КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Модель антикризисного управляющего
Антикризисный управляющий – это тип руководителя, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее. Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность. Специальность 062000 “Антикризисное управление” уникальна сплавом предметных областей. Специальности, составляющие ее основу, – менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет. Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего (см. Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях: • право в объеме, необходимом для работы по антикризисному управлению; • основы оценки бизнеса и оценки недвижимости; • основы теории маркетинга; • основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;
• основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством. Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе деятельности антикризисного управляющего. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование. Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его “умения” можно классифицировать по следующим основным группам. Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %): • умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели; умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль; • умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры; • умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности; • умения делегировать полномочия, функции, власть; • умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять; • умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.
Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой – из двадцати), компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность. Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Эта группа имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии. Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще и у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, менеджер может обладать набором личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на одинаковом или более высоком уровне. Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста уровня квалификации самого менеджера по АКУ. Определим: • Авторитет есть мера того, насколько подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы. • Престиж – это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных. Итак, высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность и др. Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура – личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д. Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как: 1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить “вглубь”; 2) сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы; 3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет; 4) обосновать концепции надежности и законности; 5) предусмотреть различные пути проведения контроля; 6) интерпретировать отсутствие адекватного ответа. Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы. Следующей важной составляющей модели антикризисного управляющего является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт – тип личности, характеризующийся общительностью, способный легко принимать все новое, но часто бросать начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт – тип личности, характеризующийся замкнутостью, который в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит “белой вороной”. У него хорошо развита интуиция: он способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта. По темпераменту существуют четыре основных типа: сангвиник – тип темперамента человека, характеризующийся спокойствием, уравновешенностью, подвижностью, адекватной самооценкой, трудолюбием. Его слабой чертой является неумение быстро перестраиваться в новых условиях; флегматик – тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной устойчивостью, замедленностью темпа мышления, заниженной самооценкой, инертностью, необходимостью периода адаптации для вхождения в новую среду; холерик – тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью, подвижной мимикой, ускоренным темпом мышления, высокой коммуникабельностью, активностью. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) у человека, обладающего данным темпераментом, чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена; меланхолик – тип темперамента человека, характеризующийся эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью, высокой степенью тревожности, подверженностью стрессам в изменяющихся условиях. Человек, обладающий данным темпераментом, хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей. В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темперамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выраженными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией. Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, “сквозных”, а также возникающих на стыке нескольких областей знаний предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего. Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: 1. Стратегическая функция антикризисного управляющего – постановка целей организации на основе анализа ситуации и прогнозов, координация процессов разработки стратегии и составления плана. 2. Административная функция антикризисного управляющего – контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний. 3. Экспертно-инновационная функция антикризисного управляющего – постоянное, целенаправленное изучение новшеств в различных сферах экономики, их квалифицированная оценка и селекция, создание условий для безотлагательного внедрения в практику наиболее значимых из них. 4. Воспитательная функция антикризисного управляющего – создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения. 5. Лидирующая функция антикризисного управляющего – функция инициатора и интегратора деятельности, следящего, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От выполнения этой функции зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |