КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция моделей ОП
II. Процесс формирования или изменения модели организационного поведения (ОП) называется процессом организационного проектирования (дизайна). Для того чтобы построить действенную, логичную во всех своих подсистемах и понятную работникам организации модель ОП, необходимо следовать принципам организационного проектирования. Наиболее важными принципами можно считать следующие: оптимальное соотношение управленческих ориентаций, экономичность, перспективность, комплексность, оперативность, простота, согласованность, системность, прозрачность и комфортность. Группа принципов, определяющих направление развития модели ОП, позволяет внедрить в нее элементы саморазвития и подстройки, что обеспечивает адаптивность и возможность эволюционной трансформации модели ОП в частности и организации в целом. 1. Оптимальность соотношения интра- и инфрафункций ОП. Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию модели ОП (интрафункции), и функциями ОП (инфрафункции), т. е. направленность системы на задание или людей. 2. Оптимальность соотношения управленческих ориентаций. Диктует необходимость опережения функций, ориентированных на развитие человеческого капитала по сравнению с функциями, направленными на стабильное развитие производства. 3. Потенциальные имитации. Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы должен уметь имитировать функции вышестоящего и нижестоящего сотрудников, а также одного-двух работников своего уровня. 4. Экономичность. Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы ОП, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства.
В случае если после проведения мероприятий по совершенствованию системы ОП увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления. 5. Прогрессивность. Соответствие модели ОП передовым зарубежным и отечественным аналогам. 6. Перспективность. При формировании модели ОП следует учитывать перспективы развития организации. 7. Комплексность. При формировании модели ОП необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления организации. 8. Оперативность. Своевременное принятие решений по вопросам анализа и совершенствования модели ОП, предупреждающих или активно устраняющих отклонения. 9. Оптимальность. Многовариантная проработка предложений по формированию модели ОП и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства. 10. Простота. Чем проще модель ОП, тем лучше она работает. Безусловно, исключается упрощение системы в ущерб производству. 11. Иерархичность. В любых вертикальных разрезах модель ОП должна обеспечивать иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации вниз (дезагрегирование, детализация) и вверх (агрегирование) по системе управления. 12. Автономность. В любых горизонтальных и вертикальных разрезах модель ОП должна обеспечивать рациональную автономность структурных подразделений или отдельных руководителей. 13. Согласованность. Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями модели ОП по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени. 14. Устойчивость. Для обеспечения устойчивого функционирования модели ОП необходимо предусматривать специальные локальные регуляторы", которые при отклонении от задании цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию модели ОП.
15. Системность. 16. Прозрачность. Модель ОП должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых "несущих конструкциях" (этапы, фазы, функции) для различных по экономическому содержанию процессов управления ОП. 17. Комфортность. Модель ОП должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Принципы, определяющие направления развития модели ОП: · Концентрация. Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы. · Специализация. Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). · Параллельность. Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления. · Адаптивность (гибкость). Означает приспособляемость модели ОП к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы. · Преемственность. Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление и плавное изменение. · Непрерывность. Отсутствие перерывов в работе системы ОП дает эффект запоминания и обучения. · Прямоточность. Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения.
III. В ОП, как и в других науках, с течением времени и развитием научной мысли сложилось несколько подходов к предмету изучения. Они смыкаются с подходами, рассматриваемыми в теории общего и стратегического менеджмента, но полностью не повторяют их. Краткое обобщение подходов содержится в табл. 7.1 Таблица 7.1 Основные теоретические подходы, на которых основывается ОП
Подход, ориентированный на человеческий капитал, предполагает: · анализ личностного потенциала роста и развития людей; · достижение ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности и ответственности, поскольку человек — основной ресурс организации и общества; · обеспечение со стороны руководства возможностей для совершенствования знаний и навыков работников, повышения их ответственности за общий результат, создания атмосферы, благоприятствующей увеличению индивидуального вклада в достижение целей организации; · предоставление людям возможностей для самореализации непосредственно в организации (а не только на садовом участке или корте); · переключение внимания руководителя или управляющего с контроля над работниками (тип "X") на активную поддержку их роста и показателей работы (тип "Z"); · повышение (благодаря вышеназванным мерам) производительности труда и качества получаемого результата, а также роста степени удовлетворения трудом; · по существу, ориентация на человеческий капитал означает, что гармонично развитые, руководствующиеся высокими моральными принципами личности при выполнении рабочих заданий достигают самых высоких результатов. Как утверждает старинная пословица: "Дайте человеку рыбу, и вы обеспечите его пищей на один день. Научите человека ловить рыбу, и вы обеспечите ему пропитание на всю жизнь". Ситуационный подход Традиционное управление опирается на следующие принципы: · обеспечение единственно верного метода руководства; · правильные цели; · распределение властных полномочий (в основном ответственности без власти); · универсальный характер рабочих заданий для организаций всех типов и любых возможных ситуаций. Теория допускала некоторые исключения из правил, но базисные концепции не подвергались сомнению. В частности, было распространено мнение о том, что независимо от складывающихся обстоятельств руководство, ориентированное на работника, существенно предпочтительнее менеджмента, ориентированного на решение задач. В настоящее время большинство ученых считают, что традиционные теории преуменьшали или не могли учесть сложность реальных управленческих ситуаций, скорость и степень изменения внешней и внутренней среды организации. Появился ситуационный подход к ОП, утверждающий, что достижение высокой эффективности в различных ситуациях требует специфических образцов поведения.
