Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников




Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

Ш в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;

Ш в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий (С.А. Веретенникова, 1980 г.).

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л.А. Каменева (Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой - М: Просвещение, 1991. - С.З). Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты и необходимость преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.

Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Так, например, в программе культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И. Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно - экологического сознания как базиса личностной культуры».

Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А. Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней». Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.

Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:

- усвоение новой системы экологических знаний;

- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;

- формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.

Эта программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Автор программы «Паутинка» Н.Л. Васякина Новикова, цель экологического образования детей дошкольного возраста определяет как «формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у ребенка планетарное мышление на основе формирования социально - экологического идеала, представляющего собой образ совершенства экологической среды и социально-экологических отношений, определяющий способ мышления и деятельности людей и представляющий собой единство соответствующих знаний, оценки и предписания. Эта цель решается посредством многих задач, среди которых можно выделить:

o формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком;

o формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений;

o идентификация себя с представителями живой природы.

Многие дошкольные образовательные учреждения используют данную программу в педагогическом процессе, мы предлагаем рассмотреть более подробно. В программе не дается распределение материала по возрастным группам; что позволяет, по мнению С.Н. Николаевой (1999 г.), начать ее реализацию в любой возрастной группе. «Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе». Реализация программы осуществляется на основе ряда принципов, материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний и впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течении учебного года на новом материале, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. В данной программе выделены разделы, состоящие из нескольких тем, в каждой из них указаны знания и отношения, которыми дошкольники овладевают в процессе изучения темы.

«Знания - не самоцель, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носит эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно относиться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и поэтому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения».

В отличии от программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой программа Н.А. Рыжовой (1996) содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого - географических, национально-культурных. Оно состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке дети знакомятся с различными доступными их пониманию, компонентами окружающей среды, а последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом из компонентов. Завершающий блок является обобщающим по отношению к предыдущим. В каждом блоке выделяется обучающий и воспитывающий компонент. Обучающий компонент - первоначальные сведения, воспитывающий - понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней.

Если сравнить эти блоки с выделенными в программе С.Н. Николаевой знаниями и отношениями, то можно сказать следующее: «обучающий компонент» и «знания» - выполняют одну и туже функциональную роль, так же как и «воспитывающий компонент» и «отношение». Следовательно, авторы подразумевают следующее развитие экологической культуры дошкольника: передача экологических знаний ребенку - это начальный этап в процедуре выработки осознанно - правильное отношение к природе; истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Необходимо помнить, что отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себя несет.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Из этого следует, то, что необходимость преодоления экологических проблем обусловила выделение экологического образования в педагогике, которое необходимо начинать осуществлять с дошкольного детства. В связи, с чем различными авторами были созданы образовательные программы. Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы. Сущность экологической культуры дошкольников составляют знания и отношения. Знания условно можно разделить на 2 группы:

1) о самом мире флоры и фауны, их разнообразные представления;

2) о возможных формах взаимодействия человека и животного.

А отношение дошкольников к природе имеет ряд аспектов:

Ш - познавательный;

Ш - эстетический;

Ш - гуманистический и имеют три уровня:

1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов;

2) вызванное утилитарной оценкой;

3) обусловленное нравственно - эстетической оценкой;

Таким образом, экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованиям и развитием самой природы.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.