Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вкладыши, листовки




Информационно-просветительская функция рекламы.

Реклама в книжной торговле

 

Малые формы рекламирования широко использовались в книжной торговле. Например, лис­товки. Они, как правило, содержали списки (часто аннотированные) новой литературы, поступившей в продажу, с указанием адреса и телефона книготоргового предприятия, где ее можно приобрести. В городах листовки и другие малоформатные рекламные средства нередко рассылались постоянным посетителям на дом, так как многие крупные книжные магазины вели специаль­ную адресную картотеку. Например, в 1936 г. в Москве проводился двухдекадник обслуживания индивидуальных потребителей, в ходе которого было разослано 48 тыс. информационных писем, 4 млн. 560 тыс. экземпляров различных каталогов и листовок. Хотя, конеч­но, в «обычном режиме» интенсивность подобной рассылки была меньшей, такая работа с потребителем не была чем-то уникальным.

На селе адресная рассылка практиковалась меньше, ею в основ­ном была охвачена местная интеллигенция: учителя, агрономы, ме­ханизаторы, зоотехники и т.п. Зато «непрямая рассылка» достигала иногда, особенно во время важнейших сельскохозяйственных кампа­ний (сев, уборка, хлебосдача), уровня крупномасштабной акции. На­пример, в период посевной 1933 г. над полями колхозов и совхозов Северокавказского региона с аэропланов разбрасывались листовки «Книгу на службу весеннему севу. Что читать колхознику» с переч­нем предлагаемых книг. Завершал листовку следующий текст: «Книги можно приобрести в г. Новочеркасске и книжных магазинах Книгоцентра, в киосках при МТС, в лавке сельпо, у письмоносцев почты».

Помимо адресной рассылки, книготорговая сеть проводила и повседневную рекламно-справочную работу с посетителями мага­зинов. Этим целям, в частности, служили всевозможные внутрима-газинные «немые справки»: справочно-библиографические стенды, «уголки покупателей», плакаты и т.д. Естественно, что посетители могли получить и «живую» справку у продавца. В больших магази­нах центральных городов для этих целей существовали специальные штатные библиографы.

Все эти подсобные рекламные средства весьма обогатили па­литру рекламы 30-х годов.

 

 

Автор определяет, что задача рекламы _ «пропаганда советских товаров внедрение в быт новых товаров, воздействие на развитие спроса и его формирова­ние... Ускорение реализации товара способствует ускорению темпа социалистического производства».

Так перебрасывается теоретический мостик, связывающий те­кущие представления о роли рекламной коммуникации, с теми, которые аргументированно выдвигались специалистами в довоен­ные годы. В.В. Васильев вновь и вновь подчеркивает информацион­но-просветительскую функцию рекламы. Он детально рассматривает возможности в этом отношении различных рекламных средств и рекомендует уделять серьезное внимание малым жанрам рекламы, в частности, вкладышам. Он пишет: «Вкладыши можно подразделить на рекламирующие отдельные товары, торговые предприятия и ас­сортимент их товаров и вкладыши-»памятки», которые наряду с рекламой данного предприятия или товара дают покупателю полез­ные практические советы».

В книге упоминается пример подобных «памяток», которые распространял трест «Ростекстильшвейторг». Эти вкладыши, с од­ной стороны, сообщают об ассортименте товаров в магазинах треста, а с другой – публикуют справку о том, как стирать изделия из натурального и искусственного шелка. Рекомендуются, определен­ный сорт мыла, приемы рациональной сушки и глажки выстиран­ных материй и т.п. Автор ратует за то, чтобы в подобных вклады­шах, сопровождающих и иные товары, могли «сообщаться рецепты для приготовления детской пищи, советы спортсменам и охотни­кам, правила пользования радиоприемниками различных марок и т.п. Вкладыши следует снабжать иллюстрациями».

Это не просто теоретический разговор – в реальности произво­дились массы подобных вкладышей. В книге Васильева есть немало подобных примеров.

Так, накануне нового 1951 г. к покупателям попадали вклады­ши, призывающие новыми покупками отметить праздник.

В этот период в большом ходу были «Сборные рекламные ли­стки». Они выпускались большими тиражами в связи с предстоя­щими значительными событиями: Новым годом, юбилеем Октября, началом учебного года и т.п. Вот листок, озаглавленный «В помощь покупателю: торговая реклама и информация». На странице по­мещены предложения различных фирм. В самом верху страницы призыв: «Встречайте Новый год в ресторанах Мосресторантреста. Открыта запись на столики в ресторанах». И далее список адресов и телефонов тех заведений, которые ожидают клиентов.

Затем идут сообщения о винах «Мосвинзавода» и ассортименте мо­роженого Главхладпрома. В нижней части листка еще один призыв:

К новому году покупайте лучшие фрукты, овощи и вина в фирмен­ных магазинах Молплодовощторга.

Каждое из этих обращений иллюстрировано и сверстано в меру пристойно.

Однако однотипность кон­струируемых текстов, «новояз» труднопроизносимых фирмен­ных аббревиатур, лобовая нату­ралистичность иллюстративных элементов придают этим лист­кам монотонность и гнетущую унификацию.

В различные рекламные формы проникало сковываю­щее воздействие всеобщей стандартизации. Вскоре после войны Министерство торговли СССР выпустило циркуляр № 163 «Правила устройства и содержания вывесок», который закрепил на новом этапе разви­тия страны уныло-однообраз­ное оформление вывесок, вве­денное в 30-е годы.

Процесс всеобщей унифи­кации пагубно повлиял и на ту область рекламного творчества, ко­торая в предыдущие годы отличалась талантом и вдохновением – сферу политического и социального плаката. Начало 50-х – пора, когда в любой идеологической сфере на фоне всеохватывающего культа личности И.В. Сталина малейшее отступление от устоявшихся догм могло грозить их авторам большими неприятностями.

В 50-е годы яркие художники военной поры В. Корецкий, В. Иванов, Н. Ватолина создают и публикуют все более трафарет­ные, однотипные композиции, являют публике однообразно жиз­нерадостных действующих лиц, разительно похожих друг на друга. Наступает творческий кризис, воздействие которого на облик плакатной продукции будет сказываться до середины 60-х. О его проявлениях современные искусствоведы напишут следующее:

В конце 50-х гг. были в значительной мере утрачены такие дей­ственные художественные средства плаката, как образно-наглядное сравнение, гипербола, метафора, аллегория, сопоставление, смелый гротеск, преувеличение, символическое обобщение.

В этой цитате перечислены те теперь утраченные творческие осо­бенности, которые отличали работы лучших мастеров в период Оте­чественной войны. Талантливый плакатист В. Корецкий, создавший отмеченный нами плакат «Восстановим!», производит в послевоен­ный период немало стандартной изобразительной продукции.

Еще раз отметим, что «леденящая» унификация накладывала «вето» на любые яркие творческие проявления. Усугубившийся культ личности не терпел ни малейших отступлений от признанных ранее догм. К тиражированию допускались плакаты, прошедшие многоэтапные цензурные инстанции. Большинство свежих творче­ских приемов отвергалось. Малейшее отступление от натуралистич­ности трактовалось как недопустимый формализм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.