Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 1. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии

Дополнительная

Основная

1. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 91-98.

2. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2011.

3. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: базовый курс: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012.

5. Хвостова К.В. Особенности истины и объективности в историческом знании // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 27-37.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

2. Вебер М. Исследования по методологии наук – М.: ИНИОН, 1980.

3. Гадамер Г.Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: А-cad, 1994. – 408 с.

5. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012.


 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

 

Отличительная черта науки определяется специфичностью ее методов. Как мы помним из прошлой лекции, научный метод – способ получения новых знаний в науке. Реализация научного метода приводит к тому, что научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

- система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

- учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Философия и методология науки являются признанной и престижной областью философских исследований, за которой стоит достаточно большая традиция. Мыслители, внесшие наиболее заметный вклад в эту сферу исследований, имели по большей части физическое образование, а зачастую сами были крупными физиками. Люди с другим образованием представлены в философии науки значительно меньше. Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что современная философия науки фактически является философией физики.

Философская рефлексия над методологическими основаниями гуманитарного знания более молода и не имеет за собой такой сложившейся традиции, как философия и методология физико-математического знания. Поэтому подчас первая демонстрирует некоторую наивность по сравнению с последней, и это указывает на настоятельную необходимость развивать методологию гуманитарного познания.

А, между тем, актуальность данной проблемы весьма велика для будущих юристов, поскольку юриспруденция – наука социально-гуманитарная. Непонимание этой специфики, некритический перенос популярных методологических установок естествознания в сферу юриспруденции не только непродуктивен, но и очень часто просто социально опасен. Ведь очень многие неудавшиеся социальные эксперименты «проваливаются» как раз из-за недостаточного осознания специфики того «материала», с которым работает практик.

И если рассматривать методологию социально-гуманитарного познания, то она началась на базе физических идей и представлений, а уже потом стала постепенно освобождаться от влияния своей «старшей сестры» – естественнонаучной методологии.

В рамках данной лекции мы проследим не только историю этого «освобождения» (вопрос 1 лекции), но и современное состояние методологии социально-гуманитарного знания (вопрос 2 лекции).

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историческая динамика знания. Парадигма | Вопрос №1. Эволюция представлений о методологии социально-гуманитарного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.