Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация как объект исследования




О проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных наук, а термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарных знаний. Очевидно, что процесс коммуникации развивается и совершенствуется вместе с обществом, происходит его постоянная трансформация. Меняется количество передаваемой информации, возникают новые каналы связи, количество передаваемых и получаемых сообщений непрерывно растет. Происходят и качественные изменения. Некоторые сообщения редуцируются, общение становится более опосредованным. Трансформация затрагивает все уровни коммуникации — от массовой до межличностной. С появлением сети интернет произошло очередное ускорение и увеличение объема информационного обмена. Постепенно складывается мировая система обмена информацией, происходит глобализация коммуникационных каналов. Кроме того, в современном мире быстро развивается техническая и технологическая сторона коммуникации, происходит, так называемая, «виртуализация» общения, последствия и эффекты которой пока еще изучены недостаточно хорошо.

Для успешной социализации, личностного и профессионального роста индивиду приходится отправлять и принимать все больше сообщений, взаимодействовать с различными каналами информации. Происходит непрерывный рост коммуникативных потребностей людей, что в свою очередь ведет к росту социальных рисков, при этом трансформация коммуникационного процесса отражается на всех сферах общественной жизни и общества в целом.

Возрастающее влияние СМИ, которые с одной стороны выступают как ресурс власти и обеспечивают ее поддержку, с другой являются средством контроля над действиями властей, усложняет коммуникационный процесс. Кроме того, непрерывное появление новых законов и подзаконных актов, регулирующих действие СМИ, обусловливает трансформацию коммуникационного процесса.

В духовной сфере трансформация коммуникационного процесса более заметна. Глобализация каналов коммуникации, с одной стороны, расширяет возможности изучения духовных ценностей других народов, с другой, приводит к распространению наиболее примитивных образцов иной, подчас чуждой культуры. Все больше внимания обращается на рекламу как на транслятор идей, ценностей и стереотипов поведения. Трансформация коммуникационного процесса приводит и к изменениям в социальной сфере. Облегчение контактов, всеобщая коммуникационная связанность приводит к изменению идентичностей. Постепенно трансформируются и критерии социальной стратификации, одним из ведущих критериев становится информированность, которая понимается как включенность в наибольшее число коммуникаций. Социально-философский анализ этих явлений позволит ближе подойти к пониманию их сути. Сложность и многоаспектность коммуникации, ее интегрированность во все сферы жизни общества значительно осложняют изучение явления. Пока не сложилось единого подхода к изучению явления коммуникации и нельзя сказать, что понятие «коммуникация» достаточно хорошо определено. Поэтому оно нуждается в уточнении, раскрытии содержания.

Понятие «коммуникация» стало активно применяться и разрабатываться в системе социально-гуманитарного знания только с середины XX в. До этого времени велись исследования общения, изучалась его структура, функции, т. е. закладывались предпосылки современной теории коммуникации.

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие и его процесс и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 г. Ж. Д`Арси впервые акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения материальных и духовных ее составляющих. Коммуникация является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин.

Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода». (Ж. Д’Арси).

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам явления культуры), самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.), природе (коммуникации в мире животных).

Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющего их взаимодействие передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на их взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение определяется экономическими, профессиональными, социальными и иными интересами как процесс взаимодействия субъектов. Социология изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В социологии наряду с межличностной, всесторонне изучается массовая коммуникация, исследуются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических сообществах.

Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.

Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуникации и причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.

Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации (слова и словосочетания в устной и письменной речи), различные функции языка как средства общения. Здесь изучение восприятия информации ее получателем отодвигается на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации. Паралингвистика специализируется на способах невербальной коммуникации (жестах, мимике и др. несловесных средствах коммуникации).

Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы — информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Отдельные отрасли знания занимаются формированием специальных кодов и систем специальных символов и правил, с помощью которых осуществляется информационный обмен. Ряд технических дисциплин изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации с помощью технических систем.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией — разработка диалоговых систем типа "человек—компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны — от создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

В современных условиях внимание к социальному феномену «коммуникация» возросло. Она становится объектом исследования на различных уровнях и в различных понятиях: культурологическом, социологическом, политологическом, философском, психологическом, лингвистическом, и т. д. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Сегодня представления Н. Лумана о коммуникации как о характеристике самого общества, его утверждения о том, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации», что «только коммуникация может осуществлять коммуникацию», приобретают новый смысл и вызывают особый интерес.

Говоря о науке о коммуникации, признаем, что несмотря на мощное развитие и глобализацию коммуникационных процессов, рост числа публикаций по данной проблеме, науки о коммуникации как определенной области знания пока не существует. Это приводит к значительному отставанию теоретического осмысления феномена от реальных масштабов происходящих процессов. Полученные знания находят свое обобщение в различных справочниках, словарях и энциклопедиях. В 1999 г. в Нью-Йорке был переиздан «Стандартный словарь по коммуникации», насчитывающий более 1200 страниц, несколькими годами раньше появилась «Международная энциклопедия по коммуникации», подводящая своеобразный итог более чем пятидесятилетней истории научных исследований, практики и преподавания социальной коммуникации. Созданы профессиональные ассоциации: Международная коммуникативная ассоциация; Национальная коммуникативная ассоциация США. Наряду с научными исследованиями активно ведется подготовка соответствующих специалистов. Для российской системы образования вузовской специальности по коммуникации, также как и научного направления «коммуникативные исследования» пока не существует, но за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция в подготовке кадров. Первая кафедра коммуникаций была открыта в США более полувека назад. В настоящее время кафедры коммуникативного направления существуют практически во всех ведущих американских и европейских университетах. И в Республике Беларусь введена специальность «специалист по информации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.