Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в странах Восточной Европы




Экологическая политика стран Восточной Европы и принципы ее осуществления лежат в основе формирования, развития и совершенствованиясистемы природоохранительного законодательства этих государств. Законодательные системы стран Восточной Европы в области охраны окружающей среды состоят из трех видов нормативных актов, регулирующих основные направления контроля качества окружающей среды как комплексного объекта: законодательных актов, направленных на сохранение естественной среды обитания; правового регулирования использования природных ресурсов; нормативных актов, регулирующих оздоровление среды обитания человека и восстановление нарушенного экологического равновесия.

В Болгарии, например, действуют основные направления охраны и воспроизводства природной среды, которые определяют следующие задачи охраны окружающей природной среды: природоохранительную, состоящую в предотвращении вредных последствий воздействия человека на природную среду; природо - восстановительную, означающую устранение ущерба и восстановление естественных свойств природы в целях саморегулирования и воспроизводства ресурсов; природо - образующую, предполагающую целенаправленное улучшение качества природной среды и повышение ее воспроизводительных, средообразующих, рекреационных и других функций, оптимизацию биосферы и улучшение биологической продуктивности экосистем; воспитательную, требующую осуществления мер, направленных на формирование эколого-правого сознания и экологической культуры. Отдельные нормативно-правовые акты Болгарии, регламентируют использование и охрану конкретных природных объектов, к которым относятся законы об охране земель и пастбищ, об охране почв от загрязнения, а также законы о едином кадастре, об охране водных ресурсов, об охотничьем хозяйстве, о рыбном хозяйстве, об охране воздуха и т.д.

В Польше базовым является закон об охране и формировании окружающей среды, который характеризуется широким кругом рассматриваемых экологических отношений и их детализацией. Отличительная черта этого акта заключается в том, что по кругу экологических отношений он предусматривает в специальных разделах такие их виды, которые не представлены либо недостаточно развернуто отражены в других законах — охрана пейзажа и зон отдыха, охрана от радиации, машин и иного технического оборудования, ответственность за последствия нарушений состояния окружающей среды и т.д. В нём достаточно высокая степень детализации правового регулирования экологических отношений. По своему объёму правового регулирования этот закон приближается к природоохранительному кодексу, хотя официально таковым не является. Охрана природных ресурсов регламентирована отдельными законами, направленными на охрану лесов, почв, полезных ископаемых, водных объектов, атмосферного воздуха, диких промысловых животных, морской фауны. В Польше действуют также законы об охране сельскохозяйственных и лесных земель и их рекультивации, о территориальном планировании, о рыболовстве во внутренних водах, об атомном праве и другие акты.

Характерной чертой законодательства Чешской и Словацкой республик в области экологии является отраслевое регулирование при отсутствии комплексных законов и иных юридических предписаний, которые охватывали бы охрану всех или большинства объектов природы. Преимущественно действуют правовые нормы, регулирующие охрану объектов в отдельности, часто наряду с регулированием определенной экономической и иной общественной деятельности. К ним относятся, например, закон о водах, закон о здравоохранении, закон о лесах. Общее законодательство существует только по отношению к охране природных комплексов, хотя и здесь проявляется отраслевой принцип регулирования. Результатом такой системы законодательства является значительное количество правовых норм, которые относятся к определенным сферам общественных отношений в разных аспектах. При такой системе экологического законодательства трудно избежать дублирования норм права и их оптимально воздействовать на общественные экологические отношения.

В Венгрии действует свыше 100 законоположений, обеспечивающих охрану окружающей среды. Важное экологическое значение имеют законы об охране сельскохозяйственных земель, о горнодобывающей промышленности, о строительстве, охране вод и ведении водного хозяйства, охране чистоты воздуха и другие. Закон об охране окружающей человека среды является головным актом природоохранительного законодательства Венгрии. Этот комплексный законодательный акт содержит правовые нормы, детально регламентирующие права и обязанности граждан в области природопользования и охраны природы, а также определяет формы юридической ответственности за нарушение природоохранительных норм.

Головным актом природоохранительного законодательства Румынии является Закон об охране окружающей среды. На базе этого закона получило развитие отраслевое законодательство об охране отдельных природных объектов: закон о водах, закон о лесах, закон об охотничьем хозяйстве и охоте, закон о населенных местах и т.д. В Румынии действует также лесной кодекс, закон о защите и использовании сельскохозяйственных земель и некоторые другие акты законодательства с экологическим содержанием.

Общее и особенное национальных законодательных систем восточноевропейских стран может быть исследовано с позиций структуры, формы и содержания нормативных актов, составляющих законодательство об охране окружающей природной средой. По своейструктуре система природоохранительного законодательства восточноевропейских государств состоит из головного закона и отраслевых законодательных актов.

Головные природоохранительные законы носяткомплексный характер. Это означает, что они по своему содержанию охватывают не обособленные или групповые природные ресурсы, а всю совокупность природных объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Степень комплексности головных природоохранительных законов различна. Она может охватывать все объекты природы и окружающей среды или, наоборот, как в законах Чехии и Румынии, касаться лишь отдельных элементов природы. Формирование комплексности природоохранительных нормативных актов отражает процесс развития экологического законодательства.

Важной составной частью национальных законодательных систем этих стран являются отраслевые законы, посвященные охране и рациональному использованию отдельных природных объектов и ресурсов природы. В большинстве стран Восточной Европы отраслевое природоохранительное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяемая на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств и акты местных органов власти. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды рассматривается в восточноевропейских странах как составная часть института юридической ответственности и строится по трехзвенной системе: соблюдение общего и специального законодательства, контроль за выполнением ведомственных нормативных актов, определение санкций за нарушение норм охраны и использования конкретных природных объектов.

Цели, способы и объекты правового регулирования указаны в комплексных и отраслевых законах восточноевропейских стран об охране природы и окружающей среды. Цели природоохранной деятельности подразделяются на общие и специальные. Общие цели охраны окружающей среды закрепляются в конституциях этих стран. Основные направления и принципы экологической политики, находят отражение в комплексных законах об охране окружающей среды. Несмотря на различия в формулировках, в целом они состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей природной среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для настоящего и будущих поколений людей. Эти цели включаются в законы и на их основе определяются важнейшие социально-экономических задачи, решаемые государством и обществом в сфере охраны окружающей среды.

Специальные задачи охраны окружающей среды вытекают из общих целей, применительно к отдельным видам природоохранительной деятельности государства и общества по охране отдельных природных объектов и комплексов. Так, в законе Венгрии об охране окружающей человека среды, целью закона является обеспечение интересов охраны здоровья людей и систематического улучшения условий жизни настоящего и будущих поколений, а его специальными задачами — содействие сохранению и плановому преобразованию окружающей человека среды, выявление причин возникновения опасных для окружающей среды загрязнений, вреда и иного ущерба, определение способов и условий их предупреждения, сокращения или прекращения и практическое осуществление данных задач в интересах общества.

Конкретизируя общие цели охраны охране окружающей среды, польский закон об окружающей среде указывает на следующие специальные задачи охраны: рациональное формирование окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов; предотвращение вредных влияний окружающей среды; восстановление надлежащего состояния природных элементов. Аналогичные положения закрепляются в законодательстве других стран применительно к отдельным охраняемым природным объектам либо окружающей среде в целом.

Согласно концепции, официально признанной в Чешской Республике, забота об окружающей среды и ее охране рассматривается в качестве деятельности человека, направленной на благоустройство природной среды и упорядочение взаимоотношений общества, человека и природы. В этом отношении приведенная концепция мало чем отличается от определения охраны природы и окружающей среды как системы мероприятий, направленных на сохранение и улучшение естественной среды обитания человека. И том и другом случаях мы имеем дело с природоохранными общественными отношениями, которые являются предметом правового регулирования.

В законах об охране окружающей природной среде стран Восточной Европы раскрываются испособы решения экологических задач. Они заключаются: в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращению и устранению загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий хозяйственного развития; в организации разумного, научно обоснованного, рационального и планового использования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств, формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологического сознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человека и материальной основы развития общества.

По законам восточноевропейских стран об охране природы и окружающей среды объектами охраны называются природные блага, ценности природы, ее достопримечательности и памятники, природные ресурсы и окружающая человека среда. Детальный перечень объектов охраны окружающей природной среды при их сравнительном сопоставлении в разных странах не совпадает в полном объёме. Общими для всех стран являются такие природные объекты, как земля, недра земли (в некоторых законах — полезные ископаемые), воды, воздух, растительный и животный мир (по некоторым странах - леса и иная растительность, живой мир, наземная и водная фауна, творения живой и неживой природы). Почти во всех законах содержится указание на ландшафты (типичные или редкие ландшафты, пейзажи, характерные пейзажи), памятники природы, достопримечательные места и объекты природы, заповедники, курорты, зоны отдыха, зеленые насаждения населенных пунктов и т.п.

Квалифицирующим признаком, по которому определяется отнесение тех или иных объектов материального мира к охраняемым объектам природы, является экологическая взаимосвязь с окружающей средой. Природное вещество, оторванное или изъятое человеком из природы (вода в сосудах и резервуарах, порубленные деревья, отловленные рыбы, звери и птицы, добытые из недр земли полезные ископаемые), перестает быть объектом охраняемой природы, и переходит в разряд товарных ценностей.

Природные ресурсы повсеместно подразделяются на два вида — экологические и экономические. В первом случае они охватывают всю природу как источник жизни на планете. Во втором - они трактуются в более узком смысле как источники материального производства общества, объекты потребления природы со стороны общества, служащие естественным сырьем или материалом для хозяйственной деятельности человека. Ограниченность экономических ресурсов природы, их невоспроизводимость, например, полезные ископаемые или относительно длительное по времени воспроизводство, например, леса и лесные объекты, вызывает необходимость законодательного регулирования организации их рационального и эффективного использования.

В большинстве законодательных актов восточноевропейских стран не проводится принципиальной разницы между охраной и защитой окружающей природной среде. Так, закон Болгарии о защите природы в качестве предмета защиты называет охрану природного объекта, его разумное использование и улучшение. Закон Румынии о защите окружающей среды предусматривает в своих разделах охрану воздуха, охрану вод, охрану недр и других природных объектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.