Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода к организации процесса воспитания




Деятельностный и личностный подход к организации процесса воспитания.

Принцип культуросообразности.

Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Данный принцип принцип предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей мировой, этнической и региональной культур; решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, художественной, интеллектуальной, нравственной и др.). Определяя цели, содержание, методы воспитания, следует учитывать исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции; побуждать воспитанников к активной творческой деятельности по усвоению и созданию культурных ценностей.

Деятельностный подход предполагает организацию активной творческой деятельности воспитанников, в частности, коллективной творческой деятельности.

Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению с учетом его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и ученики относятся к каждому человеку как к самобытной ценности, а не как к средству для достижения своих целей, признают за ним право на непохожесть на других.

Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует стремление воспитанника к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для развития творческих возможностей ребёнка.

Перечисленные принципы служат для описания других принципов воспитания, интегрируются в них. К подобным принципам относятся следующие.

 

3. Принцип воспитания детей в коллективе.

Этот принцип основан на положении о том, что коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом.

Человек – существо общественное. Поэтому естественным является его стремление к объединению с другими людьми и установлению с ними определенных отношений. Оптимальной средой для этого является коллектив как микромодель общественной системы.

Коллектив является наиболее целесообразной формой организации образа жизни воспитанников, сосредоточивает в себе богатство и многообразие человеческих отношений. Только в коллективе и с его помощью у человека развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества.

В.А, Сухомлинский говорил о том, что коллектив - это сила, воспитывающая заботу человека о человеке, ответственность человека за человека. В коллективе происходит становление духовного благородства, которое является основой дисциплины и ответственности.

В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские умения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

В настоящем коллективе учитываются интересы каждой отдельной личности, коллектив – это средство наиболее тонкого и действенного влияния на отдельную личность.

А.С. Макаренко разработал систему параллельного воздействия, предполагающую воздействие педагога на коллектив и воздествие коллектива на каждого его члена.

 

4. Принцип связи воспитания с жизнью.

Школа, процесс воспитания не могут быть изолированы от жизни. Окружающая жизнь может влиять на воспитанников как положительно, так и отрицательно. Это необходимо учитывать воспитателю. Сам процесс воспитания осуществляется на основе связи с жизнью. Мировоззрение, система отношений учеников к окружающему формируется на основе жизненных примеров.

Реализация этого принципа требует:

- систематически знакомить школьников с текущими событиями внутри страны и за рубежом;

- широко привлекать местный краеведческий материал;

- добиваться понимания учениками роли труда в жизни общества, значения для развития страны экономической базы общества;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к общественному имуществу, к природе;

- воспитывать нетерпимость к проявлению бесхозяйственности и безответственности, к тунеядству, к расхищению общественной собственности.

Таким образом, жизнь помогает воспитывать детей, более того, без опоры на жизненные примеры невозможен процесс воспитания.

С другой стороны, принцип требует относиться к школьнику не только как к воспитаннику, но и как к гражданину, способному создать свою судьбу и улучшить мир окружающих обстоятельств (Ю.П. Азаров).

В соответствии с этим необходимо:

- вовлекать воспитанников в посильную трудовую и другие виды общественно полезной деятельности. При этом участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств;

- привлекать детей к участию в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы сам педагогический процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.

- помогать школьникам определиться с выбором будущей профессии;

- воспитывать ответственное отношение к будущей семейной жизни, культуру общения с окружающими людьми

 

5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей.

Но на определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие у них организаторских умений, обеспечивающих возможность самоуправления, вовлечение воспитанников в коллективную творческую деятельность.

По выражению В.А. Сухомлинского, воспитание – это, прежде всего, деятельность. И в этой деятельности решающую роль играют внутренние духовные силы воспитанника.

Сами дети должны участвовать в процессе организации доступной деятельности, в создании и утверждении нравственных норм в своем коллективе. Задача взрослых – создать оптимальные воспитательные условия, увлечь занятиями, в которых могут проявиться активность, умения и способности учеников.

Но в то же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей. Успех дела решает педагогическое руководство, логика которого предполагает постепенную передачу детям организаторских функций соответственно их возрасту.

Высшей формой духовного самосовершенствования человека является самовоспитание. При самовоспитании ускоряется и становится более эффективным физическое и психическое развитие личности. Наиболее эффективно самовоспитание осуществляется в юношеском возрасте, но приобщать к нему можно уже младших школьников. В этом возрасте формируются субъективные предпосылки самовоспитания – развиваются воля, умения самоорганизации, саморегулирования.

 

6. Принцип сочетания уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.

Этот принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны. Их единство емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

Разумная требовательность продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная и твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Но это не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, ндивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному.

Требовательность должна быть рассчитана на достигнутый уровень развития личности ученика, должна соизмеряться с его возможностями.

Важно следовать определенной системе в предъявлении требований:

- сначала воспитатель выдвигает более простые требования, затем – более сложные;

- наряду с предъявлением новых требований нужно напоминать воспитанникам о ранее усвоенных;

- нельзя предъявлять много требований сразу;

- предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.

У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Разумное требование – норма уважения учителя к самому себе, к воспитаннику. Однако – это не единственное средство проявления уважения. В чем еще проявляется уважение к ребенку?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.