Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетин­говая деятельность




Концепция маркетинга впервые была сформулирована фирмой "Дженерал электрик" в конце 50-х годов как интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. В основе концепции марке­тинга лежат три принципа:

- ориентация на потребителя;

- прибыль как основа деятельности любой фирмы;

- координация усилий всех служб и подразделений организаций с точ­ки зрения поставленных целей.

Фирмы, ориентирующаяся на концепцию маркетинга, вводят в структуру управления должность вице-президента или директора по маркетингу, ко­торый зачастую является первым лицом после президента и отвечает за разработку стратегии развития организации.

В 80-е годы на Западе возникло понятие стратегического маркетинга, которое продолжило эволюцию маркетинга.

Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с потребителя (клиента) или продукта (услуги) на внешнее окружение фир­мы. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь успеха, маркетолог должен знать потребителя в контексте, ко­торый включает конкуренцию, правительственную политику и регулирова­ние, более широкие экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга.

Обострение конкуренции приводит к тому, что все большее значение в банковской деятельности имеет определение наилучшей маркетинговой стратегии, позволяющей направлять ресурсы в те сегменты рынка финан­совых услуг, которые в настоящее время приносят максимальную прибыль.

Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти свое отражение в стратегии управления маркетинговой деятель­ностью. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей, она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам.

Следует различать концепцию банковского маркетинга и маркетин­говую деятельность.

Концепция банковского маркетинга характеризует цель деятельно­сти банка на финансовом рынке.

Правильная формулировка конкретных целей банка имеет чрезвы­чайно важное значение, поскольку она придает действиям банка на рынке четкую направленность и делает все принимаемые оператив­ные решения по различным вопросам последовательными и более эффективными. Формулировка целей банка важна также с позиций разъяснения служащим, акционерам и клиентам основных предна­значений и направлений деятельности банка.

Обычно у банка имеется несколько целей, которые он хочет достичь. Некоторые цели могут быть выражены количественно, например, получение определенного дохода на одну акцию или прибыли на сумму активов. Другие могут иметь описатель­ную формулировку, например, освоить и внедрить новую услугу. Для устойчивых, давно работающих на рынке банков, цели могут быть определены заранее. Для банков, не определивших оконча­тельно своего места на рынке, цели формулируются исходя из их внутренней и внешней оценки, с учетом реальных возможностей банка и тех проблем (рисков), с которыми он сталкивается на рынке. В последнем случае определение целей рассматривается как циклический процесс: исходя из анализа имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей банка. По результатам анализа формируются цели, которые и реализуются в практической рабо­те. Именно такой подход наиболее соответствует той реальной бы­строменяющейся экономической ситуации, в которой сейчас на­ходятся коммерческие банки.

В банке, проводящем глубокую проработку целей, обычно су­ществует определенная их иерархия:

- перспективные (максимизация прибыли, выживание, макси­мизация дохода акционеров, максимизация корпоративного роста и др.);

- среднесрочные (увеличение рыночной доли, рост дохода в расчете на акцию, расширение клиентуры, увеличение капи­тальной базы и др.);

- краткосрочные (доходность активов, доходность капитала, доходность инвестиций, повышение квалификации персона­ла и т.д.).

У покупателей банковских продуктов разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагаю­щий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупате­лей этого продукта. Отсюда возможны различные направления деятельности банка:

- ориентация на массовый, стабильный спрос, что предполагает от­носительно низкие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, ограниченные услуги по обслуживанию клиентов и больший охват мелких покупателей;

- ориентация на нестабильный спрос, т. е. на отдельные группы по­купателей, что предполагает относительно высокие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, более широкий круг услуг по об­служиванию и меньший охват покупателей;

- продажа освоенных услуг своим постоянным клиентам;

- продажа освоенных услуг на старом рынке новым клиентам;

- продажа освоенных услуг на новом рынке (стратегия развития);

- продажа новых услуг на старом рынке;

- продажа новых услуг на новом рынке (стратегия диверсификации), являющаяся самой рискованной.