Подход, ориентированный на результат Каждая организация стремится к достижению определенных (заданных) результатов. Этот постулат может быть положен и в основу ОП. Результатом должно быть не просто поглощение (освоение) работниками капиталов организации (труд, измеряемый временными показателями), а определенный эффект от их действий, видимый и измеримый количественно и / или качественно. Результат (эффект) может быть экономическим, поведенческим, социальным и другим, но он должен быть обязательно, так как в бизнесе недопустимы бесцельные, неизмеримые, безрезультатные действия. Он может быть и отрицательным, но не нулевым. Примерами поведенческих и психологических результатов деятельности организации можно считать повышение удовлетворенности сотрудников результатами труда до определенного уровня (измеряется экспертными оценками), их личностное развитие (до определенной категории), снижение количества конфликтов, уменьшение случаев заболеваний от перегрузки и др. Результаты могут быть количественные и качественные. Количественные показатели, являющиеся отражением затраченных усилий и ресурсов, создают материальную (овеществленную) базу для дальнейшего развития организации. Качественные результаты формируют и регенерируют потенциал организации, ее будущие конкурентные преимущества. Для современной модели бизнеса характерен акцент на качественные результаты деятельности организации, но не в ущерб количественным. Это выражается в системе комплексного управления качеством (TQM), направленной на повышение качества продукции компаний, их взаимодействий с внешней средой, параметров внутренней среды. При ориентации на качественный результат крайне важны способности работника, позволяющие ему автономно выполнять задания с полной ответственностью, без излишнего напряжения и износа (физическое переутомление, нервные срывы, потеря удовлетворения от труда и др.).
Литература для подготовки к лекции: 1. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие. – М.: Дело, 2003.
Т2. Методы исследования поведения в организации. Показатели анализа и оценки поведения в организации
I. Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования организации. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления организацией в целом и составляющих ее компонентов — целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений, на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. После расчленения необходимо воссоздать систему как единое целое, т. е. синтезировать ее. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми. Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются и среди них отбираются наиболее существенные. Метод сравнений позволяет сопоставить существующую систему с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему. Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей всей организации и целей системы с точки зрения их соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, Установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являйся важными предпосылками построения рациональной системы управления персоналом. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней системы. Экспертно-аналитический метод совершенствования управления системой основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом и управленческого персонала предприятия к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования, оценки результатов анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе. Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы ОП (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов организации. Параметрический метод. Задача этого метода — установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы ОП для выявления степени их соответствия. Метод функционально-стоимостного анализа позволяет выбрать такой вариант построения системы или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Метод главных компонентов позволяет отразить в этом показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1,2 или 3-й компонент). Балансовый метод позволяет провести балансовые сопоставления, а также увязки показателей и параметров с фондами (резервами). Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы и опыте другой аналогичной системы. Метод аналогии заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий состоит в разработке типовых решений (например, типовой организационной структуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. Блочный метод типизации подсистем линейно-функциональ- ных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами. Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те в свою очередь порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания — выявить как можно больше вариантов путей совершенствования системы. Метод коллективного блокнота ("банка" идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы. Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась "подсказка", что и как следует сделать для решения задачи. Метод 6—5—3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы. Его суть заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы трижды пишет на отдельном листе бумаги сначала свою формулировку задачи, затем три идеи или предложения по решению конкретной задачи и передает их остальным пяти членам группы, которые в свою очередь на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи. Таким образом, первоначально на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет 324 варианта, которые подвергаются сортировке и анализу. Тройственность объясняется наличием трех видов сценариев развития событий: наилучшего, среднего (оптимального) и наихудшего. Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций. Идея этого метода заключается в том, чтобы разбить сложную задачу на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач. В случаях когда руководителю требуется помощь группы экспертов очень высокого уровня квалификации, совместная работа которых невозможна, применяется метод Дельфи. Его суть заключается в анонимном письменном опросе участников рабочей группы относительно поставленной задачи и мнения предыдущего эксперта. Письменное обсуждение прерывается тогда, когда у экспертов исчерпаны новые идеи или достигнута общая точка зрения. Наибольший эффект и качество исследований системы достигаются в том случае, когда применятся комплекс методов, что позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон и избежать просчетов.
II.
Литература для подготовки к лекции: 1. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие. – М.: Дело, 2003. 2. Современный менеджмент: теория и практика. Учебное пособие. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева – СПб.: ООО «Питер Принт», 2005.
Т3. Управление поведением работников и групп в коллективе. Социально-демографические особенности работников и показатели эффективности I. Коллектив любой организации подчиняется закономерностям управления группами. Основной характеристикой каждого коллектива или группы является социально-психологический климат. Социально-психологический климат — это наиболее целостная психологическая характеристика коллектива, представляющая собой относительно устойчивый и типичный для данного коллектива общий эмоционально-динамический настрой, способствующий или препятствующий продуктивной совместной работе и всестороннему развитию личности и проявляющийся в характере межличностных отношений по вертикали, между руководителем и подчиненными, и по горизонтали, между работниками одного ранга, а также отношений групп работников к трудовой деятельности. Основой социально-психологического климата являются межличностные отношения, складывающиеся внутри организации по поводу ее существования и трудовой деятельности. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых ими друг на друга в процессе совместной работы и общения. Это система установок, ориентации, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. На характере влияния сказываются социально-демографическая характеристика коллектива и межличностная совместимость. Межличностная совместимость — это взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании, сходстве или взаимодополнении ценностных ориентаций, социальных установок и т. д. Фактически управление организацией и есть управление группами и взаимоотношениями людей внутри групп по различным поводам. Основной проблемой управления группами и групповым взаимодействием является определение оптимального сочетания групповых и организационных интересов, при котором факторы труда, мотивирующие группы, будут наиболее действенными.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |