Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Деятельность базовая категория психологии




 

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности мотивы т.е. совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

Основные виды деятельности: игра, учение и труд.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Существуют: и ндивидуальные игры, групповые, предметные игры, сюжетные игры, ролевые, игры с правилами.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Труд. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Актуальность обращения к теме во-первых решающая роль труда и деятельности в происхождении сознания и развитии психики человека. Во-вторых важная роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия, какова их структура.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это

Деятельность – мотив,

Операции- условия (задачи),

Действия – цель,

Психофизиологических функций - физиологические механизмы

Действие — основная единица анализа деятельности это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде­лена как образ желаемого результата. Цель в данном случае — это сознательный образ. Действие — это сознательное проявление активности человека. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие — это движение, взаимосвязанное с сознанием. Неразрывность сознания и поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности: 1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3.Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности). 4.Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие част­ные цели и т. д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо: 1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т. д. Следовательно, ваше действие, направленное на то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов — частных действий.

Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. В зависимости от задачи операция может состоять из разно­образных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.

По существу, уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Операции бывают двух видов: к операциям перво­го вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к усло­виям обитания и деятельности, а к операциям второго вида — сознательные дей­ствия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то вре­мя как вторые находятся на грани сознания.

Теперь перейдем к третьему, под психофизиологическими функция­ми в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следу­ет отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, т. е. они имеют генетическую обусловленность. Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности.

Далее необходимо определиться с понятиями потребности и мотивы. Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потреб­ность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания, называется потребностью.

Потребности человека: биологические, или органи­ческие (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потреб­ность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возра­сте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Потребности для субъекта удовлетворяются поэтапно: на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована», не осознана, выражено в напряжении выражено в беспокойстве или посто­янном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил назва­ние опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредме­чиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Как пра­вило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта сово­купность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее — особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры дея­тельности в теории А. Н. Леонтьева — на уровень особенной деятельности.

Любая деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий — типичное явление. Несмотря на полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие — второстепенными. Эти второсте­пенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запус­кают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность

Мотивы порождают действия путем формирования цели. К классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых, К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчерк­нуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Подобное утверждение вызывает закономерный вопрос: если мотивы неосознава­емы, то насколько они представлены в сознании? Значит ли это, что они вообще никак не представлены в сознании?

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Следует отметить, что об эмоциях как разновидности управляющих состоянием человека механизмов говорит не только А. Н. Леонть­ев. Об этом писали 3. Фрейд, У. Кэннон, У. Джемс, Г. Ланге.

Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной зна­чимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Образование нового мотива, единственный путь — это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой меха­низм — это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мо­тив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Участие сознания в деятельности. Другой вид деятельности — внутренняя деятельность. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить челове­ческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-пер­вых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внеш­няя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Психика не мо­жет рассматриваться вне деятельности, равно как и деятельность — без психики. Таким образом, в упрощенной форме с позиции деятельностного подхода предме­том психологии является психически управляемая деятельность.

В заключение следует остановиться на методологическом значении психоло­гической теории деятельности. Дело в том, что большинство научных работ и ис­следований отечественных психологов строится на принципах деятельностного подхода.

Таким образом, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение пси­хики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Во-вторых, деятельность, которой занима­ется человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизнен­ных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека. Общее понятие о психомоторике. Деятельность была бы невозможна, если бы не было единства вышеперечисленных процессов и движения. Среди отече­ственных ученых впервые на движение как необходимое условие нашей жизни и деятельности обратил внимание И. М. Сеченов.

Двигательное действие, развивающееся в процессе обучения, упражнения или повторения, следует называть двигательным или пси­хомоторным навыком. Существование некоей сферы или поля приложения наших усилий. Это поле при рассмотрении проблем психомоторики принято называть мотор­ным полем. Поле информации для осуществ­ления сознательного движения необходима сфера, из которой мы черпаем инфор­мацию, сенсорное поле. Между двумя составными сознательного движения необходимо еще одно важное условие — наличие механизмов переработки сенсорной информации и формирования мотор­ного акта.

Связь восприятия и ответного движения называют сенсомоторным про­цессом. В процессе исследования психомоторики выделяют три группы ответных реакций: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция и сенсомоторная координация.

Любая сенсомоторная реакция рассматривалась как самостоятельное действие или элемент сложного психомоторного акта.

Простая сенсомоторная реакция — это воз­можно более быстрый ответ зара­нее известным простым одиноч­ным движением на внезапно по­явившийся и, как правило, заранее известный сигнал. Она имеет толь­ко один параметр — время (латентное время реакции и время реализации дви­гательного действия).

В сложных реакциях формирование ответного действия всегда связано с выбо­ром нужного ответа из ряда возможных, называют реакцией выбора.

Наиболее сложным вариантом сенсомоторной реакции является сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле (например, при реакции на движущийся объект), но и реализация двигательного акта.

В качестве особых видов психомоторных процессов выделяются сенсоречевые и идеомоторныереакции. В сенсоречевых реакциях восприятие связано с речевым ответом на воспринятое. Сенсоречевые реакции, как и сенсомоторные, имеют те же три момента: сенсорный, центральный и моторный. Но центральный момент их очень усложнен и протекает во второй сигнальной системе, а моторный прояв­ляется как двигательный компонент речи.

Механизмы организации движений было сформулировано и экспе­риментально обосновано выдающимся российским ученым Н. А. Бернштейном, он опровергал принцип рефлекторной дуги как механизма организации движений и заменил его принципом рефлекторного кольца.

Объектом изучения Бернштейн сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека. Главное внима­ние в исследованиях Бернштейна было уделено трудовым движениям. Первый вывод, к которому пришел Бернштейн, состоял в том, что на основе такого механизма не может осуществляться хоть сколько-нибудь сложное движе­ние. Если простое движение, например коленный рефлекс, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии, то слож­ные двигательные акты, которые призваны решать определенные задачи, так стро­иться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки. А для этого центральная нервная система должна иметь информацию о ходе выполнения движения. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управле­ния движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Во-первых, при выполнении движения в большей или меньшей степени возникает явление реактивных сил. Во-вторых, при движении возникает явление инерции. В-третьих, существуют определенные внешние силы, которые оказывают влия­ние на ход выполнения движения. В-четвертых, существует еще один фактор, который не всегда учитывается при начале выполнения движений, — это исходное состояние мышц.

Таким образом, существует целый перечень факторов, оказывающих непосред­ственное воздействие на ход выполнения движения. Следовательно, центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движе­ния. Эта информация получила название сигналов обратной связи.

Рефлекторное кольцо присутствуют следующие элементы: моторные «выходы» (эффектор), сенсорные «входы» (рецептор), рабочая точка или объект (если речь идет о пред­метной деятельности), блок перешифровки, программа, регулятор, задающий при­бор, прибор сличения.

Помимо рефлекторного кольца Бернштейн выдвинул идею об уровневом построе­нии движений.

Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоя­тельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения — тонус мышц.

Уровень В — уровень синергии. На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном по­ложении и движении частей тела. Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей.

Уровень С. Этот уровень Бернштейн назвал уровнем пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся ин­формация о внешнем пространстве. Поэтому на данном уровне строятся движе­ния, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения.

Уровень D — уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечающий за организацию действий с предметами. К этому уровню отно­сятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Движения на этом уровне представлены как действия.

Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигатель актов. К этому уровню относятся: речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения этого

Процесс формирования двигательного навыка и принцип активности. Процесс формирования навыка был описан Бернштейном очень подробно. Рассматривая этот процесс, он выделяет большое количество частных фаз, которые объединяются в более крупные периоды.

В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Ознакомление с двигательным составом действия происходит путем рассказа, показ или разъяснения, т. е. в этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит внешне, или снаружи.

За этой фазой следует другая, наиболее трудоемкая фаза первого периода -фаза прояснения внутренней картины движения. Одновременно с этим человеком учится перешифровывать афферентные сигналы в команды.

В ходе многократного повторения начинают проясняться и осваиваться сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более точные и недоступные более высокому уровню сведения о различных сторонах движения.

Второй период — автоматизации движений. В тече­ние этого периода происходит пол­ная передача отдельных компонен­тов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уров­ней.

Содержание второго процесса заключается в том, что низовые уровни организма, имеющие опыт построения движений, уже име­ют готовые двигательные блок

В последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навык; счет стабилизации и стандартизации. Под стабилизацией понимается достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прямолинейность и помехоустойчивость, т. е. не разрушается ни при каких обстоятельств. Движение человека есть резуль­тат проявления его активности.

Подтверждение приоритетной роли активности в формировании движения. Это подтверждение кроется в наших представлениях о стимуле. Мы привыкли к тому, что раз произошло воздействие стимула, то за ним должна следовать реакция. Но на человека постоянно воздействует очень большое количество стимулов, а двигательная реакция проявляется только в отношении лип некоторых из них. Почему? Потому что субъект сам выбирает соответствующие стимулы. Теперь перейдем к общебиологическим аспектам принципа активности и зададим себе вопрос: нет ли на общебиологическом уровне свидетельств существования принципа активности? Бернштейн на этот вопрос отвечает положительно.


Литература по всему курсу

Основная литература. Основная

*

1.Гальперин П .Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 ил в изд.: П.Я.Гальперин. Психология как объективная наука. М.: Изд-j «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

2.Гамезо М. Домашенко И.Л. Атлас по психологии.- М.: Просвещение, 1986. 272с.

3.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000

4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1972. (1959,1963).

5.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. - М.: Педагогика 983.

6.Леонтьев А.Н. Эволюция психики.- М.:МПСИ, 1999.

7.Немов Н.С.Общая психология. Тексты. В 3-х тт. Т 1 Введение.

8.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.- М.:МГУ.

9.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб, Питер, 2000. 592с.

10.Общая психология, /ред. А.В.Петровский. - любое издание.

11.Рубинштейн С.Л. Общая психология. (1935,1946, 1998) ч.1 и 2.

12.Северцов А.Н. Эволюция и психика // Собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1945. Т. 3.

Соколова Е.Е. Введение в психологию: Краткий конспект лекций и методические указания к курсу. М.: РПО, 1999.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997.

13.Практикум по общей и экспериментальной психологии.//под общей редакцией А.А.Крылова, С.М. Маничева.-СПб.: Питер, 2000. - 560с.

14.Психологический словарь любой.

15.Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соко­лова М.: РПО, 1999. (В данной хрестоматии собраны основные первоис­точники практически по всем вопросам программы, поэтому в списке ли­тературы они не упомянуты, кроме источников под NN 3 и 5, которые в Хрестоматии даются в отрывках).

16. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: УМК «Психология», 2000.

Дополнительная литература:

1.Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т.2.

2. Введение в психологию. /Ред. А.В.Петровский.- М.: Академия, 1995. 495с.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. — М.: АПН СССР, I960.

4. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6-ти томах, т.З., - М.: Педагогика, 1983.

5.Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, Д.АЛеонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

6.3инченко В.П. Моргунов Е.Б.Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Тривола, 1994.Популярная психология. Немов Р.С. Кн.1.- М.: Просвещение, 1994.576с.

7.Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

8.Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.

9. Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

С.69-73.

10.Периодические издания: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии».* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психо­
логию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

12.Практикум по общей психологии.- М.- Просвещение, 1990. 288с.Статьи из БСЭ, Философской энциклопедии, Педагогической энциклопедии, Философского энциклопедического словаря. Тинберген Н. Поведение животных М.: Мир, 1985.

13.Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

14.Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Шко­ла А.НЛеонтьева. М.: Смысл, 1999.

15.Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенети-ческий подход. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1979.

16.Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1977. — 528с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.