Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютер в современном учебном процессе




Повышение качества общего образования в средней школе и подготовки специалистов высшей школой в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в обра­зовательный процесс. Информатика как научное направление мо­жет рассматриваться при этом на трех уровнях:

• нижний (физический) — программно-аппаратные средства вы­числительной техники и техники связи;

• средний (логический) — информационные технологии;

• верхний (пользовательский) — прикладные информационные системы.

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культу­ре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к «информационному обществу». По прогнозам ученых, такой пе­реход в России намечается в 2050 г., для США и Японии — в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы — в 2030 г. Образование яв­ляется составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образова­ния в основном совпадают с общими положениями информатиза­ции общества в целом.

Первый этан информатизации имеет целевое назначение — ком­пьютеризацию общества. К наиболее существенным результатам этого этапа в области образования можно отнести экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной тех­никой школ и вузов России. Одновременно на этом этапе намеча­ется формирование основ информационной культуры, а также на­чало компьютерного освоения имеющихся информационных фон­дов в образовании.

Второй этап информатизации можно свести к персонализации информационного фонда, что связано с интенсивным применени­ем вычислительной техники на всех уровнях образования, с пере­водом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотнос­ти молодежи.

Третий этап можно обозначить как социализацию информаци­онных фондов, что приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компью­терных информационных фондов с удаленным доступом и при пос­ледующем развитии к полному удовлетворению растущих инфор­мационных потребностей всего населения.

Процесс информатизации сферы образования осуществляется по двум основным направлениям:

• неуправляемая информатизация, которая реализуется снизу по инициативе педагогических работников и охватывает, по мне­нию преподавателя, наиболее актуальные сферы деятельности и предметные области;

• управляемая информатизация, которая поддерживается мате­риальными ресурсами и в соответствии с общими принципами об­ладает концепцией и программой.

В программе информатизации образования особое место зани­мает подпрограмма разработки и внедрения информационных тех­нологий в обучение. Применительно к учебному процессу и к на­учным исследованиям основополагающее значение имеют новые информационные технологии. В отличие от традиционных обра­зовательных технологий информационная технология имеет пред­метом и результатом труда информацию, а орудием труда — ЭВМ. Любая информационная технология включает в себя две про­блемы:

• решение конкретных функциональных проблем пользователя;

• организация информационных процессов, поддерживающих решение этих задач.

По характеру все задачи делятся на формализуемые и трудноформализуемые. Для формализуемых задач известна типовая пос­ледовательность решения, куда относятся формирование либо под­бор математической модели, разработка алгоритма, программы и реализация вычислений. В большинстве учебных планов дисцип­лин имеют место именно такие задачи, а поэтому использование информационных технологий для этих задач является традицион­ным и достаточно широко используется и развивается в настоящее время.

Гораздо большую сложность составляют трудноформализуемые задачи, куда относятся задачи, не имеющие при формализации точных математических моделей, а потому решаемые на базе моде­лей представления знаний таких, как логическая, семантическая, фреймовая. На основе этих моделей осуществляется сведение труд­ноформализуемой задачи к элементарным и логический вывод ре­шения. Это приводит в итоге к формированию баз знаний в струк­туре экспертных систем и других типов интеллектуальных систем учебного и научного назначения.

Организация информационных процессов в рамках информаци­онных образовательных технологий предполагает выделение таких ба­зовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к со­вершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению можно выделить следующие:

· Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные прак­тикумы, тестовые системы.

· Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, пост­роенные с использованием персональных компьютеров, видеотех­ники, накопителей на оптических дисках.

· Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, исполь­зуемые в различных предметных областях.

· Распределенные базы данных по отраслям знаний.

· Средства телекоммуникации, включающие в себя электрон­ную почту, телеконференции, локальные и региональные сети свя­зи, сети обмена данными и т.д.

· Электронные библиотеки, распределенные и централизован­ные издательские системы.

Конкретные программные и технические средства в рамках этих технологий разрабатываются параллельно в различных вузах, зача­стую дублируются, но главным недостатком современного состоя­ния применение достижений информатики в образовании является отсутствие научно-методического обеспечения использования но­вых информационных технологий.

Использование компьютеров в обучении не должно закрыть под­готовку специалистов в реальном предметном направлении, т. е. недопустима замена реальных физических явлений только модель­ным представлением их на экране компьютера. Требования к уме­нию, знаниям, навыкам в области информатики должны видоиз­меняться в зависимости от типа вуза, характера подготовки и спе­циальности.

Основные направления использования информационно-компь­ютерных средств в образовании охватывают четыре наиболее суще­ственные области.

Компьютерная техника и информатика как объекты изучения(1). Строго говоря, это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же вре­мя исторически появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и об­щего.

Компьютер как средство повышения эффективности педагогичес­кой деятельности (2). Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образователь­ной системы, который не только способен внести коренные пре­образования в само понимание категории «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведе­ниях любого уровня и профиля.

Компьютер как средство повышения эффективности научно-ис­следовательской деятельности в образовании (3). Современные на­учные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам.

Компьютер и информатика как компонент системы образователь­но-педагогического управления (4). Это направление информатиза­ции связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности — от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Вполне очевидно, что для принятия оптимальных управленческих решений необходима самая разнообразная информация как фонового характера о тенденциях развития внешней социально-экономической и социокультурной сре­ды, так и собственно образовательного характера.

Указанные направления (1)—(4) связаны с каждой из четырех сфер, оказывающих влияние на развитие того или иного направле­ния и в то же время испытывающих на себе влияние соответствую­щего направления использования компьютеров в сфере образова­ния. К числу этих сфер относятся:

А — социально-экономическая сфера социума;

Б — философско-методологическая сфера (имеется в виду сфера междисциплинарного научного знания);

В — научно-техническая сфера;

Г - психолого-педагогическая сфера.

Научное обоснование полноценной интегративной концепции информатизации в образовании должно быть основано на содержа­тельной интерпретации как обозначенных четырех направлений (1)— (4) и четырех сфер взаимовлияния А - Г, так и всех двух- и много­сторонних связей между ними. Эта задача является весьма трудоемкой, требующей междисциплинарного системного подхода.

Социально-экономическая сфера социума. А фактически предо­пределяет необходимость массового компьютерного всеобуча и ши­рокого использования компьютерной техники в качестве средства повышения эффективности многоплановой образовательно-педа­гогической деятельности.

О цепочке результативности образования: «грамотность (общая и функциональная) — образованность — профессиональная ком­петентность — культура -- менталитет» можно вести речь только при наличии информационно-компьютерного профессионализма и информационно-компьютерной культуры и прежде всего, при наличии надежного базового основания, образовательного фунда­мента в виде компьютерной грамотности. Таким образом, именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в дол­жной отдаче образования, продиктовала и диктует поныне необхо­димость изучения и использования информационно-компьютерной техники на всех уровнях образования.

В кругу многообразных факторов и отношений, сопутствую­щих внедрению компьютерной техники в сферу образования, цен­тральным, несомненно, является отношение «человек — компью­тер». Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей человека с компьютером в плане специфической мировоззренческой, фило­софской парадигмы, философско-методологической концепции Б.

При этом не следует фетишизировать возможности компьюте­ров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможнос­тях, трансформациях и достижениях любой компьютер - это се­годня всего лишь средство повышения эффективности интеллекту­альной человеческой деятельности. Причем это средство прежде всего информационное, ориентированное на информационное об­служивание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования — в конеч­ном счете, главный вопрос всей многоаспектной и многофактор­ной проблемы информатизации сферы образования.

Компьютер — сложное техническое устройство. Его собствен­но образовательно-педагогические возможности во многом предоп­ределяются техническими факторами, теми реальными достиже­ниями в научно-технической сфере, которые придают компью­теру определенные свойства и позволяют ему выполнять с должным эффектом заданные функции, в том числе и функции, ориентиро­ванные на запросы системы образования.

За последние 20—25 лет компьютеры и основанные на них ин­формационные технологии существенно изменились. Скачкообраз­ные, революционные преобразования в элементной базе компьюте­ров привели не только к резкому уменьшению их размеров, но, главное, к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных ко все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере творческим. Не использовать эти технические, информацион­но-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще про­гностических, но уже достаточно зримых функций и задач сферы образования — культурообразования, обеспечения образовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социу­мов, ментальной совместимости людей и человеческих сообществ.

Наконец, четвертая сфера взаимодействия и взаимовлияния при­менительно ко всем направлениям компьютеризации — сфера пси­холого-педагогическая, (Г). Именно эта сфера, наиболее близкая к практике образования, призвана, способна и обязана придать практико-ориентированную технологичность и законченность всем кон­цептуально важным, но все же в большей или меньшей мере дис­танцированным, оторванным от непосредственной образовательной деятельности социально-экономическим, философскометодологическим и научно-техническим аспектам целостной идеологии ин­форматизации в сфере образования.

Недооценка именно этой сферы, именно этого концептуально­го направления чревата самыми негативными последствиями, не только сводящими на нет возможности компьютерно-информаци­онной поддержки образовательных систем, но и наносящими пря­мой ущерб всем участникам образовательного процесса, прежде всего, обучающимся.

Можно привести многочисленные и вполне убедительные при­меры, подтверждающие эффективность использования компьюте­ров на всех стадиях педагогического процесса:

• на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

• на этане усвоения учебного материала в процессе интерактив­ного взаимодействия с компьютером;

• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навы­ков, умений);

• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтро­ля достигнутых результатов обучения;

• на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его резуль­татов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Все эти возможности собственно дидактического и методичес­кого характера действительно неоспоримы. Кроме того, необхо­димо принять во внимание, что использование рационально со­ставленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических законо­мерностей усвоения этой информации данным конкретным кон­тингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифферен­цировать процесс обучения, стимулировать познавательную актив­ность и самостоятельность обучающихся.

Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов орга­низации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, пре­подавателя принципиально новым содержанием, позволяя им со­средоточиваться на своих главных — обучающих, воспитательных и развивающих — функциях.

Образование - это не только и даже не столько трансляция информации, не только и даже не столько апелляция к интеллек­ту, сколько апелляция к чувствам, к индивидуально-неповторимо­му миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению.

Сама идея информатизации именно педагогического процесса, а вслед за этим и эйфория по поводу все большей эффективности собственно информационной парадигмы образования уже в ряде случаев привела к негативным последствиям. Мода не только за­разительна, но и опасна. Такое возможное негативное развитие событий при информатизации образования уже получило название «инфомании».

Компьютер, как и другие, информационно емкие носители, дол­жен выполнять сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной, «бесстрастной» учебной информа­ции, которая должна помочь педагогу и обучающемуся, не откло­няясь от целей и ценностей образования, его высших культурообразующих и менталесозидательных функций, получить ту систему аргументов, которые способствуют достижению именно этих це­лей. Поэтому любые образовательные компьютерные программы должны в обязательном порядке проверяться на их собственно пе­дагогическую целесообразность, проходить своеобразную экспер­тизу с учетом тех ценностных критериев, которые и должны быть предметом особой заботы новой парадигмы личностно-созидательного образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.