Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологическая картина мира. Древний Египет




Классификация наук

 

Дифференциация (возникновение и обособление) отдельных наук, главным образом в сфере естествознания, происходила особенно быстро в Новое время (XVII – XVIII века) и продолжается до сих пор.

Отдельные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, тогда как ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и гуманитарные. По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования — теоретические и эмпирические и т.д.

Естествознанием называется система наук о природе. Физика, химия, геология и биология относятся к числу основных отраслей современного естествознания. Кроме того, в современном естествознании существует множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями, о взаимопроникновении ранее обособленных наук.

Каждая основная отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами материи, на ряд научных дисциплин. Химия, например, подразделяется на неорганическую и органическую (по характеру объекта) и аналитическую химию (по методу). Биология подразделяется на зоологию и ботанику (по характеру объекта); по методу и вместе с тем по предмету в сфере биологии выделяют морфологию, анатомию и физиологию: первые две науки изучают форму и внутреннее строение организмов, физиология — их функции и т.д.

Между естественными науками существуют такие, которые изучают развитие целых совокупностей материальных объектов, включающих в себя различные их формы. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология).

Абстрагирование от качеств, физического содержания явлений природы и ограничение исследования их количественной стороной лежит в основе математики.Предметом математики является не какая-либо особая форма материи и ее движения, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Математика по отношению к естествознанию выступает в качестве его аппарата — особого приема исследования и обобщения опытного материала.

Предметом изучения гуманитарных наук является общество и человек. Общественные науки многочисленны, но могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические науки, изучающие общество как целое, экономические науки, отражающие общественное производство и отношения людей в процессе производства, и государственно-правовые науки, предметом изучения которых являются государственная структура, политика, отношения в общественных системах.

Науки о человеке и его мышлениисоставляют отдельное направление научного познания. Человек рассматривается как объект изучения различными науками в различных аспектах. Мыслительные и психологические способности человека изучаются психологией — наукой о человеческом сознании и психике. Формы правильного мышления изучает логика.

Границы между выделенными научными направлениями весьма условны. Это касается и естественных, и гуманитарных наук. На стыке наук появляются новые научные направления, увеличивающие дифференциацию (разделение) науки. Но идет и противоположный процесс интеграции(объединения) научных направлений. Интеграция стала необходима для получения новых знаний, не доступных методам, используемым в узких научных направлениях.

В целом классификацию наук можно представить в следующем виде.

1. Естественные науки:

1.1. Астрономия, астрофизика.

1.2. Физика, техническая физика, электроника.

1.3. Механика, прикладная механика.

1.4. Химическая физика, физическая химия.

1.5. Химия, химико-технологические науки.

1.6. Геохимия, биохимия.

1.7. Геология, горное дело.

1.8. География.

1.9. Биология, сельскохозяйственные науки.

1.10. Физиология человека, медицинские науки.

1.11. Математические науки: математика, прикладная математика, матлогика.

 

2. Гуманитарные науки:

2.1. История.

2.2. Экономика.

2.3. Социология.

2.4. Психология.

2.5. Философия.

2.6. Филология.

2.7. Юриспруденция.

2.8. Искусствоведение.

 

3. Синтетические науки:

3.1. Общая теория управления: теория информации, теория программирования, теория автоматов и т.д.

3.2. Синергетика — теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем.

3.3. Экология.

 

Каждая из перечисленных наук — это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин. В науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, который обнаруживает множество проблем. Наука перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации.

Наука всегда была для человека лишь одной из форм постижения бытия. И вера в чудодейственность науки, в ее способность в одиночку, самостоятельно решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения XX века, именно в этом веке стала угасать. Поубавилось оптимизма в отношении будущности человечества.

И формы иного – не естественнонаучного – постижения человека и мира, существовавшие в рамках культур различных народов, позволяют, оценив предназначение и цели этих форм постижения, выявить проблемы естественнонаучного познания, понять его несоответствие этим целям и необходимость дополнительных методов познания.

Таким образом, чтобы обнаружить и осмыслить проблемы естествознания, лучше всего сопоставить (сравнить) его с другими – альтернативными ему – видами познания реальности, существовавшими до его возникновения и помогавшими человеку выживать на протяжении нескольких тысячелетий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.