Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития экологического законодательства и права в странах СНГ и государствах с переходным экономическим развитием




Экологическое законодательство стран СНГ характеризуется общими чертами, вытекающими из социальных, экономических, правовых и культурных традиций, а также из проблем развития экономики переходного периода, необходимости углубления интеграционных процессов внутри содружества и интеграции в международное сообщество. Эколого-правовая система в странах СНГ основывается на однотипным наборе законодательных актов во всех государствах - участницах содружества. Она строится на принципах: общеконституционныой основы развития национального экологического права; комплексном законе об охране окружающей природной среды; дифференцированных природоресурсовых кодексах и обособленных законах об использовании и охране природных объектов и их ресурсов; отдельных природоохранных законодательных актах типа законов об охране атмосферного воздуха, экологической экспертизе, преодолении последствий чрезвычайных экологических ситуаций и т. д.

Интеграция экологического законодательства стран СНГ осуществляется на основании соглашений между этими странами. К ним относятся: Минское соглашение об объединении и координации усилий государств-участников содружества по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы от 16 января 1992 года; Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды 1992 года; Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года, Московское соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов от 12 апреля 1996 года; Московское соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11 сентября 1998 года; Саратовское соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 года и некоторые другие соглашения. Важными актам в этой сфере являются также решения о принятии перспективного плана развития сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в мирном использовании атомной энергии, повышении безопасности ядерных установок, принятые в Москве 17 января 1997 года.

Конституционные основы экологического права определены во всех странах – участницах СНГ. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации 1993 года, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В отличие от конституций других стран СНГ Конституция Российской Федерации закрепляет многообразие форм собственности не только на землю, но и на иные природные ресурсы. В ст. 42 Конституции Российского государства закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.

Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года в ст. 14 закрепляет гибкую формулировку: «Без ущерба для прав и интересов любых физических и юридических лиц, природные ресурсы принадлежат Азербайджанской Республике». В ней предусмотрено также право каждого на безопасную окружающую среду, право свободного доступа к информации о ней, право на возмещение экологического вреда. В ст. 10 Конституции Республики Армения от 5 июня 1995 года установлено, что государство обеспечивает охрану и воспроизведение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Согласно ст. 46 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение экологического вреда. На государство возлагается обязанность осуществлять контроль за использованием природных ресурсов, ст. 55 устанавливает обязанность каждого охранять окружающую среду. В соответствии со ст. 37 Конституции Грузии от 24 августа 1995 года, каждый имеет право жить в безопасной окружающей среде. Государство обеспечивает охрану окружающей природной среды. Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года в ст. 31 устанавливает в качестве основного направления деятельности государства - обеспечение благоприятной окружающей среды.

Интересными в эколого - ресурсовом плане являются положения Конституции Киргизской Республики от 5 мая 1993 года, в соответствии с которыми земля и другие природные ресурсы является собственностью государства, а купля-продажа земли запрещается. Такие нормы отсутствуют в других конституциях стран СНГ. Экологические нормы присутствуют в ст. 37 Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 года, в ст. 13, 38 и 44 Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года, в ст. 10 Конституции Туркменистана от 18 мая 1992 года и ст. 55 Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1991 года. Эти нормы в целом соответствуют общей концепции конституций стран СНГ.

В связи со стремлением большинства государств – участниц СНГ интегрироваться в европейские структуры, в частности в Европейский Союз, в последние годы в странах содружества наблюдается появление законодательных актов однотипного содержания и с одинаковыми наименованиями. Эта тенденция объясняется условиями европейской интеграции, одной из требований для которой является унификация (аппроксимация) законодательства, в т.ч. и экологического. Поэтому экологическое законодательство стран СНГ сближается не только на основе внутренней интеграции стран содружества, но и вследствие требований, предъявляемых к этим странам со стороны ЕС.

Дифференциация правового регулирования экологических отношений в странах СНГ обуславливается особенностями экологических проблем каждой конкретной страны, темпами проведения рыночных реформ и различиями их экокультурного развития. Так, если в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине достаточно развито законодательство о преодолении последствий Чернобыльской катастрофы, то в Казахстане действует закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», принятый в 1992 году.

Дифференциация правового регулирования экологических проблем связывается также с особенностями политической системы отдельных стран СНГ. Например, Российская Федерация, будучи федеративным государством, имеет двухступенчатую эколого-правовую систему: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Такая правовая система позволяет эффективно развивать экологическое законодательство применимо к проблемам конкретных территорий и регионов. Вместе с тем, в последнее время в Российском государстве наблюдается тенденция централизации государственного управления. Это может отразиться на степени самостоятельности осуществления функций субъектами федерации по регулированию отношений в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Государствами с переходным экономическим развитием обычно называют страны, которые в силу объективно сложившихся системных факторов развития отказались от одной экономической модели и экономической политики, и формируют новую экономическую модель. Но параметры экономического развития этих государств в переходный период определяются не только экономическими процессами, но и уровнем развития экологического законодательства. Поэтому переходный период начнётся тогда, когда экономические преобразования оказывают активное воздействие на развитие экологического законодательства и закончится, когда последнее приобретает стабильное состояние, определяемое новыми экономическими условиями.

На определённом этапе своего развития по существу все страны были государствами с переходной экономикой. Она была свойственна, например, США в период «великой депрессии», европейским странам - в период глобального экономического кризиса, тихоокеанским государствам – в период перестройки экономики и т. д. Общие тенденции развития экологического законодательства в этих странах в указанные периоды определялись тесной связью экологических проблем с экономическими.

В конце 20-го столетия, после провозглашения политической независимости и приобретения полномасштабной государственной самостоятельности, практически все страны СНГ отвергли ранее не эффективно функционировавшую административно-плановую систему экономики и провозгласили о своём переходе на новые условия экономического развития, строящейся на рыночно регулятивной основе. Переход на рыночные основы производственно-хозяйственной деятельности в государствах содружества привёл к существенным изменениям и в экологическом законодательстве. Вследствие этого возникло многообразие форм собственности на природные ресурсы, совершён переход от бесплатности к принципу платности специального природопользования, активизировалось нормотворчество в сфере ведения природоресурсовых кадастров, и экологического мониторинга и т.д.

Известно, что экономика переходного периода всегда находится в кризисном состоянии, обусловленная несовершенством предыдущей экономической модели, от которой страна отказывается. Но экологические потери, которые несёт общество вследствие необходимости выделения средств на перестройку экономики, отодвигая экологические интересы на второй план, в равной степени усугубляют кризисное состояние, как экономики, так и окружающей среды. Иллюзорный экологический прогресс в условиях экономического кризиса, когда происходит масштабный спад объёмов производства, носит кратковременный характер. После этого очень скоро проявляют себя объективно взаимосвязанные между собой экономические и экологические факторы, определяющие состояние удовлетворения материальных потребностей и экологических интересов общества.

Объективные факторы развития экологического законодательства и права в условиях экономики переходного периода позволяют выделить их некоторые позитивные и негативные признаки. К позитивным тенденциям относится то, что законодательство развивается под будущую экономическую модель, закладывая основание для эффективного управления качеством окружающей средой в новых условиях. Осознание не качественного состояния окружающей природной среды в условиях экономического спада ускоряет формирование экологического правосознания и оказывает соответствующее воздействие на развитие законодательства. Отрицательными чертами развития экологического законодательства и права в условиях переходной экономики являются то, что экономические интересы становятся приоритетны по отношению к экологическим проблемам. Кроме того, отсутствует необходимый практический опыт законотворчества в новых условиях в связи, с чем обновление природоохранного законодательства отстаёт от потребностей экономического развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.