Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность публично – правовых образований




Органы публично – правовых образований

 

Государство и другие публично-правовые образования приоб­ретают для себя гражданские права и создают гражданские обя­занности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправ­ления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становят­ся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в граж­данских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответ­ствующего публично-правового образования, только в роли фи­нансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений — юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного соб­ственника.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права.

 

 

Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего компетенция публично – правовых образований по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоря­жения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном иму­ществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на самостоятель­ном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самосто­ятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому та­кие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязатель­ствам Банка России, а этот Банк не отвечает по обязательствам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено феде­ральным законом). По своим собственным обязательствам государ­ство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юриди­ческим лицам (п. 1 ст. 126 ГК) и которая составляет понятие «каз­ны» (нераспределенного государственного и муниципального иму­щества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответ­ствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-пра­вовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетны­ми средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-право­выми образованиями (т. е. от их имени) для участия в граждан­ских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) го­сударственных или муниципальных внутренних займов или пре­доставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требова­ний (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ср. ст. 107 ГК).

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осущест­вляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорга­низация и ликвидация государственных и муниципальных унитар­ных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного или муниципального имущества в виде имущест­венных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными пред­приятиями либо за государственными или муниципальными учреж­дениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК). Фонды государственного и муниципального иму­щества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товари­ществ с государственным (или иным публично-правовым) участи­ем, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизи­рованных предприятий (либо управомоченными лицами в отно­шении прав требования по «бездокументарным ценным бумагам»).

Управление земельными ресурсами государства осуществляет Госкомитет по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) и его территориальные (региональные) органы; использование на­ходящихся в публичной собственности памятников истории и куль­туры — Министерство культуры и его органы, в соответствии с за­коном выполняющие функции органов охраны таких памятников; распоряжение изъятыми предметами контрабанды на основании правил таможенного законодательства осуществляют таможенные органы и т. д. Определенные законом государственные органы исполнительной власти выступают в роли государственных заказ­чиков в договорах поставки и подряда для государственных нужд (ср. ст. 764 ГК); в роли субъектов некоторых исключительных прав, принадлежащих федеральному государству, и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.