Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые критерии разграничения неблагоприятных экологических ситуаций по действующему законодательству




Постановка вопросов

ТЕМА: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗОН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 19.

Ответы на вопросы

Организационно-методические указания лаборантскому составу:

- подготовить к демонстрации мультемедийную систему

 

 

Правовые критерии разграничения неблагоприятных экологических ситуаций по действующему законодательству. Понятие и классификация зон чрезвычайной экологической ситуации и особенности их правового режима. Единая система предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций. Стандартизация в сфере правового режима и материально-техническое обеспечение зон чрезвычайных экологических ситуаций. Правовой статус потерпевших и юридическая ответственность за нарушения законодательства о чрезвычайных экологических ситуациях.

 

По данным Национального доклада о состоянии окружающей природной среды в Украине, только в 1996 году наблюдалось 2702 метеорологических, 5 агрометеорологических, 173 гидрологических стихийных явлений; возникло 435 значительных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, 88 из которых по количеству потерпевших имеют общегосударственное значение[1]. С каждым годом неблагоприятные экологические ситуации возрастают. Атмосферный фронт на Волыни 1997 года повлёк за собой трагические последствия. Катастрофическое наводнение в Закарпатье 1998 года причинили прямые убытки государству на сумму свыше 580 млн. гривен. Она стала второй по масштабности чрезвычайной ситуацией после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Чрезвычайные ситуации особенно характерными были для 2000 года. Стихийные бедствия охватили значительную территорию Украины 5 июля 2000 года, возникла чрезвычайная экологическая ситуация в Первомайском районе Николаевской области. В этой связи правовое обеспечение экологической безопасности зон чрезвычайных экологических ситуаций приобрело особую актуальность в современных условиях.

Зачастую меры по устранению отрицательного воздействия неблагоприятных экологических ситуаций являются территориально локализованными: они направлены на устранение неблагоприятных экологических ситуаций на определённой территории и на локализацию проявлений источников чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, украинская правовая система выработала пространственно-зональный принцип управления неблагоприятными экологическими ситуациями, заключающийся в том, что меры по устранению неблагоприятных экологических ситуаций объединяются в целостную систему, которая строится по территориальному принципу, т.е. имеет территориальную привязку. Правовая сторона указанного принципа находит своё проявление в законодательной регламентации правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций, чрезвычайного положения и экологического бедствия.

Действующее законодательство содержит указания на неблагоприятные экологические ситуации и выделяет: зона чрезвычайной ситуации; зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона бедствия; зона временного отселения; внеситуационная зона; зона экологического кризиса; зона повышенной экологической опасности; зона экологической катастрофы; зона опасности и некоторые другие. Одним из первых правовых актов, установивших правовой режим в связи с экологической катастрофой по пространственно-зональному принципу является постановление Верховного Совета Украинской ССР «О неотложных мерах по защите граждан Украины от последствий Чернобыльской катастрофы» от 1 августа 1990 года. В соответствии с п. 6 указанного постановления вся территория Украины была объявлена зоной экологического бедствия[2]. Однако, указанное постановление не определяло правового режима зоны экологического бедствия, а лишь устанавливало, что правовой режим такой зоны будет установлен соответствующими законодательными актами.

В соответствии с указанным постановлением вскоре были приняты Законы Украинской ССР «О правовом режиме территории, получившей радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27 февраля 1991 года и «О статусе и социальной защите лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года. В преамбуле последнего содержится указание на тот факт, что Украина объявлена зоной экологического бедствия, а в соответствии с преамбулой первого – Украина объявлена зоной экологической катастрофы. Указанные законы, а также принятые в их развитие подзаконные акты сформировали в совокупности правовой режим зоны экологического бедствия, установленный в стране на неопределённый срок. Этот правовой режим предусматривает деление радиоактивно загрязнённой территории на зоны по степени опасности.

Недостатком механизма правового режима зоны экологического бедствия того периода является отсутствие правового обеспечения порядка его введения. Верховный Совет Украинской ССР действовал в рамках конституционных полномочий для обеспечения экологической безопасности в соответствии с п. 14 ст. 97 Конституции Украины от 20 апреля 1978 года. Это означало, что введение правового режима зоны экологического бедствия, носило разовый характер, и по каждому случаю объявления зоны экологического бедствия необходимо было принимать отдельный нормативный акт. Была предпринята попытка устранить указанный недостаток в Законе Украинской ССР «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года, раздел ХІІІ которого определяет «Чрезвычайные экологические ситуации». В соответствии со ст. 65 этого Закона, решением Верховного Совета отдельные территории страны могут объявляться зонами экологической катастрофы, зонами повышенной экологической опасности или относиться к другим категориям зон чрезвычайных экологических ситуаций. Вместе с тем, эта норма установила, что правовой режим вышеперечисленных зон определяется законодательством.

Проведенное исследование нормативно-правовой базы в сфере управления зонами неблагоприятных экологических ситуаций позволяет сделать вывод о том, что выражением пространственно-зонального принципа управления неблагоприятными экологическими ситуациями можно считать лишь четыре правовых режима: а) правовой режим района чрезвычайного положения; б) правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации; в) правовой режим зоны экологического бедствия; г) правовой режим территории карантина. Следует, однако, отметить, что законодательство в пределах указанных правовых режимов выделяет правовые режимы второго порядка: например, зоны экологической катастрофы и зоны повышенной экологической опасности в пределах правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций.

Современное законодательство содержит упоминания о следующих неблагоприятных экологических ситуациях: зоны чрезвычайной ситуации и зоны возможного поражения – в Законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 8 июня 2000 года; зона стихийного бедствия - в постановлении Кабинета Министров Украины № 696 «О комплексных мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия в Волынской области» от 5 июля 1997 года; зона чрезвычайного экологического положения – в постановлении Кабинета Министров Украины № 1275 от 17 ноября 1997 года «Об устранении чрезвычайного экологического положения в бассейне реки Горынь и обеспечении качественной питьевой водой населения г. Ривне и сёл Гощанского района Ривненской области»; зона чрезвычайной эпидемической ситуации – в распоряжении № 351-р Кабинета Министров Украины «О мерах по ликвидации чрезвычайной эпидемической ситуации в г. Николаеве и Николаевской области, обусловленной появлением заболевания холерой» от 16 июня 1995 года; оползнеопасная зона - в постановлении № 885 Кабинета Министров Украины «О выделении средств для проведения первоочередных мер по инженерной защите территорий и объектов, расположенных в оползнеопасной зоне автомобильной дороги Севастополь – Феодосия» от 24 мая 1999 года; зоны вероятной чрезвычайной ситуации, бедствия, временного отселения и внеситуационная зона – в Государственном стандарте Украины[3].

Другие наименования зон неблагоприятных экологических ситуаций являются лишь терминами, определяющими различные понятия, поскольку в отношении них наше законодательство не устанавливает особого правового режима. Различия в правовом режиме района чрезвычайного положения, введенного в связи с обострением экологической обстановки, зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия весьма существенны и характеризуются средствами реагирования, содержанием своего статуса, сроками и механизмом введения т.д.

Приведенные различия позволяют сделать следующие выводы: а) правовое положение района чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия различно; б) правовой режим зоны экологического бедствия носит единоразовый характер и введен для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а правовой режим района чрезвычайного положения и зоны чрезвычайной экологической ситуации рассчитан на неоднократное применение.

Иерархия указанных правовых режимов по степени мер, направленных на защиту от неблагоприятных экологических ситуаций, выглядит следующим образом: наибольшая степень защиты свойственна правовому режиму чрезвычайного положения, поскольку в его арсенале имеются и такие меры, которые связаны с ограничением гарантированных Конституцией прав и свобод граждан; на втором плане по степени защиты находится правовой режим зоны экологического бедствия, поскольку законодательство о ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы более подробно регулирует мероприятия по устранению неблагоприятных экологических ситуаций, чем законодательство, устанавливающее другие правовые режимы; последнюю позицию по степени защиты занимает правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации, поскольку он наделён ограниченным арсеналом правовых средств реагирования на неблагоприятные экологические ситуации.

Относительно правового режима территории карантина, предназначенного и на обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях, следует заметить, что он носит узконаправленный характер: направлен на защиту населения от инфекционных болезней, чем и определяется отличие правового режима карантина от других правовых режимов, направленных на обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях. Правовой режим карантина определяется Основами законодательства о здравоохранении от 19 ноября 1992 года, Законом «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года, Законом «О защите населения от инфекционных болезней» от 6 апреля 2000 года, Правилами санитарной охраны территории Украины, утверждёнными постановлением № 696 Кабинета Министров Украины от 24 апреля 1999 года и другими нормативными актами. В связи с тем, что правовой режим карантина лишь в отдельных случаях может использоваться для управления чрезвычайными экологическими ситуациями, его следует рассматривать в качестве специальной меры, которая используется для обеспечения правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации или других правовых режимов общего характера.

 

2. Понятие и классификация зон чрезвычайной экологической ситуации и особенности их правового режима

В соответствии со ст. 8 Закона, правовой режим зоны является особым режимом, который может временно вводиться в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций с целью предупреждения людских и материальных потерь, предотвращения угрозы для жизни и здоровью граждан и устранения их отрицательных последствий. Таким образом, правовой режим зоныпредставляет собой установленный нормами права порядок поведения людей в связи с объявлением отдельной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. Приведенное определение охватывает любые изменения правового статуса отдельных территорий, вызванные объявлением их зоной. Содержание правового режима зоны составляет система мер, направленных на устранение последствий неблагоприятных экологических ситуаций.

Правовой режим Зоны охватывает: принципы правового регулирования режима зоны; порядок объявления отдельных территорий таковыми; единую государственную систему предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации; содержание правового режима зоны; порядок прекращения правового режима зоны; ответственность за нарушение установленного правового режима зоны; международное сотрудничество по обеспечению правового режима зоны.

Принципы правового регулирования режима зоны – это отправные системообразующие положения, закреплённые в нормах экологического законодательства и направленные на достижение экологической безопасности путём использования правового режима зоны. Наряду с общеправовыми и отраслевыми принципами экологического права, распространяющиеся и на отношения в пределах правового режима зоны, существуют и специальные принципы, закреплённые в законодательстве.

В соответствии со ст. 4 Закона, выделяются следующие принципы регулирования правового режима в Зоне: приоритетная защита жизни и здоровья людей, т. е. преимущественное осуществление мероприятий по спасанию людей, за которыми следует выполнение мероприятий по охране животных, растений и имущества; незыблемость конституционных прав и свобод человека и гражданина, т. е., в отличие от правового режима чрезвычайного положения, правовой режим зоны не допускает ограничения конституционных прав и свобод человека; комплексность мер, направленных на нормализацию экологического состояния, т. е., в отличие от мер, предусмотренных Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», меры правового режима зоны носят согласованный и комплексный характер; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей природной среды, возможной угрозе для жизни и здоровья людей и выполнении мер, направленных на нормализацию экологического состояния, которая в соответствии со ст. 50 Конституции, никем не может быть засекречена; неотвратимость ответственности лиц, виновных в возникновении или усложнении чрезвычайной экологической ситуации, т. е. любое лицо, допустившее виновное противоправное нарушение правового режима зоны должно быть привлечено к юридической ответственности в соответствии с законодательством.

Порядок объявления отдельных территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации регламентируется Конституцией и Законом «О зоне чрезвычайной экологической ситуации». В соответствии со ст. 5 последнего, основаниями ля объявления отдельных территорий Украины зоной являются: значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей природной среды, определённых законодательством; возникновение реальной угрозы для жизни и здоровья людей или причинения значительного материального вреда юридическим или физическим лицам либо окружающей природной среде вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов; отрицательные изменения, происшедшие в окружающей природной среде на значительной территории, которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства; отрицательные изменения, происшедшие в окружающей природной среде, существенно ограничивающие либо исключающие возможность проживания населения и ведения хозяйственной деятельности на определённой территории; значительное возрастание уровня заболеваемости населения вследствие отрицательных изменений в окружающей природной среде.

Указ Президента Украины об объявлении отдельной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации должен содержать следующие положения: обстоятельства, ставшие причиной объявления отдельной местности зоной; обоснования необходимости объявления отдельной местности зоной; пределы территории, на которой объявляется зона; меры организационного, финансового и материально-технического обеспечения жизнедеятельности населения в зоне; основные меры, которые вводятся для устранения последствий чрезвычайной экологической ситуации; ограничения на определённые виды деятельности в зоне; время, с которого отдельная местность объявляется зоной и срок, на который эта территория объявляется зоной. Изменения пределов территории зоны производится в таком же порядке, который предусмотрен для её объявления.

В соответствии со ст. 1 Закона, для признания отдельной местности зоной достаточно, чтобы на ней возникла чрезвычайная экологическая ситуация. Таким образом, любая часть территории или вся территория Украины может быть признана отдельной местностью, если на ней вдруг возникла чрезвычайная экологическая ситуация. При этом если она охватит всю территорию Украины, то очевидным является принятие специального законодательного акта чрезвычайной экологической ситуации.

Наша страна, к сожалению, имеет определённый опыт объявления отдельных местностей зоной чрезвычайной экологической ситуации. В первом случае это имело место применительно к Закарпатью, где была объявлена зона до принятия Закона. Поэтому Указ Президента «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области» не соответствует всем требованиям Закона. В частности, Указ не определил срок, на который Закарпатская область объявляется зоной. Указ был утверждён постановлением Верховной Рады от 10 ноября 1998 года, т. е., через три дня после издания Указа. Это означает, что Закарпатская область с момента вступления в силу указанного постановления по истечению 10 дней после его официального опубликования в соответствии с п. 4 Указа Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» № 503/97 от 10 июня 1997 года и до сегодняшнего дня остаётся зоной чрезвычайной экологической ситуации и сохранит этот статус до утраты силы вышеприведенного Указа.

Второй случай объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации связан с применением положений Закона и поэтому представляет особый интерес. Она объявлена в соответствии с Указом Президента «Об объявлении территорий в пределах населённых пунктов Болеславчик, Мичурино, Пидгирья, Чаусово-1, Чаусово-2 Первомайского района Николаевской области зоной чрезвычайной экологической ситуации» № 1039/2000 от 31 августа 2000 года[4]. Указ был принят в день вступления Закона в силу и поэтому он должен соответствовать требованиям последнего. Указ утверждён Законом от 5 сентября 2000 года и вступил в силу 12 сентября 2000 года[5].В соответствии с приведенными нормативными актами зона объявлена сроком до 1 сентября 2001 года.

Закон «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года, в ч. 1 ст. 1 определяет зону чрезвычайной экологической ситуации как отдельную местность, на которой возникла чрезвычайная экологическая ситуация[6]. Однако это определение характеризует материальную сторону понятия «зона чрезвычайной экологической ситуации». Её правовая сторона представляет собой особый правовой режим, который может вводиться на отдельной местности Украины, на которой возникла чрезвычайная ситуация с отрицательными изменениями в окружающей природной среде, нуждающимися в применении чрезвычайных мер со стороны государства.

Под отрицательными изменениями в окружающей природной среде в ч. 3 ст. 1 Закона подразумеваются утрата, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и ведение хозяйственной деятельности в этих условиях. Чрезвычайная ситуация, в соответствии со ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 8 июня 2000 года представляет собой «нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, или на водном объекте, причиненное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, эпифиотией, пожаром, приведшее или могущее привести к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения хозяйственной деятельности, гибели людей или значительным материальным потерям»[7]. Примерно такое же определение чрезвычайной ситуации дано и в примечании к ст. 1 Закона «О гражданской обороне Украины» от 3 февраля 1993 года[8], а также в ст. 1 Закона «Об аварийно-спасательных службах» от 14 декабря 1999 года[9].

Закон «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» призван регулировать порядок установления правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации уже после того, как произошло воздействие неблагоприятных экологических факторов. Затруднительно представить себе провозглашение территории зоной чрезвычайной экологической ситуации заблаговременно, в расчёте на то, что она когда-либо случится в этой местности. Однако ДСТУ 3891-99 определяет термин «зона вероятной чрезвычайной ситуации» как территория, акватория или воздушное пространство, на которых существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации[10]. В рассматриваемом случае речь идёт лишь об определении терминов, а не об установлении правового режима.

Не вызывает сомнений тот факт, что в государстве должны осуществляться не только меры по ликвидации неблагоприятных экологических воздействий, но и по их предотвращению посредством применения превентивных мер. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» предусматривает совокупность мер как превентивного, так и ликвидационного характера, направленных на управление чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера. Этот Закон содержит лишь совокупность мер, без ввода особого правового режима, как это предполагается при введении правового положения зоны чрезвычайной экологической ситуации. Таким образом, государство защищает граждан от неблагоприятных экологических ситуаций не только в том случае, когда отдельная территория объявлена зоной чрезвычайной экологической ситуации в соответствии с законодательством, но и определяет систему мер по предотвращению и реагированию на неблагоприятные экологические ситуации в тех случаях, когда отдельная территория не объявлена зоной чрезвычайной экологической ситуации. Ведь от возникновения неблагоприятной экологической ситуации до объявления её зоной чрезвычайной экологической ситуации должно пройти определённое время.

С другой стороны, правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации, как особое правовое средство воздействия на неблагоприятные экологические ситуации, отличается системностью, согласованностью и территориальной привязанностью мер по воздействию на неблагоприятные экологические ситуации. Поэтому, правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации является средством защиты от чрезвычайных ситуаций более высокой степени, чем применение обычных средств реагирования. Несмотря на то, что в зоне чрезвычайной экологической ситуации могут применяться меры, определённые Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации отличает системный и согласованный характер мер.

В соответствии со ст. 65 Закона «Об охране окружающей природной среды», зона чрезвычайной экологической ситуации должна вводится в форме зоны экологической катастрофы, повышенной экологической опасности или других категорий зон. Закон не допускает объявления территории зоной без указания на конкретную её форму. Зонами экологической катастрофы могут объявляться территории, где вследствие деятельности человека или разрушительного воздействия стихийных сил природы возникли устойчивые или необратимые отрицательные изменения в окружающей природной среде, приведшие к невозможности проживания на них населения и ведения хозяйственной деятельности. Зонами повышенной экологической опасности могут объявляться территории, где вследствие деятельности человека или разрушительного воздействия стихийных сил природы в окружающей природной среде на длительное время возникли отрицательные изменения, ставящие под угрозу здоровье человека, сохранение природных объектов и ограничивающие ведение хозяйственной деятельности. Однако нормы Закона о зоне экологической катастрофы и зоне повышенной экологической опасности так и не были применены в связи с тем, что не были приняты законодательные акты, устанавливающие различия в правовом режиме указанных зон.

С принятием Конституции изменился порядок объявления территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации. Теперь в соответствии с п. 21 ст. 106 и п. 31 ст. 85 Конституции отдельные местности могут объявляться зонами без указания на конкретную её форму. Несмотря на то, что нормы ст. 65 Закона «Об охране окружающей природной среды» в части установления форм зон не противоречат Конституции, практика применения конституционных норм и ст. 65 Закона пошла по другому пути. Указом Президента Украины «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области» от 7 ноября 1998 года вся территория Закарпатской области была объявлена зоной[11]. Для избежания осложнений с определением конкретной формы зоны, практика упростила механизм объявления зоны до одной единственной формы - зоны чрезвычайной экологической ситуации, которая нашла своё закрепление во вновь принятом Законе «О зоне чрезвычайной экологической ситуации».

Разграничение между формами зон чрезвычайной экологической ситуации можно провести по принципу продолжительности неблагоприятных последствий. Если для устранения последствий неблагоприятной экологической ситуации достаточно введения правового режима зоны как это определено в Законе, то это будет одна форма, например, зона повышенной экологической опасности. Если последствия экологической катастрофы носят длительный характер и их устранение требует принятия специального законодательства, то в этом случае будет иметь место другая форма зоны, например, зона экологической катастрофы.

Под «катастрофой» Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» понимает большую по масштабам аварию или другое событие, приводящее к тяжёлым последствиям. По мнению ряда авторов именно длительное проявление чрезвычайной ситуации приводит к формированию зоны экологической катастрофы[12]. В случае возникновения экологической катастрофы отдельную местность можно объявить зоной экологической катастрофы и принять специальное законодательство об этой зоне. Такое законодательство должно приниматься каждый раз отдельно по каждому случаю объявления зоны экологической катастрофы.

Объявляя отдельные территории зоной экологической катастрофы или зоной повышенной экологической опасности, Президент Украины может руководствоваться ст. 65 Закона «Об охране окружающей природной среды». Это не будет противоречить ни Конституции, ни Закону о зонах. Различие в правовом режиме указанных зон заключается в том, что зона экологической катастрофы означает невозможность проживания в ней населения и ведения хозяйственной деятельности, а зона повышенной экологической опасности представляет угрозу здоровью населения и осложняет ведение хозяйственной деятельности. Иными словами, если правовой режим зоны требует эвакуации населения из её территории, устанавливается правовой режим зоны экологической катастрофы, а если отселение не требуется, то можно ограничиться правовым режим зоны повышенной экологической опасности.

Относительно упоминаемых в ст. 65 Закона «других категорий зон», следует заметить, что, по всей видимости, их можно подразделить на два вида: зоны общего режима и зоны специального режима. Зоны общего режима представляют собой любые категории зон, не зависимо от их названия, устанавливаемые в соответствии с общими нормами. К таким зонам относятся отдельные территории Закарпатья и Первомайского района Николаевской области. Зоны специального режима представляют собой те категории зон, правовой режим которых помимо общих норм Закона регулируется специально принимаемыми нормативными актами для устранения последствий экологической катастрофы.

В настоящее время действует постановление Кабинета Министров Украины «О порядке классификации чрезвычайных ситуаций» № 1099 от 15 июля 1998 года, которым утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций[13]. Действие Положения распространяется и на чрезвычайные экологические ситуации. По источнику возникновения зоны подразделяются на: зоны техногенного характера; зоны природного характера; зоны социально-политического характера; зоны военного характера.

Закон даёт основания выделять обычную зону и зону, сопряженную с правовым режимом чрезвычайного положения. В последнем случае речь идёт о более опасном источнике чрезвычайной ситуации. Исходя из вышеприведенной классификации зон, правовой режим зоны военного характера, может сочетаться с правовым режимом военного положения, устанавливаемого в соответствии с Законом «О правовом режиме военного положения» от 6 апреля 2000 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.