КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифологическая картина мира. Древний Египет
Классификация наук
Дифференциация (возникновение и обособление) отдельных наук, главным образом в сфере естествознания, происходила особенно быстро в Новое время (XVII – XVIII века) и продолжается до сих пор. Отдельные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, тогда как ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и гуманитарные. По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования — теоретические и эмпирические и т.д. Естествознанием называется система наук о природе. Физика, химия, геология и биология относятся к числу основных отраслей современного естествознания. Кроме того, в современном естествознании существует множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями, о взаимопроникновении ранее обособленных наук. Каждая основная отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами материи, на ряд научных дисциплин. Химия, например, подразделяется на неорганическую и органическую (по характеру объекта) и аналитическую химию (по методу). Биология подразделяется на зоологию и ботанику (по характеру объекта); по методу и вместе с тем по предмету в сфере биологии выделяют морфологию, анатомию и физиологию: первые две науки изучают форму и внутреннее строение организмов, физиология — их функции и т.д. Между естественными науками существуют такие, которые изучают развитие целых совокупностей материальных объектов, включающих в себя различные их формы. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология).
Абстрагирование от качеств, физического содержания явлений природы и ограничение исследования их количественной стороной лежит в основе математики.Предметом математики является не какая-либо особая форма материи и ее движения, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Математика по отношению к естествознанию выступает в качестве его аппарата — особого приема исследования и обобщения опытного материала. Предметом изучения гуманитарных наук является общество и человек. Общественные науки многочисленны, но могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические науки, изучающие общество как целое, экономические науки, отражающие общественное производство и отношения людей в процессе производства, и государственно-правовые науки, предметом изучения которых являются государственная структура, политика, отношения в общественных системах. Науки о человеке и его мышлениисоставляют отдельное направление научного познания. Человек рассматривается как объект изучения различными науками в различных аспектах. Мыслительные и психологические способности человека изучаются психологией — наукой о человеческом сознании и психике. Формы правильного мышления изучает логика. Границы между выделенными научными направлениями весьма условны. Это касается и естественных, и гуманитарных наук. На стыке наук появляются новые научные направления, увеличивающие дифференциацию (разделение) науки. Но идет и противоположный процесс интеграции(объединения) научных направлений. Интеграция стала необходима для получения новых знаний, не доступных методам, используемым в узких научных направлениях.
В целом классификацию наук можно представить в следующем виде. 1. Естественные науки: 1.1. Астрономия, астрофизика. 1.2. Физика, техническая физика, электроника. 1.3. Механика, прикладная механика. 1.4. Химическая физика, физическая химия. 1.5. Химия, химико-технологические науки. 1.6. Геохимия, биохимия. 1.7. Геология, горное дело. 1.8. География. 1.9. Биология, сельскохозяйственные науки. 1.10. Физиология человека, медицинские науки. 1.11. Математические науки: математика, прикладная математика, матлогика.
2. Гуманитарные науки: 2.1. История. 2.2. Экономика. 2.3. Социология. 2.4. Психология. 2.5. Философия. 2.6. Филология. 2.7. Юриспруденция. 2.8. Искусствоведение.
3. Синтетические науки: 3.1. Общая теория управления: теория информации, теория программирования, теория автоматов и т.д. 3.2. Синергетика — теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем. 3.3. Экология.
Каждая из перечисленных наук — это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин. В науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, который обнаруживает множество проблем. Наука перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации. Наука всегда была для человека лишь одной из форм постижения бытия. И вера в чудодейственность науки, в ее способность в одиночку, самостоятельно решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения XX века, именно в этом веке стала угасать. Поубавилось оптимизма в отношении будущности человечества. И формы иного – не естественнонаучного – постижения человека и мира, существовавшие в рамках культур различных народов, позволяют, оценив предназначение и цели этих форм постижения, выявить проблемы естественнонаучного познания, понять его несоответствие этим целям и необходимость дополнительных методов познания. Таким образом, чтобы обнаружить и осмыслить проблемы естествознания, лучше всего сопоставить (сравнить) его с другими – альтернативными ему – видами познания реальности, существовавшими до его возникновения и помогавшими человеку выживать на протяжении нескольких тысячелетий.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |