Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И способы их устранения и преодоления




От актов применения права

Отличие нормативных актов

Понятие, особенности, виды

 

Акт применения права — это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вы­несенное компетентным органом в результате решения кон­кретного юридического дела. Он выступает итогом правоприме­нительной деятельности и обладает следующими особенно­стями:

исходит от компетентных органов;

носит государственно-властный характер;

носит индивидуальный (персонифицированный), а не нор­мативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъек­тивными правами и юридическими обязанностями;

имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как дей­ствие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следую­щим основаниям:

1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повы­шении по службе) и охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают ко­нечное решение юридического дела, например, приговор) и вспо­могательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования - на акты уго­ловно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

 

 

Общее между ними: это правовые акты;

они принимаются и обеспечиваются компетентными (пре­жде всего государственными) органами;

выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного правоприменительный акт:

1) принимается именно на основе нормативного;

2) конкретизирует норму права, содержащуюся в норма­тивном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, от­ношениям;

3) носит персонифицированный (индивидуально-определен­ный) характер;

4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

5) выступает юридическим фактом для возникновения, из­менения и прекращения соответствующих правоотношений.

6. Пробелы в праве: понятие

 

Пробел — это полное или частичное отсутствие в дейст­вующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфе­ре правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины про­белов в праве. Они должны своевременно устраняться и пре­одолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворче­ского процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть же пробел можно с помощью правопримени­тельного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз воспол­нять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридическо­го дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный спо­соб преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда кет кон­кретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. При­чем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком при­менении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), боль­шинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном право­сознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключа­ется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.