Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия между I и II русскими революциями




Условная дата окончания Первой революции – 3 июня 1907 года.

Февральская революция – февраль 1917 года.

Россия в 1907-1916 годах. В жизнь страны вошли: кинематограф, автомобили, авиация, военная форма защитного цвета. В эти же годы появилась новая мода на мужские костюмы. В 1910-х больше мужчин стали брить бороду и усы. Устраивались политические вечера. Это время расцвета поэзии – Серебряный Век. Россия уже не абсолютная монархия. С 1906 года в стране существовали конституция и парламент. Но типичной конституционной монархией Россия не стала. Не только царь был ограничен думой, но и дума – царем. После 1906 года царь Николай II часть законов принимал без думы. Абсолютной монархией Россия быть перестала, в стане началось “конституционное самодержавие”. После Первой русской революции большую роль в государстве стал играть премьер, глава правительства. Этот пост в 1906-1911 занимал крупнейший политический деятель, П.А.Столыпин, нетипичный политик для того времени. Он был личностью цельной, сильной, целеустремленной, волевой. Его цели были предельно ясны: “Вам нужны великие потрясения – нам нужна Великая Россия”. Отсюда задачи, которые он ставил перед страной: беспощадная борьба с революцией, которая уже идет, и создание в стране таких условий, который бы не доводили людей до новой революции. По его мнению, это привело бы Россию к стабильности. Столыпин беспощадно боролся с революцией с помощью судов. Приговоры приводились в исполнение в течение 24 часов. Столыпин попытался превратить парламент в учреждение, сотрудничающее с царем. Он решил изменить состав государства, добился нового избирательного закона. Раньше выборы были неравноправными. Новый закон (от 3 июня 1907 года) изменил нормы представителей так, что в думе стало больше крупных предпринимателей, помещиков. В результате в 3-ей Государственной Думе было мало социалистов-демократов, трудовиков (эсеров), либералов-кадетов. Появились правые, бескомпромиссные защитники самодержавия.

Столыпин попытался недопустить участия в революции крестьян. Если сделать крестьянина зажиточным, то он не будет выступать против власти, будет стимулировать промышленный рост страны. Столыпин добился подписания Николаем II указа, который положил начало столыпинской аграрной реформе. В 1906 году указ обеспечил выход крестьянина из общины. Это было сделано для того, чтобы крестьянин мог превратить надел в свою частную собственность. Столыпин организовал переселение желающих крестьян на пустующие земли. Но он повторил ошибку многих властей, не учел психологию людей. Была сильна привычка крестьянина к жизни в общине. Он также не учел, что крестьянин не успокоится, пока не получит именно помещичью землю. В октябре 1917 года русское крестьянство поддержало революцию. Крестьяне получили помещичью землю – всю и даром. Реформа Столыпина была рассчитана на долгий срок, и результатов Столыпин ждал через 20 лет. Но в сентябре 1911 он был застрелен. К 19140ому году 30-50% крестьян в центре и 20-40% крестьян на окраинах не могли прокормиться со своего маленького надела. Примерно 1/3 деревни жила впроголодь.

Продолжала существовать проблема противостояния интеллигенции и власти. После 1905 года часть перестала отрицать порядки, так как на практике это могло перерасти в бунт. Но многие продолжали противостоять государству. Парламент был, но правительство он формировать не мог. После манифеста и появления свобод партии существуют легально: кадеты, прогрессисты, октябристы, либералы, социалисты, эсеры, либерал-демократы и другие. IV Госдума была более аппозиционной, чем III. С 1910 года стал расти процент рабочих с антиправительственными лозунгами.

В 1914 году Россия вступила в Мировую войну (до 1918). В ее развязывании были заинтересованы немцы. Они стремились расширить государство, от России им были нужны земли русской Польши и Прибалтика. Россия не вступила бы в войну, если бы не вступилась за Сербию. Мы объявили мобилизацию русской армии, угрожая австрийцам. Таким образом, у Германии появился повод для объявления войны России, что было сделано 19 июля 1914 года. Против нас воевала и Австро-Венгрия. Все российские граждане ополчились против немцев. На защиту страны встали даже крестьяне, до этого вообще не имевшие понятия о том, кто такие немцы. От мобилизации никто не уклонялся. Армия выступила на войну бодро, на подъеме.

Главные события первой военной кампании 1914 года. В августе-сентябре 1914 года шли сражения с немцами в Восточной Пруссии, в Галиции и русской Польше. Глубокой осенью развернулись бои с австрийцами, которые продолжались до конца года. Военные действия шли с переменным успехом. Хоть немцы были и исключительно опасными противниками, но русские им не уступали. У русской арии было 2 слабых места: слабая промышленная база и безвольные руководители. Принцип руководства был один – “как бы чего не вышло”. Исключением был генерал Н.Н.Юденич, но тот воевал на Кавказе с Турками. У немцев генералы были уверены в себе и в своих войсках. Уклад армии приучал командира к самостоятельным решениям. Немецкие генералы навязывали свою волю в сражении русскому генералу и одерживали победу.

Сражения Первой Мировой войны превзошли по масштабу все, что было до этого в мире. С конца 1914 года войну с нашей стороны стали вести те, кто только что обучились военному делу, поэтому подготовка армии была ниже, чем у немцев. К тому же стала ощущаться нехватка снарядов. Другим странам промышленность помогала восстановить положение. Апрель-октябрь 1915 года принято называть “Великим отступлением” русской армии, в ходе которого были оставлены вся русская Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссия, Волынь, Галичина. Лето 1915 года было очень тяжелым, снарядов почти не осталось. В 1915 году на войне появились бронированная техника, телефонная связь, стали использовать отравляющие вещества. В 1916 году обычным делом стали бои в небе и налеты истребителей. Кое-где пехота даже начала считать хорошей погодой пасмурную, потому что во время пасмурной погоды нельзя было подбить самолет. К весне 1915 года снарядный голод был утолен. До 1917 года промышленное производство росло. Можно было переходить к наступлению летом 1916 года. Главный удар был нанесен на западном фонте по германцам Белоруссии, на северном фронте по германцам в Латвии, на юго-западном фронте по австрийцам на Западной Украине. 22 мая 1916 года – первым выступил юго-западный фронт под командованием А.А.Брусилова. В историю это событие вошло как “Брусиловский прорыв”. Западным и северным фронтами командовали типичные генералы: А.Е.Эверт и А.Н.Куропаткин. М.В.Алексеев, используя обязанности военнокомандующего, уговорил Эверта наступать постепенно, в течении недель. Брусилову остро нахватало резервов. Враг, видя, что в Латвии и Белоруссии все спокойно, перекинул войска туда. “Прорыв” перерос в “прогрызание” немецких войск.

Летом 1916 года слабодушие и нерешительность отняли у России шанс приблизить окончание войны. Опять вставал вопрос: кто допустил таких руководителей в армии? Ответ был очевиден – Николай II. Снова стали расти оппозиционные настроения в стране.

Лекция №7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.