Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические и правовые меры обеспечения функционирования и охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда




Экономическое обеспечение функционирования природно-заповедного фонда основывается на осуществлении следующих мероприятий: экономического обоснования организации и развития природно-заповедного фонда; экономической оценки территорий и объектов природно-заповедного фонда, ведения их кадастра; дифференцированного определения источников и нормативов финансирования организации и функционирования природно-заповедного фонда; предоставления соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям, обеспечивающим функционирование природно-заповедного фонда налоговых и других льгот; компенсации в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде. Экономическое обоснование развития природно-заповедного фонда, а также экономическая оценка природных комплексов и объектов, входящих в его состав, осуществляются в соответствии с кадастром территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе специальных методик, утверждаемых Министерство экологии и природных ресурсов.

Финансирование мероприятий по природным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным природным паркам, а также ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам общегосударственного значения осуществляется за счет средств государственного бюджета. Для этой цели могут также привлекаться средства местных бюджетов, внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан. Финансирование мероприятий по региональным ландшафтным паркам, а также ботаническим садам, дендрологическим паркам и зоологическим паркам и другим объектам местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Расходы, связанные с обеспечением режима охраны заказников, памятников природы, заповедных урочищ и парков-памятников садово-паркового искусства, осуществляются за счет предприятий, учреждений, организаций, собственников земли и землепользователей, на территории которых они находятся. При необходимости проведения специальных мероприятий, направленных на предупреждение повреждения природных комплексов территорий и объектов природно-заповедного фонда указанных категорий могут выделяться средства: государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Средства, полученные природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, от научной, природоохранной, туристско-экскурсионной, рекламно-издательской и другой деятельности в пределах заповедных территорий и объектов, не противоречащей их целевому назначению, являются их собственными средствами. Эти средства не подлежат изъятию и используются для осуществления мер по охране соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда. За посещение территорий и объектов природно-заповедного фонда их администрации, а также предприятия, учреждения, организации и граждане, в подчинении которых находятся эти территории и объекты, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами могут устанавливать плату, которая также относится к собственным средствам природно-заповедного объекта.

Для финансирования природоохранных мероприятий могут создаваться целевые экологические фонды природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков. Положения об экологических фондах природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков утверждается Министерством экологии и природных ресурсов.

В эти фонды поступают: часть штрафов и денежных взысканий за ущерб, причиненный им в результате нарушения законодательства о природно-заповедном фонде, в размере 70 процентов общей суммы штрафов и денежных взысканий; средства, полученные от реализации конфискованного или изъятого в соответствии с законодательством имущества, послужившего орудием или предметом экологического правонарушения на их территории; часть платежей предприятий, учреждений и организаций за загрязнение соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда, которая определяется на основании эколого-экономической оценки их воздействия на окружающую природную среду; целевые и другие добровольные взносы граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе международных и зарубежных.

Средства экологических фондов могут использоваться для целевого финансирования мероприятий, направленных на обеспечение охраны заповедных природных комплексов и объектов, развитие научных исследований, международного сотрудничества и эколого-просветительных работ. Их распределение осуществляется советом фонда, в состав которого включаются представители администрации соответствующих природных заповедников, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также государственных органов по охране окружающей природной среды, общественных экологических объединений, ведущие научные работники и специалисты. В состав советов биосферных заповедников могут включаться представители соответствующих международных организаций, известные зарубежные ученые и специалисты.

Средства природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, в ведении которых находятся территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, направляемые на осуществление мер по охране окружающей природной среды, полностью освобождаются от обложения налогами. Научно-исследовательские работы на территориях и объектах природно-заповедного фонда облагаются налогом в размере 50 процентов нормативов, установленных для общего налогообложения научно-исследовательских работ. Средства, переданные предприятиями, учреждениями и организациями в целевые экологические фонды природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков, не облагаются налогом.

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки в случае расширения их территорий за счет земель сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других угодий, являющихся государственной собственностью, освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. При включении в состав их территорий земель, находящихся в коллективной или частной собственности, возмещение связанных с этим производственных затрат осуществляется за счет: государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения. Возмещение убытков собственникам земли и землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства регулируется Земельным кодексом и другими законодательными актами.

Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки освобождаются от уплаты земельного налога. Предприятия, учреждения и организации освобождаются от платы за земли, включенные в состав заказников, памятников природы заповедных урочищ и парков-памятников садово-паркового искусства. Действующим законодательством установлены и другие льготы, направленные на обеспечение функционирования природно-заповедного фонда.

Для компенсации вреда, причиненного на территориях и объектах природно-заповедного фонда вследствие стихийных природных явлений или промышленных аварий и катастроф, проводится обязательное государственное или коммерческое экологическое страхование заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. В порядке, определяемом законодательством, могут быть установлены и другие виды страхования территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Использование природно-заповедного фонда является ограниченным и осуществляется в строго предусмотренных законодательством видах и формах. Наиболее распространённым видом использования природно-заповедных территорий и объектов является проведение научно-исследовательских работ[6]. Научно-исследовательская работа на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и других территориях и объектах природно-заповедного фонда проводится с целью изучения природных процессов, обеспечения постоянного наблюдения за их изменениями, экологического прогнозирования, разработки научных основ использования, охраны и воспроизводства и природных ресурсов и особо ценных природных объектов.

