Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная зависимость между величиной, мерой и числом мерок

Любую величину можно сравнить с некоторой определенной величиной того же рода, которая принята за единицу измерения. Сам процесс называется измерением.

Возможность измерения – это характеристическое свойство величины, в результате измерения получается отвлеченное число, которое выражает отношение рассматриваемой величины к величине, принятой за единицу измерения.

Обучение детей дошкольного возраста измерению поможет устранить недостатки формирования представлений о числе, которые возникают при обучении счету только дискретных (отдельных величин). Измерение дает практическое умение считать непрерывные величины (жидкие, сыпучие, протяженные), потребность в которых возникает ежедневно. В результате обучения измерительной деятельности дети обогащаются новыми математическими знаниями, учатся проникать в суть вещей и явлений, устанавливать причинные связи, видеть взаимосвязи. Дети учатся оформлять словами результаты своих наблюдений. Обучение дает широкий развивающий эффект, оказывает положительное влияние на умственное развитие, на подготовку детей к школе.

Т.о., измерение величин позволяет представить число, как показатель соотношения между протяженностью предмета, объемом и избранной условной единицей измерения.

Измерение, в процессе которого используется более короткая мера, откладываемая по измеряемой величине определенное число раз включает две логические операции (Пиаже):

- процесс разделения, который позволяет детям понять, что целое состоит из некоторого числа сложенных вместе частей;

- операция объединения, которая позволяет детям присоединять одну часть к другой, и т.о. создать систему единиц при заменен одной мерки другой.

Какое понятие получило свое развитие раньше: понятие числа или измпрения? По Пиаже измерение получило развитие позднее. Дети учатся измерять расстояние шагами, длину, ширину предметов с помощью условной мерки и начинают четко различать:

- измеряемую величину (объект измерения);

- мерку (средство измерения);

- результат измерения (определенное число мерок).

Эти три компонента находятся в функциональной зависимости между собой. При измерении одного и того же объекта разными мерками его количественная характеристика будет различной. В этом случае зависимость между размером мерки и результатом измерения будет обратной: чем больше сама мерка, тем меньшее раз она уложится в объекте (и наоборот).

При измерении двух объектов одинаковыми мерками зависимость будет прямой: число мерок будет больше в том случае, если больше по величине измеряемый объект (и наоборот).

Основная цель пропедевтики функциональной зависимости – организация практической деятельности измерения с помощью условных мерок и наблюдение разных соотношений между величинами.

В результате такого обучения формируются знания о наиболее характерных свойствах величины (сравнимость, изменчивость, относительность).

Рассмотрим ряд правил, по которым протекает процесс измерения. Например при «линейном» измерении следует:

1) начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета);

2) сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;

3) перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);

4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;

5) перемещая мерки, надо не забывать их считать;

6) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.

Алгоритм измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ включает требования: соблюдение полноты мерки, сочетание измерения со счетом, отражение способа и результата действий в речи.

Показ должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка. Дети получают задания в конкретной форме. При этом воспитатель подчеркивает, что следует измерить (что сделать), кА (указывает последовательность действий и требований к ним), кто с кем будет измерять (организация работы).

Сначала дети затрудняются в одновременном выполнении измерительных действий и счете мерок. Чтобы облегчить задачу вводятся фишки-эквиваленты в виде каких-либо предметов. Отложив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку-эквивалент. Подсчитав их количество, дети узнают сколько мерок получилось при измерении. Благодаря введению фишек-эквивалентов непрерывное представляется через дискретное, устанавливается взаимно однозначное соответствие между мерками и их заменителями. Особенно этот прием важен на первых занятиях по освоению нового вида измерения условной меркой. Постепенно необходимость в использовании фишек-эквивалентов исчезает.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду | Сущность и значение организации денежных расчетов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.