Таким образом, устанавливая цены (курсы, процентные ставки), их необходимо ориентировать не на среднего покупателя, а на определен­ные типовые группы и рынки сбыта. Типологию потребления банковского продукта следует рассматривать как основу повышения эффективности коммер­ческой деятельности банка. Типология — начало маркетинговой дея­тельности.

Маркетинговая деятельность - это комплекс действий по разработ­ке типологии потребления, по изучению спроса, по планированию производства банковского продукта и организации работы по его реа­лизации.

Маркетинговая деятельность начинается с разработки четкой схемы классификации спроса на банковские продукты. Под классификацией спроса понимается распределение спроса на отдельные группы по опре­деленным признакам для достижения поставленной цели.

Спрос на банковские продукты можно классифицировать по психо­физиологической реакции покупателей. По этому признаку различают: фиксированный спрос, альтернативный спрос, импульсный спрос.

Фиксированный спрос - устойчивый спрос на отдельные виды бан­ковских продуктов, постоянно предоставляемых банком. К ним относятся срочные депозиты физических лиц.

Альтернативный спрос - спрос по выбору, когда вкладчик после анализа своих финансовых возможностей, степени доходности, выгод­ности, риска принимает решение о вложении капитала в банковский продукт. В основном это спрос на такие финансовые активы, как ва­лютные депозиты и трасты, депозитные вклады и др.

Импульсный спрос - неожиданный спрос, когда покупатель, уже сде­лавший свой выбор под влиянием советов других покупателей, знако­мых, рекламы или иных факторов, меняет свое решение. К нему отно­сится главным образом спрос на ценные бумаги, по которым обещают высокие дивиденды (проценты).

Спрос на банковские продукты можно классифицировать по степе­ни удовлетворения потребностей покупателей. По этому признаку вы­деляют:

- реализованный спрос (спрос удовлетворен, когда услуга или бан­ковский продукт предъявлены покупателю);

- неудовлетворенный спрос - спрос на банковские продукты, от­сутствующие в продаже или существующие, но по объему пред­ложения отстающие от запросов покупателей;

- формирующийся спрос, т. е. нечетко выраженный спрос.

Спрос, формирующийся у покупателей, это, как правило, спрос на бан­ковские инновации, т. е. на новые банковские продукты и операции.

С помощью проведенных исследований состояния финансового рынка и с учетом потребностей покупателей перспективы превращают­ся в возможность реализации конкретного вида банковского продукта. После этого составляется план банковского маркетинга, на основе которого составляется план органи­зационных действий, а именно планируются жизненный цикл банков­ских инноваций и рекламные мероприятия.

Реклама представляет собой одну из разновидностей социальной информации, т. е. связи между людьми. Эта информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое со­знание, значит ее методы должны быть психологически обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским.

Реклама базируется на определенных принципах: правдивости (до­стоверности), конкретности (простой и убедительный язык, обеспечи­вающий доходчивость рекламы), целенаправленности, плановости.

Разрабатывая план рекламных мероприятий, необходимо учитывать следующие требования:

- реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество людей и хозяйствующих субъектов и должна быть интересной;

- при открытии новых банков и их филиалов следует применять все формы рекламы (радио, печать, плакаты и др.).

При организации работы структурных подразделений банков и их отделов следует исходить из принципа - создать удобства для покупа­телей (клиентов банка), что предполагает среди прочих условий и уста­новление оптимального режима работы и местонахождения.

 

Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности

Маркетинговые исследования охватывают весь процесс маркетинга: от поиска новых идей и видов банковских продуктов до их использова­ния конечным потребителем.

Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды де­ятельности и сферы банковского маркетинга, а именно сами банковские продукты, вкладчики (инвесторы-покупатели, инвесторы-продавцы), финансовые рынки, места реализации, реклама.

Маркетинговое исследование включает в себя целый комплекс ви­дов деятельности:

- изучение поведения покупателя и банков-конкурентов на финан­совом рынке;

- анализ возможностей финансового рынка и его секторов;

- изучение банковских продуктов по их качеству, привлекатель­ности и др.;

- анализ данных о реализации банковских продуктов;

- изучение конкурентов;

- выбор «ниши», т. е. наиболее благоприятного сегмента финансо­вого рынка.

Банковский маркетинг требует обязательного сегментирования фи­нансового рынка, т. е. разбивки рынка на четкие группы покупателей банковского продукта (вкладчиков) по разным признакам и позицио­нирования банковских продуктов.

Позиционирование банковских продуктов означает действия по обеспечению конкурентоспособности данного банковского продукта на финансовом рынке. В конечном итоге, вся деятельность банковского маркетинга направлена на создание новых банковских продуктов и фи­нансового рынка (рынка банковских продуктов и услуг), на удержание своей доли рынка и ее расширение. От этого зависят объем деятельно­сти банка, уровень рентабельности, норма прибыли на вложенный капи­тал и другие показатели.

Планирование представляет собой способ регулирования будущего при опоре на возможности настоящего. Цель планирования заключается в том, чтобы сегодня найти способы и методы решения проблем будуще­го. Планирование всегда производится с определенной степенью точно­сти достижения поставленной цели. Эта точность зависит от многих факторов: надежности информации, точности учета изменений хозяй­ственной ситуации, методологии планирования.

Частью любого бизнес-плана является план маркетинга, а для бан­ковских продуктов и операций - план банковского маркетинга. Объектами плана банковского маркетинга являются:

- банковские продукты, которые уже давно известны покупателям;

- банковские инновации, т, е. новые банковские продукты и услуги (операции).

План банковского маркетинга, по существу, представляет собой план реализации банковских продуктов традиционных и новых. Этот план определяет, какой банковский продукт или, что особенно важно, какую банковскую инновацию, на какой территории и по какой цене следует продавать в данный период времени. План банковского маркетинга свя­зывает между собой многие сферы внутрибанковского планирования, а именно план материальных затрат, денежные потоки, рабочую силу, ин­формационные ресурсы, план прибыли.

Составление плана банковского маркетинга начинается с разработки стратегии банка в области маркетинга и завершается применяемой так­тикой маркетинга.

Стратегия банковского маркетинга представляет собой процесс ана­лиза возможностей банка по выпуску того или иного банковского про­дукта, определение цели выпуска продукта, обоснование банковской инновации и ее характеристику, маркетинговые исследования финан­сового рынка и возможностей реализации банковского продукта как в текущем периоде, так и в ближайшей перспективе.

В стратегии банковского маркетинга целесообразно выделить следу­ющие концепции:

- сегментация финансового рынка;

- выбор целевого рынка банковского продукта или услуги, т, е. определенной «ниши» финансового рынка;

- выбор методов выхода на рынок;

- выбор маркетинговых средств;

- выбор времени выхода на рынок.

Сегментация финансового рынка представляет собой деление рынка на отдельные звенья (сегменты). Для каждого такого звена (сегмента) характерна своя специфика, особенности функционирования, свои правила совершения сделок с финансовыми активами и т. и. На этих сегментах выступают группы потребителей, имеющие различные по­требности, свои потребительские стереотип и поведение. В условиях конкуренции ни одни банк не может удовлетворить все потребности рынка в определенном банковском продукте. Поэтому он сосредоточи­вает все свои возможности, ресурсы и усилия на каком-то определен­ном сегменте рынка (т. е. «нише» рынка). Этот процесс называется вы­бором целевого рынка или выбором своей «ниши» финансового рынка.

После этого банк выбирает метод выхода на рынок, маркетинговые средства и время выхода на рынок.

Методами выхода на рынок могут являться или собственное разви­тие банка, или сотрудничество его с другими хозяйствующими субъек­тами (совместное предпринимательство).

Маркетинговые средства представляют факторы, на которые банк может оказать влияние.

Например, банк, который выпустил облигацию, может влиять толь­ко на ликвидность облигации и на ее цену. Каждому из этих двух факто­ров банк присваивает высший, средний или низкий уровень. Тогда на основе составления комбинаций банк может разрабатывать различные варианты стратегии (низкая ликвидность и низкая цена, низкая лик­видность и средняя цена, высокая ликвидность и высокая цена и т.д.).

Время выхода на рынок предполагает исследование финансового рынка, наличия спроса на банковский продукт, объема спроса, экономи­ческой ситуации в стране, позиции конкурентов.

Тактика банковского маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели плана банковского маркетинга. Они вклю­чают в себя рекламу, продвижение банковского продукта на рынке, орга­низацию работы пунктов по его продаже или покупке.

 

Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты

2. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов

3. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции

4. Всемирный банк, его цели и задачи

5. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка

6. Европейский банк реконструкции и развития

7. Европейский Центральный банк

8. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи

 

Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов

Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансо­вой системы - совокупности различных сфер финансовых от­ношений, в процессе которых формируются и используются де­нежные ресурсы. Без такой системы не может быть удовлетворе­на потребность хозяйствующих субъектов в денежных ресурсах. Поскольку на финансовом рынке деньги и другие финансовые инструменты постоянно находятся в движении, перемещаясь от одного государства к другому, от одной фирмы к другой, от од­ного частного лица к другому, то возникает необходимость в са­мых различных международных финансовых посредниках. Глав­ными участниками мирового финансового рынка являются транс­национальные банки (ТНБ) - крупные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, располагающие широкой сетью предприятий за рубежом и системой участий, контролирующие значительную долю валютных и кредитных операций на мировом финансовом рынке, крупные компании, небанковские финансо­вые структуры, центральные банки и государственные органы, международные финансовые институты.

По сути, современная мировая финансо­вая система является двухуровневой: первый уровень представляют междуна­родные коммерческие бан­ки, второй - межгосударственные финансовые учреждения. Центральная роль на мировом финансовом рынке принад­лежит коммерческим банкам. Они не только осуществляют между­народные платежи, но и обладают возможностью широкою охвата практически всех сторон международных экономических отноше­ний. На международном рынке капиталов действуют исключи­тельно первоклассные финансовые посредники и солидные за­емщики, обладающие качественной и полной информацией. Международные банки в меньшей степени обслуживают товаро­обмен и в большей обмен капиталов.

Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, че­рез которые осуществляется движение международных финансовых потоков. К настоящему времени факти­чески сформировались три основных региона, где сконцентрирова­ны международные банки (США, Западная Европа и Юго-Восточная Азия).

Сложился своеобразный международный финансовый меха­низм, который действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков и мировых валютных рынков. Кроме ТНБ в этом механизме участвуют международные финансо­вые институты, под которыми понимают валютно-кредитные и финансовые организации, имеющие всемирное значение. Их возникновение обусловлено усилением мировых интеграционных процессов, образованием мощных промышленных и банковских объединений, осуществляющих в больших масштабах международные операции. Основная цель такого рода организаций за­ключается в объединении усилий стран мирового сообщества в решении проблем стабилизации международных финансов, а также кредитно-финансовое регулирование. По признаку делеги­рования полномочий (степени свободы в разработке и принятии решений) выделяют три основные группы международных фи­нансовых организаций:

- первая группа представлена финансовыми структура­ми, обслуживающими государства-учредители. Эти организа­ции не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межго­сударственных денежных расчетов (Межгосударственный банк СНГ, Восточноафриканский банк раз­вития);

- вторая группа включает в себя финансовые институ­ты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти ор­ганизации действуют автономно при реализации своих ус­тавных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств (Межамериканский банк разви­тия, Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции и др.);

- третья группа состоит из наиболее значимых в совре­менном мире международных финансовых институтов, само­стоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей (Группа Всемирного банка, Международный валют­ный фонд (МВФ), Фонд международного раз­вития ОПЕК, Арабский валютный фонд (АВФ), Европейский централь­ный банк ЕС, Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР)). Именно эти организа­ции формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развития всех государств.

Среди мировых кредитных и финансовых организаций ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка. Несмотря на то, что они обладают полной автономностью в своих действиях, их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга: членом МБРР может стать лишь член МВФ.

В условиях масштабной глобализации хозяйственных связей роль международных финансовых институтов повышается. В их деятельности тесно переплетаются тенденции нарастающего партнерства и острые экономические противоречия, характерные для постиндустриального общества. Трудности функционирования глобальных рынков капитала проистекают из скорости происходящих изменений. По мере того как расширяется мировая торговля и возрастает экономическая взаимозависимость, темп финансовых операций неизбежно возрастает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.