Основные направления научных исследований на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков определяются с учетом программ и планов научно-исследовательских работ, утверждаемых Национальной академией наук и Министерством экологии и природных ресурсов Украины. Для ведения научных исследований в составе администрации природных заповедников, биосферных заповедников, национальных и природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения создаются соответствующие научные подразделения, структуры, штаты и сметы расходов, утверждаемые органами, в подчинении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда. В случае необходимости научные подразделения могут создаваться также в составе администраций региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков местного значения, а также парков-памятников садово-паркового искусства.

Научные исследования на территории природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства могут осуществляться другими научно-исследовательскими учреждениями и организациями на основе единых программ и планов научно-исследовательских работ или специальных соглашений между этими учреждениями, организациями и администрациями государственных заповедников, других территорий и объектов природно-заповедного фонда. В случае отсутствия администраций ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков местного значения и парков-памятников садово-паркового искусства такие соглашения заключаются заинтересованными научными учреждениями и организациями с органами, в подчинении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда.

На территории заказников, памятников природы, заповедных урочищ и других территориях и объектах природно-заповедного фонда, где не созданы специальные научные подразделения, исследования организуются природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, ботаническими садами и дендрологическими парками общегосударственного значения, расположенными в этих регионах. Координацию научных исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины осуществляет Национальная академия наук Украины совместно с Министерством экологии и природных ресурсов.

Для решения научных и научно-технических проблем в природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, ботанических садах создаются научные или научно-технические советы, в состав которых включаются ведущие научные работники и специалисты. Состав таких советов, их задачи и порядок деятельности определяются органами, в подчинении которых находятся объекты природно-заповедного фонда указанных категорий. Соответствующие научные и научно-технические советы могут создаваться также при дендрологических и зоологических парках. Учебно-воспитательная работа учебных заведений на территориях и объектах природно-заповедного фонда проводится на основе соглашений, заключенных с их администрациями или предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся указанные объекты.

Своеобразными видами научно-исследовательской деятельности на территориях и объектах природно-заповедного фонда являются ведение летописей природы. Они являются основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполненных в природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, материалы которых используются для оценки состояния окружающей природной среды, разработки мер по рациональному использованию и эффективной охране природных ресурсов в целях обеспечения экологической безопасности. Порядок подготовки и программа летописи природы дня каждой из категорий территорий и объектов природно-заповедного фонда утверждаются Министерством экологии и природных ресурсов совместно с Национальной академией наук Украины.

Правовые мерыохраны природно-заповедного фонда направлены на обеспечение соблюдения необходимого режима природно-заповедных территорий и объектов. С целью предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях устанавливаются соответствующие охранные зоны. В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также вокруг заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и парков-памятников садово-паркового искусства. Размеры охранных зон определяются в соответствии с их целевым назначением на основании специальных обследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях.

Режим охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется с учетом характера хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, на основе оценки ее воздействия на окружающую природную среду. В охранных зонах не допускается строительство промышленных и иных объектов, развитие хозяйственной деятельности, которая может привести к отрицательному воздействию на территории и объекты природно-заповедного фонда. Оценка такого воздействия осуществляется на основе экологической экспертизы. Положения, определяющие режим каждой из охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда, утверждаются государственными органами, принимающими решения о их выделении. Охранные зоны территорий и объектов природно-заповедного фонда учитываются при разработке проектно-планировочной и проектной документации.

Охрана природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков общегосударственного значения возлагается на службы их охраны, входящие в состав службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины. Положение о службе государственной охраны природно-заповедного фонда утверждается Кабинетом Министров Украины. Охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда других категории возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. При необходимости их охрана может возлагаться на администрации расположенных поблизости природных заповедников биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков. Органы местного самоуправления, местные государственные администрации и исполнительные органы местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природно-заповедного фонда, выполнению возложенных на них задач.

В состав государственных служб охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда входят руководители администраций природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения, работники охраны, а также других подразделений этих администраций. Государственные службы охраны возглавляют руководители администраций территорий и объектов природно-заповедного фонда. Работники служб охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право: требовать от граждан и должностных лиц объяснения в связи с нарушением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон; проверять у граждан и должностных лиц удостоверения на право пребывания, использования природных ресурсов и осуществления другой деятельности в пределах соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда; доставлять нарушителей установленного режима с целью установления личности; составлять протоколы о нарушении требований законодательства, направлять их соответствующим органам для привлечения виновных к ответственности; изымать у нарушителей предметы и орудия незаконного использования природных ресурсов, транспортные средства, соответствующие документы; производить личный досмотр лиц, вещей, транспортных средств и проверку орудий и продукции, полученной в результате природопользования; беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, суда и другие транспортные средства в пределах соответствующих территорий объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон для проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды и природно-заповедном фонде; вносить предложения в соответствующие государственные органы о прекращении, приостановлении или ограничении любой деятельности, нарушающей требования законодательства о природно-заповедном фонде, давать обязательные для исполнения предписания с целью устранения нарушений, выявленных в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Работники службы государственной охраны природно-заповедного фонда при исполнении служебных обязанностей имеют право на ношение формы установленного образца, табельного оружия и других специальных средств. В соответствии с действующим законодательством обеспечивается правовая и социальная защита работников государственной службы охраны и других служб, осуществляющих охрану территорий и объектов природно-заповедного фонда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.