

142. Природа фирмы / Пер. с англ. М.: Дело. 2001.

143. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч. В 3 т. М.: Госполитиздат. 1955. Т. 1.

144. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. М.: Эконов. 1993. Т. 1.

145. Рих А. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996. Т. 2.

146. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.

147. Робинсон Дж. Накопление капитала. М., 1991.

148. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс. 1986.

149. Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» К. Маркса. М., 1983.

150. Рошер В. Начала народного хозяйства. М.: тип. В. Грачева и К. 1860. Т. 1.

151. Русская правда. М.–Л., 1947.

152. Сакс Дж., Ларрен Ф. Экономическая конвергенция и экономическая политика // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 13–18.

153. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. 2, гл. 40, 41. М.: Алгон. 1992.

154. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 1968.

155. Сисмонди Ж. С. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению: В 2 т. М.: СОЦЭКГИЗ. 1937.

156. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1962.

157. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Эконов. 1993. Т. 1.

158. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика. 1997.

159. Современная экономическая мысль / Под ред. Вайнтрауба. М.: Прогресс. 1981.

160. Солоу Р. Перспективы теории роста // МЭиМО. 1996. № 8. С. 69–77.

161. Солодков В. М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6.

162. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М.: изд. К. Т. Солда-тенкова. 1896.

163. Теория потребительского поведения. СПб.: Экономическая школа. 1993.

164. Теория фирмы. СПб: Экономическая школа. 1995.

165. Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения. М.: СОЦЭКГИЗ. 1961.

166. Усоскин В. М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. М.: Мысль. 1989.

167. Усоскин В. М. Количественная теория денег: историко-эволюци-онный аспект // Экономическая история: проблемы, исследования, дискуссии. М.: Наука. 1994.

168. Уэллс П. Неравновесная теория занятости Кейнса //Современная экономическая мысль. М., 1981.

169. Фишер И. Покупательная сила денег, ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам. М.: Фин. изд. НКФ СССР. 1925.

170. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф пресс, 1996.

171. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа. 1993. С. 250–303.

172. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 4.

173. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. Мн., 1990.

174. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика. 1992.

175. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МэиМО. 1989. № 12.

176. Хайек Ф. А. Частные деньги. М.: Институт национальной модели экономики. 1996.

177. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во «Новости». 1992.

178. Хансен Э. Послевоенная экономика США. М.: Прогресс. 1966.

179. Харрод Р. К теории экономической динамики. М.: Иноиздат. 1959.

180. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс. Универс. 1993.

181. Хэмберг Д. Ранняя теория роста: модели Домара и Харрода // Современная экономическая мысль. М., 1981.

182. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991.

183. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М.: Высшая школа. 1980.

184. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.

185. Хрестоматия по истории халифата. М., 1961.

186. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика. 1996.

187. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1998.

188. Шаститко А. Е. Экономическая теория институтов. М., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.