КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вкладыши, листовки
Информационно-просветительская функция рекламы. Реклама в книжной торговле
Малые формы рекламирования широко использовались в книжной торговле. Например, листовки. Они, как правило, содержали списки (часто аннотированные) новой литературы, поступившей в продажу, с указанием адреса и телефона книготоргового предприятия, где ее можно приобрести. В городах листовки и другие малоформатные рекламные средства нередко рассылались постоянным посетителям на дом, так как многие крупные книжные магазины вели специальную адресную картотеку. Например, в 1936 г. в Москве проводился двухдекадник обслуживания индивидуальных потребителей, в ходе которого было разослано 48 тыс. информационных писем, 4 млн. 560 тыс. экземпляров различных каталогов и листовок. Хотя, конечно, в «обычном режиме» интенсивность подобной рассылки была меньшей, такая работа с потребителем не была чем-то уникальным. На селе адресная рассылка практиковалась меньше, ею в основном была охвачена местная интеллигенция: учителя, агрономы, механизаторы, зоотехники и т.п. Зато «непрямая рассылка» достигала иногда, особенно во время важнейших сельскохозяйственных кампаний (сев, уборка, хлебосдача), уровня крупномасштабной акции. Например, в период посевной 1933 г. над полями колхозов и совхозов Северокавказского региона с аэропланов разбрасывались листовки «Книгу на службу весеннему севу. Что читать колхознику» с перечнем предлагаемых книг. Завершал листовку следующий текст: «Книги можно приобрести в г. Новочеркасске и книжных магазинах Книгоцентра, в киосках при МТС, в лавке сельпо, у письмоносцев почты». Помимо адресной рассылки, книготорговая сеть проводила и повседневную рекламно-справочную работу с посетителями магазинов. Этим целям, в частности, служили всевозможные внутрима-газинные «немые справки»: справочно-библиографические стенды, «уголки покупателей», плакаты и т.д. Естественно, что посетители могли получить и «живую» справку у продавца. В больших магазинах центральных городов для этих целей существовали специальные штатные библиографы.
Все эти подсобные рекламные средства весьма обогатили палитру рекламы 30-х годов.
Автор определяет, что задача рекламы _ «пропаганда советских товаров внедрение в быт новых товаров, воздействие на развитие спроса и его формирование... Ускорение реализации товара способствует ускорению темпа социалистического производства». Так перебрасывается теоретический мостик, связывающий текущие представления о роли рекламной коммуникации, с теми, которые аргументированно выдвигались специалистами в довоенные годы. В.В. Васильев вновь и вновь подчеркивает информационно-просветительскую функцию рекламы. Он детально рассматривает возможности в этом отношении различных рекламных средств и рекомендует уделять серьезное внимание малым жанрам рекламы, в частности, вкладышам. Он пишет: «Вкладыши можно подразделить на рекламирующие отдельные товары, торговые предприятия и ассортимент их товаров и вкладыши-»памятки», которые наряду с рекламой данного предприятия или товара дают покупателю полезные практические советы». В книге упоминается пример подобных «памяток», которые распространял трест «Ростекстильшвейторг». Эти вкладыши, с одной стороны, сообщают об ассортименте товаров в магазинах треста, а с другой – публикуют справку о том, как стирать изделия из натурального и искусственного шелка. Рекомендуются, определенный сорт мыла, приемы рациональной сушки и глажки выстиранных материй и т.п. Автор ратует за то, чтобы в подобных вкладышах, сопровождающих и иные товары, могли «сообщаться рецепты для приготовления детской пищи, советы спортсменам и охотникам, правила пользования радиоприемниками различных марок и т.п. Вкладыши следует снабжать иллюстрациями».
Это не просто теоретический разговор – в реальности производились массы подобных вкладышей. В книге Васильева есть немало подобных примеров. Так, накануне нового 1951 г. к покупателям попадали вкладыши, призывающие новыми покупками отметить праздник. В этот период в большом ходу были «Сборные рекламные листки». Они выпускались большими тиражами в связи с предстоящими значительными событиями: Новым годом, юбилеем Октября, началом учебного года и т.п. Вот листок, озаглавленный «В помощь покупателю: торговая реклама и информация». На странице помещены предложения различных фирм. В самом верху страницы призыв: «Встречайте Новый год в ресторанах Мосресторантреста. Открыта запись на столики в ресторанах». И далее список адресов и телефонов тех заведений, которые ожидают клиентов. Затем идут сообщения о винах «Мосвинзавода» и ассортименте мороженого Главхладпрома. В нижней части листка еще один призыв: К новому году покупайте лучшие фрукты, овощи и вина в фирменных магазинах Молплодовощторга. Каждое из этих обращений иллюстрировано и сверстано в меру пристойно. Однако однотипность конструируемых текстов, «новояз» труднопроизносимых фирменных аббревиатур, лобовая натуралистичность иллюстративных элементов придают этим листкам монотонность и гнетущую унификацию. В различные рекламные формы проникало сковывающее воздействие всеобщей стандартизации. Вскоре после войны Министерство торговли СССР выпустило циркуляр № 163 «Правила устройства и содержания вывесок», который закрепил на новом этапе развития страны уныло-однообразное оформление вывесок, введенное в 30-е годы. Процесс всеобщей унификации пагубно повлиял и на ту область рекламного творчества, которая в предыдущие годы отличалась талантом и вдохновением – сферу политического и социального плаката. Начало 50-х – пора, когда в любой идеологической сфере на фоне всеохватывающего культа личности И.В. Сталина малейшее отступление от устоявшихся догм могло грозить их авторам большими неприятностями.
В 50-е годы яркие художники военной поры В. Корецкий, В. Иванов, Н. Ватолина создают и публикуют все более трафаретные, однотипные композиции, являют публике однообразно жизнерадостных действующих лиц, разительно похожих друг на друга. Наступает творческий кризис, воздействие которого на облик плакатной продукции будет сказываться до середины 60-х. О его проявлениях современные искусствоведы напишут следующее: В конце 50-х гг. были в значительной мере утрачены такие действенные художественные средства плаката, как образно-наглядное сравнение, гипербола, метафора, аллегория, сопоставление, смелый гротеск, преувеличение, символическое обобщение. В этой цитате перечислены те теперь утраченные творческие особенности, которые отличали работы лучших мастеров в период Отечественной войны. Талантливый плакатист В. Корецкий, создавший отмеченный нами плакат «Восстановим!», производит в послевоенный период немало стандартной изобразительной продукции. Еще раз отметим, что «леденящая» унификация накладывала «вето» на любые яркие творческие проявления. Усугубившийся культ личности не терпел ни малейших отступлений от признанных ранее догм. К тиражированию допускались плакаты, прошедшие многоэтапные цензурные инстанции. Большинство свежих творческих приемов отвергалось. Малейшее отступление от натуралистичности трактовалось как недопустимый формализм.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |