Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль средневековья




Политическая мысль эпохи просвещения.

Политическая мысль эпохи возрождения.

Политическая мысль средневековья.

Тема 4. Политическая мысль Европы.

Цель: Рассмотреть основные этапы и направленияразвития политической мысли в Западной Европе.

Основные понятия: «реалистический гуманизм», «политическое благоразумие», «аристократия», «политический реализм», «социальные группы», «централизованное государство», «суверенитет», «общественный договор», «социальный компромисс», «принцип разделения властей».

Августин (354-430) и Фома Аквинский(1226-1274) - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.

Одним из ярчайших мыслителей Средневековья считается Аврелий Августин (354—430). Он был философом, влиятельнейшим проповедником, христианским богословом и политиком. Говоря об устройстве общества, А. Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств. По его мнению, неравенство будет существовать во все века земной жизни человека. Тем не менее, все люди равны перед Богом и потому А. Августин призывал жить в мире.

Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.

А. Августин считал государство наказанием за первородный грех. Оно является системой господства одних людей над другими и предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливым государством А. Августин считал христианское государство.

К основным функциям государства А. Августин относил обеспечение правопорядка, защиту граждан от внешней агрессии, помощь Церкви в борьбе с ересью. Для нормального функционирования государства необходимо соблюдать международные договоры.

Однако более удачным вариантом учения об общественной жизни, считается подход, предложенный Фомой (Томасом) Аквинским (1225-1274). В тезисном виде его концепцию можно представить следующим образом:

1. Общество состоит из людей, созданных по воле и подобию Бога и награжденных им бессмертной душой.

2. Бог предопределил место и роль каждого человека в обществе. Следовательно, он также определил имущественное неравенство людей и иерархию сословий.

3. Бог ниспослал некоторым людям исключительное духовное свойство – харизму, дающую право руководить другими людьми, подчинять их своей воле, которая соответствует воле Бога.

4. Общество – божье установление, но в нем есть кое-что от Дьявола, который постоянно мешает Богу, вмешиваясь в дела людей и искажая божественную суть их общественной жизни.

5. Для общества и государства нет задачи более важной, чем отличать божественное, т.е. должное, нужное, хорошее, от дьявольского.

6. Католическая церковь лучше всех знает, что исходит от Бога, а что от Дьявола Её деятели (Папа, епископы, инквизиторы) наделены харизмой.

Перетолковав господствующую августинскую интерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.

В работе "Сумма теологии", которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии, Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права. Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.

Аквинат указывал, что естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его. Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха.

Идеальной формой вправления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом.

Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечном счете, подчинены духовной. Духовное бытие людей - компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском обществе: церкви и государства.

С течением времени, предложенные Ф. Аквинским тезисы были положены в основу официальной доктрины католической церкви, учения, получившего название томизм, и сохранившегося по сей день в несколько модернизированном виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.