Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в США




В США сформировалась комплексная отрасль права экологического права, направленного на реализацию модели экологически безопасного развития. Экологическое право США основывается преимущественно на нормах общего права. Но наряду с ними действует законодательство, направленное на регулирование отношений, являющихся предметом специального экологического права. Большинство их включено в тома «Охрана», «Земли минеральных ресурсов и добыча полезных ископаемых», «Судоходство и судоходные воды» свода законов США. Помимо федерального законодательства, существует законодательство отдельных штатов.

Экологическое законодательство США направленно на предупреждение загрязнения отдельных природных объектов, обеспечение рационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценных природных объектов. Наличие таких относительно самостоятельных направлений является особенностью системы экологического законодательства США и объясняется спецификой правового регулирования различных видов экологических отношений.

Центральное место в системе экологического законодательства США занимает закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, который принят в 1969 году. Закон направлен на достижение двух основных целей: возложение на федеральные ведомства обязанности по охране окружающей среды, выполнение которых должно сочетаться с их основными полномочиями и определение механизма реализации этих обязанностей. Закон предусматривает создание совета по качеству окружающей среды в рамках исполнительного аппарата президента на правах вспомогательного и совещательного органа, возлагает на Президента США обязанности по подготовке и представлению ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения.

Наряду с комплексным подходом к правовому регулированию охраны окружающей среды законодательство США обеспечивает по объектное регулирование отношений охраны окружающей среды от загрязнения. Оно относится к охране вод и морской среды, охране флоры и фауны, обезвреживанию и утилизации твёрдых отходов и токсичных веществ и т.д.

Охрана внутренних вод от загрязнения в США восходят к 1899 году, когда был принят закон о реках и гаванях. Закон возлагает на армейский инженерный корпус ответственность за поддержание в порядке всех вод США, пригодных для мореплавания в смысле навигации и охраны среды. В 1972 году был принят федеральный закон о чистой воде. Этот Закон определяет правовой механизм реализации стандартов путем выдачи разрешения на сбросы и привлечения нарушителей к различным видам юридической ответственности. Закон содержит четыре основных требования. Во-первых, в нем объявлено, что США должны стремиться к тому, чтобы исключить любые загрязнения своих территориальных вод. Это и есть так называемая «задача нулевого загрязнения». Во-вторых, все городские канализационные сети должны быть оборудованы системами вторичной очистки. В-третьих, закон поощряет внедрение прогрессивных методов очистки и удаления загрязнения. В-четвертых, закон установил новые нормы очистки промышленных стоков. Закон о восстановлении водных ресурсов санкционировал активное участие штатов в сооружении очистных устройств.

Охрана морской среды составляет относительно самостоятельное направленные охраны водных ресурсов от различных негативных воздействий. Такая самостоятельность объясняется наличием сложного комплекса правовых режимов, установленных для компонентов морской среды прибрежной зоны и континентального шельфа. Это создает определенные трудности в применении единого подхода для регулирования их использования в рамках существующих нормативных актов. Вопросы охраны морской среды предусмотрены в следующих законодательных актах: законе о предотвращении загрязнения нефтью, законе об охране морской среды, законе о чистой воде. Экологическая безопасность в этой сфере обеспечивается гарантиями надежности судов и предупреждения загрязнения моря при сбросе балласта, мойке судов и в результате столкновения.

В соответствии с Законом об охране морской среды сброс ядовитых отходов в пределах территориальных вод осуществляется только по разрешениям федеральных органов. В 1972 году был принят закон о предотвращении сбросов загрязнителей в океан. Этот закон устанавливает контроль за сбросом грунта, вынутого в портах США, независимо от того, куда он сбрасывается.

Другим законом, принятым в 1972 году, является закон об управлении прибрежными районами. В соответствии с законом, отдельные штаты должны использовать прибрежные участки суши и моря таким образом, чтобы обеспечивался оптимальный баланс между экономическим развитием прибрежных районов и состоянием окружающей среды. Закон определил прибрежные районы, в которые включены все судоходные воды с границами, проходящими по средней приливной линии, включая заболоченные земли, полностью или частично заливаемые при приливах и принадлежащие как государству, так и частным лицам.

В 1972 году принят закон о безопасности портов и водных путей, которым регламентировано загрязнение моря с судов. Этим законом установлены правила, обязательные при проектировании и постройке судов и направленные на исключение возможности нанесения судами вреда окружающей среде. Они распространяются на все нефтеналивные суда и суда для перевозки опасных жидких грузов, которые ходят под флагом США, а также на все иностранные суда этих типов, заходящие в воды США. В 1977 году внесены поправки в закон 1970 года, согласно которым в водах США устанавливается зона морской безопасности. В этой зоне запрещены любые сбросы нефти или других опасных веществ.

Добыча нефти в море регулируется законом о территории континентального шельфа. Согласно закону, ответственность за выдачу лицензий на бурение на шельфе возлагается на Министерство внутренних дел. При этом в случае разлива нефти владелец лицензии обязан возместить правительству убытки, связанные с ее сбором. Кроме того, буровые платформы в обязательном порядке должны быть оборудованы устройствами для предотвращения взрывов.

Мониторинг за загрязнением морской среды осуществляется в соответствии с законом о планировании исследования океана и мониторинга загрязнения океана. На его основании осуществляются следующие виды мониторинга: наблюдения за исходными компонентами загрязнения; мониторинг морских экосистем; мониторинг продовольственного потенциала; мониторинг нефтяных разливов.

Охрана флоры и фауны обеспечивается на основании требований закона о животных, птицах и рыбах, принятого в 1934 году. За время действия закона в его текст неоднократно вносились поправки, но его существо осталось неизменным. Оно заключается в том, что служба охраны рыб и диких животных и национальная служба охраны рыбных ресурсов определяют степень воздействия на животный мир любых мероприятий, так или иначе связанных с животными, птицами или рыбами.

Обращение с твердыми отходами обеспечивается посредством регулирования производства, транспортировки и размещения, включая захоронение на поверхности земли и в ее недрах, твердых и опасных отходов, и осуществляется на основании закона о хранении и возобновлении ресурсов. Закон установил строгий федеральный контроль за перевозкой опасных отходов. Предприятия, принимающие эти отходы для дальнейшей переработки или захоронения, обязаны получить на это соответствующее разрешение. В 1980 году в США был принят закон о всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности. Получивший название закона о суперфонде, он предназначен для урегулирования отношений по выявлению и расчистке заброшенных и неконтролируемых свалок отходов.

Обезвреживание токсичных веществ их производство, продажа и использование, включая пестициды, регулируются специальным законом. В законе о контроле за токсичными веществами реализуется комплексная государственная программа по осуществлению федерального регулирования производства и использования токсичных веществ. Центральное место в законе занимают условия и порядок правового регулирования их производства и применения.

Особо охраняемые территории занимают особое место в природоохранном законодательстве США. Первым в мире национальным парком был Йеллоустоун, созданный в 1872 году. На начало 90-ых годов в США на федеральном уровне и в пределах штатов функционировало 334 национальных парка и памятника природы, более 430 заповедников диких животных и птиц, 73 небольших заповедника рыб, 150 районов размножения водоплавающих птиц, 462 заповедника дикой природы, 7 морских заповедников, 6 национальных экологических научно-исследовательских парков. Их общая площадь составляет около 3% общей территории США.

В соответствии с законом США 1916 года о системе национальных парков, она создается для сохранения живописных, естественных и исторических достоинств природной среды, охраны животного мира, а также для обеспечения пользоваться этими благами таким образом, чтобы оставить их ненарушенными будущим поколениям. Законодательство предусматривает выделение в пределах каждого национального парка трех видов зон в зависимости от их целевого назначения — природных, исторических и рекреационных с соответствующим правовым режимом. Национальные парки в США создаются на основании специальных постановлений Конгресса (или легислатур штатов). Руководит системой особо охраняемых территорий служба национальных парков, агентство по охране окружающей среды, ряд комиссий Конгресса.

Реализация законодательства по охране и рациональному использованию природных ресурсов в США возложена на: министерство внутренних дел, в системе которого существуют бюро управления земель (1946), служба национальных парков (1916), служба охраны рыб и диких животных (1940), геологическое наблюдение США (1879), бюро рекламации (мелиорации) (1923); министерство сельского хозяйства, имеющее в своей системе службу охраны почв (1935) и службу леса (1897); национальная океаническая и атмосферная администрация, которая создана в 1970 году в системе Министерства торговли; Министерство юстиции, обеспечивающее управление землями и природными ресурсами; отдельные министерства и ведомства, в частности - армейский корпус инженеров (1802), министерство транспорта, федеральная администрация авиации, министерство энергетики, комиссия по атомному регулированию и другие ведомства.

В системе природоохранных органов США важное место занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входит руководство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живой природы. Оно ведёт национальный реестр исторических мест и учет интересных природных объектов, разрабатывает программы по их защите, охране архитектурных и инженерных ансамблей, а также археологических памятников, обеспечивает техническое содействие в планировании и развитии рекреационных ресурсов.

В задачу Агентства по охране окружающей среды (ЕРА) входит выработка стандартов допустимого загрязнения и осуществление контроля за соблюдением соответствующих законов. Управление в сфере обеспечения качества окружающей природной среды на региональном уровне чаще всего осуществляется правительствами штатов с участием региональных управлений министерств и федеральных агентств.

Механизм контроля общества за соблюдением природоохранного законодательства сформировался в США под влиянием низкой эффективности реализации экологических норм. В начале 70-ых годов, гражданам было предоставлено право обращаться в суд с иском о несоблюдении требований закона о чистом воздухе. В соответствии с § 304 закона любое лицо может от своего имени предъявить иск против любого лица и органа, включая Соединенные Штаты и правительственные учреждения. В пределах, допускаемых XI поправкой к Конституции, граждане могут выступить с обвинениями: в несоблюдении возложенных на них обязанностей по контролю за качеством атмосферного воздуха; нарушении стандартов выбросов в атмосферу или ограничений, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха; невыполнении предписаний органов государственного контроля.

Закон определяет две группы субъектов — ответчиков по искам граждан. Это — государственные органы, которые, по мнению истца, ненадлежащим образом осуществляют возложенный на них контроль за выполнением требований закона, и непосредственные природопользователи, нарушающие требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Для предъявления иска в суде определяющим является то, что действия либо решения названных субъектов не соответствуют требования закона. Особенность американского института «исков граждан» заключается в том, что в пределах искового обращения истец не может требовать возмещения вреда, причиненного ему лично либо кому-либо другому. Возмещение такого ущерба обеспечивается на основе иных исков. Институт «исков граждан» был введен в правовой механизм охраны окружающей среды как юридическое средство и форма контроля общественности за состоянием окружающей среды и обеспечения выполнения требований экологического законодательства. В конечном итоге этот институт является эффективным средством обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Стратегия интеграции Украины в ЕС. Утверждена Указом Президента Украины от 11 июня 1998 года. //Урядовий кур’єр. - 1998. - № 114-115.

О Национальной раде по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Указ Президента Украины от 30 августа 2000 года.

О мерах поэтапного введения в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм, и международных и европейских стандартов. Постановление Кабинета Министров Украины № 244 от 19 марта 1997 года. //Урядовий кур’єр. – 1997. - № 60-61.

Концепция адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Одобрена постановлением Кабинета Министров Украины № 1496 от 16 августа 1999 года. //Офіційний вісник України. – 1999. - № 33.

Договор о партнёрстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами от 14 июня 1994 года.

 

Алан Татам. Право Європейського Союзу. К., 1998.

Земельное законодательство зарубежных стран. М., 1982.

Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. Учебное пособие под ред. проф. Петрова В.В. М., 1990.

Робинсон Николас. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. Перевод с английского. Под ред. проф. О.С. Колбасова и А.С. Тимошенко. М., 1990.

Стайнов Петко. Правовые вопросы защиты природы. Перевод с болгарского. Под ред. проф. О.С. Колбасова. М., 1974.

Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. Перевод с китайского. М., 1990.

Basic Community laws. 7th edition, 1999.

Damian Chalmers. Inhabitants in the Field of EC Environmental Law //The Evolution of EU Law, 1999.

Peter Devies EC Environmental Law and Policy //European Business Law, Darmouth, 1996.

The Evolution of EU Law, Oxford, 1999.

Haigh N. Manual of Environmental Policy: the EC and Britain, 1993.

Johnson S. P. and Gorcelle G. The Environmental Policy of the European Communities, 1995.

Salter J. R. European Environmental law, 1994.

Kramer L. Focus on European Environmental Law, 1992.

Kramer L. European Environmental Law Casebook, 1993.


[1] Об «Общей стратегии» подробнее см.: Вишняков А.К., Корбут Д.Т. «Общая стратегия» Европейского Союза в отношении Украины (правовой аспект). //Актуальні проблеми держави та права. Одеса, 2000, вип. 7.

[2] См.: О мерах поэтапного введения в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм и международных и европейских стандартов. Постановление Кабинета Министров Украины № 244 от 19 марта 1997 года.

[3] См.: Концепция адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Одобрена постановлением Кабинета Министров Украины № 1496 от 16 августа 1999 года.

[4] Развитие европейского права происходило вместе с развитием европейской интеграции. Подписанный 18 апреля 1951 года договор об учреждении Европейского объединения угля и дал толчок интеграционному процессу. На основании Парижского соглашения 1954 года создаётся Западноевропейское сообщество. В последующем 25 марта 1957 года подписывается два Римских договора: об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Помимо осуществления экономических функций по интеграции европейских государств в сфере использования атомной энергии, Евратом формирует также единую европейскую политику в области обеспечения радиационной безопасности. Эта его функция стала особенно актуальной после Чернобыльской катастрофы 1986 года. Конвенцией 1959 года учреждается Европейская ассоциация свободной торговли.

Следующим витком европейской интеграции было расширение ЕЭС за счёт новых государств и принятие Шенгенского соглашения 14 июня 1985 года об отмене таможенного контроля. Подытоживая расширение ЕЭС, принимается Единый Европейский Акт 1986 года. Усиление европейской интеграции происходит в рамках принятого в 1992 году Маастрихтского договора об учреждении Европейского Союза (ЕС). Последним в процессе евроинтеграции, является Амстердамский договор 1997 года, который инкорпорирует Шенгенские соглашения в Римский договор 1957 года и значительно изменяет последний. Несмотря на образование ЕС в процессе европейской интеграции, другие европейские сообщества не прекратили своего существования и также продолжают функционировать.

Структура органов управления ЕС следующая: Европейский парламент (ЕП) – выполняет консультационно-совещательные функции и обеспечивает согласование законопроектов. Совет Министров (СМ) – осуществляет политику ЕС и нормотворчество, нормативные акты которого являются обязательными. Европейская комиссия (ЕК) – является исполнительным органом ЕС и осуществляет контроль за соблюдением законодательства, а также принимает постановления и директивы. Европейский суд правосудия (ЕСП) – орган правосудия, являющийся и правотворческим органом, поскольку в ЕС существует прецедентное право. Комитет постоянных представителей (КПП) – образован для поддержания межправительственных контактов в период между заседаниями СМ. Экономический и социальный комитет (ЭКОСОК) – консультативный орган ЕС. Суд аудиторов – осуществляет контроль за финансовой деятельностью ЕС.

[5] См. Юридична енциклопедія. К., 1999, т. 2, с. 398.

[6] Следует отметить, что директива – это не международное право. Она представляет собой нормативный акт, издаваемый СМ или ЕК, имеющий обязательную силу для достижения результата, указанного в акте. Но при этом государства союза свободны в выборе формы реализации положений директивы для достижения указанного результата. Таким образом, директивы подлежат обязательной имплементации во внутренне законодательство. Наибольшее количество экологических норм права ЕС содержится в директивах.

[7] Одним из первых эколого-правовых актов ЕС была директива 67/548/ЕЕС по классификации, упаковке и маркировке опасных веществ.

[8] Резкой критике европейское экологическое право подвергнуто, например, Дамианом Чалмерс: Damian Chalmers. Inhabitants in the Field of EC Environmental Law //The Evolution of EU Law, 1999.

[9] В связи с этим ЕСП приняло решение по делу С-2/90 ЕК против Бельгии (Walloon Import Ban) предусматривающей, что действия Бельгии по запрету транспортировки отходов на свою территорию являются законными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.